Орехи

Валентина Чепига
   Лето нынче  выдалось  очень   жарким.  Грибов  в  этом  году  было  мало,  а  вот  орехов  небывалый  урожай. Поспели.  Люди потянулись  в  лес. Первые,  кто  сходили и  принесли  - подали  пример  и  пошёл  слух  -  орехов  много!

   Позвонила  и  мне  соседка  и  пригласила  съездить  в  лес  за орехами.  Конечно  я  обрадовалась,  я  вообще  очень  люблю  лес,  а  тут  за орехами,  тем  более, что  в  детстве  когда-то  мы  с  бабушкой  ходили пешком  далеко  в  лес  и  приносили  каждый  раз  по  мешку. Зимой  у  нас  в доме  стоял  большой  сундук, полный,   набитый лесными  орехами.  Мы  их  раскладывали  в  маленькие  мешочки  льняные,чтобы  экономнее  и  удобней  брать  было,да  и  угощать  кого  -  дал  мешочек -  необычно,    и  приятно.

   Я  с  радостью  приняла  приглашение  и  рано  утром  на  следующий  день  мы  отправились  с  первым  автобусом  в  лес.  На  перекрёстке в Шаблыкино  сели  и  поехали.  Когда  вышли  на  краю  леса,  нас  оказалось  семеро  женщин.  Все  в  возрасте.  Пенсионеры.  Они  друг  друга все  знают,  одна  я  новенькая.  Познакомились  быстро  и идём  себе  гуськом  по  тропе  через  лес  к  просеке-вырубке.  Говорят  там  самые  ореховые  заросли, кусты  орешника,  самосевом  разросшиеся.

   Сразу  среди  всех  выделилась  и  запомнилась  мне одна  -  Лидия  Ивановна,  потому,  что  она  очень  общительная,  весёлая  и  все  как-то  больше  обращаются  к  ней  с  разговорами  и  вопросами.

   А  вот  и  просека! Дошли  в  разговорах  незаметно  и  быстро. Пробрались  по  высоченной  траве  к  орешнику,  а  там  его  тьма-тьмущая!  Разбрелись  по  кустам, притихли,  каждый  рвёт  себе  на своём  кусте, но  держимся  все  недалеко друг  от  друга.

   Втянулись  потихоньку  -  рвём.  Изредка  слышны  разговоры  между  собой,  а  иногда,  кто  подальше  ушёл,  кричат -  Ау!  Лида.а.а! В  ответ  она  отзовётся  и  опять  тишина.  Я  заметила,  что  чаще  всех  зовут  именно  Лидию  Ивановну.  Отзовётся  она  и,  как-то  спокойно  становится, что  она  здесь,  не  далеко.

   Я  помалкиваю.Если  я и  крикну,  то  меня  всё  равно  никто  не  услышит, потому,  что  у меня  слабые  голосовые  связки. Стараюсь  держаться  поодаль,  но  так,  чтобы  не  отбиваться  ото  всех, хотя  в  лесу  не  боюсь  заблудиться, т.к.  ориентируюсь свободно.

   Рвём  себе  орехи.  Только  и  слышно,как  ветки  шуршат. Шум  по кустам.  Орехи  спелые!  Наклонишь  ветку, а  некоторые  уже  как  жёлуди,  коричневые,  сами  из  пачки  высыпаются  на  землю.  Поэтому  стараешься  веточку  наклонить потихоньку,  чтобы  не  осыпались.  А на  вкус  -  ядрёные,  сладкие! Разгрызёшь  орех -  а  он  твёрдый,  сладкий - хрустит! Такое  радостно-приятное  ощущение,  хоть  нам  пенсионерам и  не  совсем  по  зубам, но  всё  равно  радостно. Ведь  не  для  себя  же  стараемся,  а  детям,  внукам,  тем  более, что лесной  орех  очень  полезен  для  здоровья.

   Прошло  примерно  часа  два. По  одной  сумке  уже  наверное  каждая  нарвала,  однако  домой  ещё  никто  не  собирается.  Рано.  Все  вошли  в  азарт,да  и  приноровились,  дело  бвстрее  идёт.  Теперь  стараемся  выбирать  кусты,  где  орехи  покрупней.  Заметно  тяжелее  стало ходить  с  полной  сумкой,  да  и  вторую наполнять.  Но  очень  уж  это  затягивает, хочется ещё  и  ещё  чуть-чуть,  а  получается, что  и  вторая  сумка уже  почти  полная.  А  орехи-то  тяжёлые,  а  мы-то  все  не  молодые...

   И  вдруг  слышу:  "  Ой,  плохо  мне  что-то" -  чей-то  совет:  "А ты  сядь,  посиди,  отдохни".  Я  быстро  подошла  на  разговоры.  Смотрю - под  кустом на траве  сидит Тамара. Бледная-бледная  и  смотрит такими  грустно-устало-угасающими  глазами.

   Спрашиваю  её: "А,  Вы  таблеточку  от  сердца,от давления  приняли,  а  она  в ответ, еле-еле - да". Вижу - не помогает.  Ослабла.  Обмякла. Сидит  под  кустом  отрешённая.

   Я подошла  к  ней, обняла  её  за  плечи, погладила  по  спине и говорю ей  тихо-тихо: "Сейчас  я  Вас  вылечу" и  стала  тихо, так, чтобы только  она одна  слышала, произносить  слова  и  обращаться  к Богу - "Господи, Иисусе Христе, Сыне божий! Спаси  и  сохрани грешницу  Тамару,помоги  ей  Господи, помилуй  её  грешную".  И  так  повторила  три  раза.

   В  лесу  вдруг  тишина  такая  стала, ни  одна  веточка  не  шелохнётся. Наверное в  этот  момент  Бог  нас  услышал  и  помиловал  Тамару. Смотрю,  у  неё  щёки  порозовели, глаза  повеселели,  отрешённость  ушла  и  говорит  она -  пора  и  подниматься.Мне  нельзя  голову  вверх  поднимать, сразу  стучит  в  голове.  Ладно,говорю, я  буду  тебе  ветки  наклонять,  а  ты  голову  не  поднимай, только  рви  потихоньку  перед  собой. Ей вроде бы и неловко, стесняется.  Говорю - что  мне трудно  что-ли  ветку  наклонить,  вон  сколько  орехов-то  кругом,  на  всех  хватит,  рви  пожалуйста.

   Однако все  переживаем  за  неё. Лес.  До  дома  далеко.  Всяко  может  быть.  Без внимания  её  не  оставляем.  Не  сговариваясь, а сами  ходим  теперь вокруг  да  около  неё.  А  тут  двое  наших  собрались  уже  домой, за  ними  на  машине  должны  приехать.  Они  и  взяли  её  с  собой.

   Позже  я  узнала, что ей  79-ый  годок  пошёл,  а  она  за  орешками  в  лес.  Вот  это  старая  закалка  русской  женщины!

   Вскоре  и  мы  все  стали  собираться  домой. Вышли  опять  на  лесную тропу  от  вырубки  и  пошли через  лес  к  остановке. А  быстро  уже  не  получается.  Сели  на  поваленную  берёзу, отдохнули  чуть, связали  сумки, вскинули  на  плечи  наперевес  и  пошли  опять  гуськом  из  леса. Но  уже  еле-еле. Идём.  Бредём. С  орехами. Тяжело,  а  радостно. И вправду  в  народе  говорят:" Много  не  бывает.  Своя  ноша  не  тянет".
 
   Одна  Лидия  Ивановна, по-прежнему, весёлая,  шутит  и  виду  не  подаёт, что  устала.  Идёт,  как  вожак,  впереди.  И  опять,  я  чувствую,  так  хорошо,  что  она  с  нами - надёжно  и  спокойно  с ней.

   Я спросила:"Лида, с кем же  ты  живёшь? Семья  какая?", а  она  в  ответ - С дочкой. Вдвоём.Нет, и внуки  есть,  а  сама  я  одна. Как  проводила  мужа на  фронт, дочке  было  шесть  лет, когда  похоронка  пришла, так  и  живу  одна. Любила его  и  сейчас  люблю...

   Я  поняла,  почему  в  лесу  все  зовут - Ау!  Лида.а.а.а!