ХР Человек прямоходящий Использование огня

Александр Суворый
ХР. 2.3.11. Эпоха человека прямоходящего. Использование огня.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 11. Использование огня.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
930 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. 930 000 до н.э.
Продолжение Дунайско-Гюнцского межледникового периода (1 500 000-900 000 до н.э.). Начало стадии похолодания «гляциал Гюнц II» (930 000-815 000 до н.э.). Продолжение Ликинского межледниковья (1 000 000-800 000 до н.э.).

Земля. Повсеместно. Африка. Долина Аваш. Озеро Туркана. Район Кооби-Фора. Ближний Восток. Кавказ. Южная Азия.  Каменная технология производства орудий труда. Способы и методы применения и изготовления каменных орудий. Рубила-бифасы. Пики. Кливеры. Овальные рубила. Остроконечники. 930 000 до н.э.

В данное время количество видов и типов орудий труда питекантропов весьма велико. Главными и универсальными каменными орудиями повсеместно являются рубила-бифасы. Это орудие постоянного ношения и применения.

Кроме рубил-бифасов изготавливаются пики – очень массивные орудия, напоминающие современную кирку без ручки. Основной рабочий элемент пиков – массивный заостренный конец, которым, возможно, рыхлили землю или дробили кости и ветки.

Кливеры – это каменные орудия из крупных отщепов с поперечным лезвием. В данное время ашельская культура ручных рубил-бифасов распространилась по всей Африке и вытеснила древнюю олдувайскую индустрию.

На данном первом раннем этапе ашельской культуры (1 700 000-1 000 000 до н.э.) характерны грубые и массивные, грушевидные, овальные, но чаще асимметричные рубила-бифасы, пики и кливеры. При этом повсеместно используются различные специализированные мелкие орудия-отщепы-остроконечники, но пока они не являются определяющими тип культуры.

Возможно, это связано с тем, что питекантропы данного времени не являются активными охотниками, а больше времени уделяют поиску останков погибших животных.

Весь мир. Африка. Евразия. Повсеместно. Homo erectus. Питекантропы. Использование огня. Каменный очаг. Дым, запах и курение. 930 000 до н.э.

Одновременно с приручением огня Homo erectus – питекантроп «открыл» свойства обожжённого дерева, камня, кости и глины (930 000-900 000 до н.э.).

Возможно, впервые человек стал использовать свойство нагретых в костре камней долго хранить и отдавать тепло.

Высушенная и закалённая на огне дубина весила меньше и становилась крепче.

Камни, обмазанные глиной, образовывали прочный огнестойкий очаг.

С начала пользования огнём возникло курение как таковое (вдыхание дыма от сгорающих растений и веществ). Запах (дух) жареного мяса, запекаемых овощей, яиц и других продуктов быстро становится знаками, сигналами, средством общения.

Ароматические запахи от сжигания грибов, деревьев и смолистых веществ оказывали магическое (волшебное) действие на ощущения, сознание и подсознание человека.

Крайне важным свойством огня и дыма стало устранение из мест обитания неприятных бытовых запахов, очищение воздуха помещений за счёт тяги.

Очень скоро человек «открыл» оздоровительные свойства огня, тепла от огня, настроения от запахов.

Огонь, живые и трепетные языки пламени, возможно, были первыми зрелищами для людей. Человек приобрел привычку долго и заворожено смотреть на огонь.

Вероятное изобретение факела, лучины, очага и различных видов кострищ: бытового, ритуального, обогревающего и тлеющего (для сохранения огня).

Южная Европа. Балканы. Кавказ. Прикаспий. Homo erectus. Питекантропы. Использование огня. 930 000 до н.э.
В пещерных стоянках Шандалья (Словения), Петралона (Греция) и Азых (Азербайджан, Карабах), а также в пещере Эскаль остались древнейшие очаги и следы пользования огнём (1 000 000-930 000 до н.э.). Здесь будут найдены обугленные кости, уголь, зола и обожжённые камни.

Весь мир. Африка. Евразия. Повсеместно. Homo erectus. Питекантропы. Питание первобытного человека. Мужские и женские поведенческие стереотипы. 930 000 до н.э.

Питательная, ароматная и энергетически насыщенная пища, приготовленная с использованием огня, становится желанным предметом «охоты», воровства или отъёма (грабежа).

Однако такая пища не готовится сама, поэтому агрессия мужских особей гоминид, проявляемая при похищении пищи, распространяется и на самок (женщин), которые готовят эту пищу.

Мужские особи теперь защищают от внешней чужой агрессии не только пищу, но и женщин-кормилиц.

Женские особи, возможно, в данное время впервые кроме важнейшей роли деторождения, приобрели новую социально важную роль кормилицы и хранительницы очага.

Из среды гаремных самок выделились умелые, опытные, знающие женщины-кормилицы, получившие, вероятно, впервые власть над мужчинами.

Формирование у мужских особей устойчивых поведенческих стереотипов (трансферных инстинктов) совмещения сексуального и пищевого желания (вожделения) и образов сексуальной притягательности женщины и вкусной пищи, получаемой из рук женщины-кормилицы.

Особую роль и значимость приобретают матери-кормилицы.

Формирование устойчивого образа мужчины охотника-защитника-добытчика-разбойника и женщины матери-кормилицы-хранительницы-дарительницы.

Земля. Homo erectus. Питекантропы. Закономерности онтогенеза психики человека. Предметная память. 930 000 до н.э.

Мыслительная деятельность, мышление, интеллект и память питекантропа всегда предметна, её составляющими являются, в первую очередь, зрительные структуры-образы. Знаковые вещи или предметы, участвующие в этих структурах-образах, являются предметами памяти или орудиями эйдетической и визионерской памяти, пробуждающими эти структуры-образы, вызывающими воображение.

От памятных событий, например, от пойманной дичи и роскошной трапезы осталась только маленькая когтистая ножка-лапка, но её вид будит приятные воспоминания сытости и успеха, а её присутствие (ношение на шее, например) обещает в будущем повторение удачной охоты и вкусной еды.

Знаково-символические предметы и вещи являются вспомогательными орудиями в истории развития памяти и интеллекта человека. Каждый предмет-символ является побудительным напоминанием какой-либо истории, памятного события, структуры-образа.

Поэтому они значимы, дороги и ценны для питекантропа. До сих пор современные люди хранят в своих шкатулках, коробках из-под обуви, в корзинках или мешочках дорогие и памятные игрушки, открытки, вещицы и безделушки.

Земля. Homo erectus. Естественное поведение питекантропа. Культурно-психологическое развитие. Язык внешнего поведения. Звуковой язык. Смех и плач. 930 000 до н.э.

Среди всех живых существ только человек может смеяться и плакать. Все элементы языка внешнего поведения, в том числе звуки, издаваемые при смехе и плаче, обладают исключительной красноречивостью и богатством культурно-психологических оттенков естественного поведения человека.

Смех отражает не только эмоциональное состояние человека, но и его отношение к окружающей среде и окружающим. Уже в данное время смехом человек (питекантроп) может выражать веселье, радость, удовольствие, неприязнь и злорадство.

Смех может быть насмешкой, издевательством, осмеянием, презрением. Смех может быть ироническим и сардоническим, а также смехом сквозь слёзы, горестным и печальным. При этом «смех от щекотки» и «заразительный хохот» имеют инстинктивную основу.

Практически всем и каждому понятен и приятен естественный искренний, задушевный, простодушный смех. Также понятен, но неприятен заискивающий льстивый смех и подленький хихикающий смешок.

Наиболее сильна и красноречива короткая или кривая усмешка, которая немедленно лишает уверенности даже сверх уверенного в себе человека.

Если усмешка-ухмылка является признаком какого-то тайного знания, то смех без причины всегда считался и считается признаком глупости и «дурачины». Как говорится: «Кто как хочет, так и хохочет».

Зеркальным отражением смеха является плач.

Естественно плачут от боли, печали и горя. Плачем сигнализируют о своём состоянии, потребностях и беспомощности. При плаче издаются характерные сигнально-знаковые звуки писк, хныканье, визг, визжание, вой, рёв, плач навзрыд.