ХР Человек прямоходящий Ашельские орудия

Александр Суворый
ХР. 2.3.14. Эпоха человека прямоходящего. Ашельские орудия.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 14. Ашельские орудия.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
880 000 до н.э.

Земля. Евразия. Похолодание климата. 880 000 до н.э.
Гюнцско-Небрасское оледенение (900 000-730 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Гюнц II» (930 000-815 000 до н.э.). Продолжение Ликинского межледниковья (1 000 000-800 000 до н.э.).

Повсеместно. Африка. Долина Аваш. Озеро Туркана. Район Кооби-Фора. Ближний Восток. Кавказ. Южная Азия.  Каменная технология производства орудий труда. Способы и методы применения и изготовления каменных орудий. Типовые ашельские каменные орудия. 880 000 до н.э.

Постепенно, с развитием загонной охоты и коллективного собирательства, из «типового» набора каменных орудий ашельской индустрии исчезают пики, преобладают массивные рубила-бифасы с необработанным нижним концом («пяткой»).

Эти рубила-бифасы приобретают более устойчивые и симметричные формы относительно длинной оси орудия. Набор мелких орудий отщепов-остроконечников становится более обширным и функционально специализированным. Всё больше начинают появляться сколы-отщепы заданных форм и пропорций (будущая леваллуазская техника).

Олдувайские и раннеашельские орудия распространились в Африке, на Ближнем Востоке и на Кавказе. На новых территориях Евразии, вплоть до островов Ява и Флорес (Индонезия) распространятся среднеашельские орудия вместе с новыми видами питекантропов Homo ergaster и Homo erectus – архантропами.   

Юго-Восточная Азия. Китай. Ксяочаньлиань. Homo erectus – китайский питекантроп. Рефлекторное и инстинктивное поведение. 880 000 до н.э.

На юге Китая в бассейне реки Хуаньхэ в 600 км от местечка Ксяочаньлиань (недалеко от будущего Пекина) обитает Homo erectus (питекантроп), сумевший каким-то образом выжить в условиях климатических изменений (стужи зимой и засухи летом). На севере Китая Homo erectus (питекантроп) обитал еще 1 300 000 лет до н.э.

Возможно, эти переселенцы из африканских тропиков уже умеют делать себе одежду и строить укрытия от непогоды. При этом данные питекантропы всё ещё живут под руководством «первой сигнальной системы» - системы рефлекторно-инстинктивного поведения.

Они, как высокоорганизованные животные, способны воспринимать только конкретные сигналы-раздражения, поступающие из внешнего мира в их мозг через органы чувств. Эти сигналы проявляются в нервной сигнальной системе как рефлекс, как конкретно-чувственное переживание в виде ощущения. При этом отражаются только частные или конкретные качества тех или иных предметов и явлений окружающей среды.

Питекантропы хорошо чувствуют и различают тепло и холод, сухость и сырость, комфорт и неудобство, сытость и голод, безопасность и опасность. Своим поведением они соответственно реагируют на эти ощущения в инстинктивной борьбе за существование и выживание.

Земля. Homo erectus. Питекантропы. Закономерности онтогенеза психики человека. Знаково-символьное поведение. 880 000 до н.э.

Образное представление, воображение и общение неизбежно влечёт за собой такое же подробное, фотографически-кинематографическое воспроизведение этих образов доступными вспомогательными средствами.

Первыми формами выражения ощущений, чувств и мысленных структур-образов питекантропа стали мимика, жесты, позы, характерные движения, сопровождаемые звуковыми сигналами-символами.

Сложносоставные характерный формы образного поведения стали выражать равнодушие, гнев, заинтересованность, просьбу, властвование и подчинение. Так возникли первые образные понятия-определения форм поведения или знаково-символьного поведения.

Вскоре только одного характерного рыка-сигнала стало достаточно, чтобы возникла ответная структура-образ или форма поведения.

Звуковые сигналы-символы гораздо экономнее, чем сложносоставные позы, жесты, мимика и движения. Однако ещё очень долго люди будут помнить эти формы древнейшего образного или знаково-символьного поведения, и манерно раскланиваться друг с другом, танцевально шаркать ногами, махать шляпами и взмахивать веерами, причём для каждого случая строго определённым образом.

В данное время процесс формирования своеобразного «языка» образного или знаково-символьного общения идёт полным ходом. Возникает огромное количество внешних структур-образов или символов-знаков поведения, отражающих внутренние сложносоставные инстинктивные структуры-образы поведения.

При этом практически каждый из этих элементов поведения сопровождается своим набором звуковых сигналов-символов, понятных всем участникам данных отношений. Причём понятны они не путём заучивания, а путём естественного восприятия – зрительного и чувственного, что называется «собственной шкурой».

Так из естественных звуков окружающей среды и знаково-символьных звуков образного общения возникает звуковой язык общения – речь. 

Земля. Homo erectus. Естественное поведение питекантропа. Культурно-психологическое развитие языка внешнего поведения. Общее бытие (общежитие). 880 000 до н.э.

Катастрофические и обширные климатические изменения объективно вынудили приматов, гоминид и человека осваивать новые территории, места обитания, кормовые угодья и новые виды пищи, а также способы добывания пищи. При этом выжить и размножиться сумели те сообщества гоминид, которые овладели орудийной деятельностью, выработали язык и технику внешнего поведения, а также создали новую систему организации групповой жизнедеятельности – общее бытие, общежитие.

Окончательный распад гаремной семьи, порождённый развитием орудийной и коллективной присваивающей деятельности, привёл к развитию кровнородственной организации первобытных отношений, развитию половых отношений первобытного эндогамного промискуитета и развитию специфических родственных отношений. Причём ощущения, чувства и отношения «родства» стали распространяться на всех членов сложившегося сообщества, общежития.

Вероятно, такому развитию отношений способствовало наличие детёнышей-сирот, оставшихся после гибели их родителей, половые отношения первобытного эндогамного промискуитета (наличие детей, не имевших конкретного отца), а также развитие системы отношений воспитания-дрессуры.

Жизненно необходимо было «воспитать» всех и каждого члена сообщества так, чтобы каждый и все могли вступиться и защитить любого, как своего детёныша, своего близкого и родного человека.

Вероятно, уже в данное время возникло первое естественное общепринятое правило внешнего поведения: «Один за всех и все за одного».