А. Ципко и русские дураки

Владимир Костылев
На страницах "Литературной газеты" часто развёртываются нешуточные баталии по поводу социально-политических проблем современной России.

14 декабря 2011 г. была опубликована статья известного публициста Александра Ципко "Не будем валять дурака!" Её можно прочесть на сайте ЛГ в разделе "архивы". Там же опубликованы и многие интересные комментарии. Рекомендую.

Предлагаю внимание мой комментарий к этой статье, опубликованный на сайте ЛГ
_______________________________________________________



      КТО ВАЛЯЕТ ДУРАКА?

Что ж, в очередной раз мы читаем упреки и обвинения русских людей в пьянстве, лени, безответственности и даже в убийстве русскими матерями своих детей. Упрёки и обвинения, вместо анализа, почему это происходит, что причина этому.

А судьи кто? "В наши дни, -писал Ципко 30 лет назад, - уже реализованы, осуществлены основные, наиболее крупные цели общественных преобразований на пути от капиталистической к коммунистической формации... Сегодня уже в основном обеспечены МАКРОУСЛОВИЯ (выделено Ципко) для осуществления и развития коммунистической формации, отношения социалистической общественной собственности стали господствующими, упрочилась политическая власть трудящихся..." и т.д. (А.Ципко, Социализм: жизнь общества и человека. М.: Молодая гвардия, 1980 г., с. 30).

"Сильно" сказано, особенно о господстве политической власти трудящихся.

Вопрос в том, способен ли сегодня антикоммунист Ципко, человек, меняющий свою нравственную, как он любит выражаться, парадигму на 180 градусов, правильно понять объективный ход истории? Когда-то он писал, что "с глубоким удовлетворением сопереживал кризису социализма, со сладострастным нетерпением ожидал очередного провала дела социализма в мировом масштабе" (ЛГ № 47, 2001 г.)

Вот, оказывается, какие "учёные" развивали теорию социализма. Результат - налицо.

Ципко призывает нас к "серьёзному разговору о причинах нашего трагического ХХ века". Каковы же аргументы и тон этого разговора предлагает Ципко? Какую позицию на самом деле он "отстаивает более 20 лет"? Всё те же "либеральные" страшилки: "большевики - кучка авантюристов и фанатиков; геноцид собственного народа, организованный Сталиным; русский народ, не в состоянии совладать со своей страстью получить что-то задарма; безудержный эгоизм русского человека; распад СССР - по инициативе русских" и т.п.

Какое непонимание того, что произошло за эти 20 лет. "Народ сам предпочёл ... капитализм, программу радикальных экономических реформ Ельцина".

Так создаются исторические мифы, так формируется ложь и фальсификация истории. Под эгидой учёности и под прикрытием учёных степеней. "Народ становится жертвой ... избранной им власти". Ну неужели Ципко не понимает, как избиралась эта власть? Почему он не сочувствует своему народу? Неужели он верит в то, что народ так уж хотел капитализма и всего того, что ему сопутствует? Разве он не знает, как проходило разграбление общенародной собственности? Почему он плюёт в историю, вместо объективного анализа?

Да потому, что он стал одним из выразителей идеологии возрождающегося капитализма в России. При этом он не видит, или, скорее, не хочет видеть подлинных причин и оснований превращения России в ординарную буржуазную страну с буржуазной же демократией и вытекающими отсюда последствиями (борьбой за власть, собственность, унижением инородцев, обнищанием людей, безработицей, распадом семьи, чудовищным имущественным расслоением и т.д. и т.п.).

Ципко, как и 100 лет назад его философские предшественники, призывает нас к христианскому смирению, к обузданию гордыни, к гуманизму. История повторяется. Одни, дорвавшись до власти и собственности, крепко держат её в руках, усиливают полицию, судебную систему, а их сподвижники-идеологи создают для этого благоприятный идеологический фон. "Обвинительный уклон в критике власти" не для Ципко. Он видит в нем классовую мораль, которая, как и 100 лет назад, является самой ненавистной, самой неприемлемой для господ либералов, удовлетворённо потирающих руки после сытной трапезы.