Часть 2. Поход Одина

Кузьма Калабашкин
Ynglinga saga - cага об Инглингах  (или Юнглингах) помещена в своде «Heimskringla» (Земной Круг), автором которого, как предполагается, был исландский скальд Снорри Стурлусон (1178—1241).
Начало саги повествует об Одине и других тевтонских богах из племени Асов:

КРУГ ЗЕМНОЙ, ГДЕ ЖИВУТ ЛЮДИ, ОЧЕНЬ ИЗРЕЗАН ЗАЛИВАМИ.
ИЗ ОКЕАНА, ОКРУЖАЮЩЕГО ЗЕМЛЮ, В НЕЕ ВРЕЗАЮТСЯ БОЛЬШИЕ МОРЯ.
ИЗВЕСТНО, ЧТО МОРЕ ТЯНЕТСЯ ОТ НЁРВАСУНДА ДО САМОГО ЙОРСАЛАЛАНДА.
ОТ ЭТОГО МОРЯ ОТХОДИТ НА СЕВЕР ДЛИННЫЙ ЗАЛИВ, ЧТО ЗОВЕТСЯ ЧЕРНОЕ МОРЕ.
ОН РАЗДЕЛЯЕТ ТРЕТИ СВЕТА.
ТА, ЧТО К ВОСТОКУ, ЗОВЕТСЯ АЗИЕЙ, А ТУ, ЧТО К ЗАПАДУ, НЕКОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ ЕВРОПОЙ, А НЕКОТОРЫЕ ЭНЕЙЯ.
К СЕВЕРУ ОТ ЧЕРНОГО МОРЯ РАСПОЛОЖЕНА ВЕЛИКАЯ, ИЛИ ХОЛОДНАЯ ШВЕЦИЯ.
 
Относительно несколько странного наименования ШВЕЦИЯ для земель, расположенных к северу от Черного моря, некоторые комментаторы отмечают, что в латинском и исландском текстах саги фигурирует, якобы ВЕЛИКАЯ, ИЛИ ХОЛОДНАЯ СКИФИЯ (лат. Scythia, исл. Skytia), а некоторые переводчики заменяют СКИФИЮ на ШВЕЦИЮ в силу созвучия Skytia с исландским Svithjod.
Не знаю, не знаю…
Особого созвучия между  «Scythia - Scytia» и  «Svithjod», на мой взгляд, не наблюдается.
Во всех  текстах саги, которые мне удалось найти (норвежский, шведский, датский, а главное - исландский) присутствует именно «Свитьод» и никакой «Скитии - Скифии» нет.
Так, что оставим пока ШВЕЦИЮ, хотя, исходя из современных представлений, название СКИФИЯ, в контексте саги звучало бы куда более убедительно.

НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ВЕЛИКАЯ ШВЕЦИЯ НЕ МЕНЬШЕ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ САРАЦИН, А НЕКОТОРЫЕ РАВНЯЮТ ЕЕ С ВЕЛИКОЙ СТРАНОЙ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ.
СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ ШВЕЦИИ ПУСТЫННА ИЗ-ЗА МОРОЗА И ХОЛОДА, КАК ЮЖНАЯ ЧАСТЬ СТРАНЫ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ ПУСТЫННА ИЗ-ЗА СОЛНЕЧНОГО ЗНОЯ.
В ШВЕЦИИ МНОГО БОЛЬШИХ ОБЛАСТЕЙ. ТАМ МНОГО ТАКЖЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ И ЯЗЫКОВ.
ТАМ ЕСТЬ ВЕЛИКАНЫ И КАРЛИКИ, И ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ, И МНОГО РАЗНЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАРОДОВ.
ТАМ ЕСТЬ ТАКЖЕ ОГРОМНЫЕ ЗВЕРИ И ДРАКОНЫ.

С СЕВЕРА С ГОР, ЧТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, ТЕЧЕТ ПО ШВЕЦИИ РЕКА, ПРАВИЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ КОТОРОЙ ТАНАИС. ОНА НАЗЫВАЛАСЬ РАНЬШЕ ТАНАКВИСЛЬ, ИЛИ ВАНАКВИСЛЬ.
ОНА ВПАДАЕТ В ЧЕРНОЕ МОРЕ.
МЕСТНОСТЬ У ЕЕ УСТЬЯ НАЗЫВАЛАСЬ ТОГДА СТРАНОЙ ВАНОВ, ИЛИ ЖИЛИЩЕМ ВАНОВ.

ЭТА РЕКА РАЗДЕЛЯЕТ ТРЕТИ СВЕТА.
ТА, ЧТО К ВОСТОКУ, НАЗЫВАЕТСЯ АЗИЕЙ, А ТА, ЧТО К ЗАПАДУ, - ЕВРОПОЙ.
СТРАНА В АЗИИ К ВОСТОКУ ОТ ТАНАКВИСЛЯ НАЗЫВАЕТСЯ СТРАНОЙ АСОВ, ИЛИ ЖИЛИЩЕМ АСОВ, А СТОЛИЦА СТРАНЫ НАЗЫВАЛАСЬ АСГАРД.
ПРАВИТЕЛЕМ ТАМ БЫЛ ТОТ, КТО ЗВАЛСЯ ОДИНОМ.

Далее Снорри описывает, каким Один был великим воином и как он воевал с Ванами, но это нас мало интересует.

БОЛЬШОЙ ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ ТЯНЕТСЯ С СЕВЕРО-ВОСТОКА НА ЮГО-ЗАПАД.  ОН ОТДЕЛЯЕТ ВЕЛИКУЮ ШВЕЦИЮ ОТ ДРУГИХ СТРАН.
НЕДАЛЕКО К ЮГУ ОТ НЕГО РАСПОЛОЖЕНА СТРАНА ТУРОК.
ТАМ БЫЛИ У ОДИНА БОЛЬШИЕ ВЛАДЕНИЯ.

Горный хребет, являющийся границей страны Асов, это, по-видимому, Урал. Тогда страна турок «к югу от него» - приуральские степи, заселенные во времена Снорри тюркскими народами.

В ТЕ ВРЕМЕНА, ПРАВИТЕЛИ РИМЛЯН ХОДИЛИ ПОХОДАМИ ПО ВСЕМУ МИРУ И ПОКОРЯЛИ СЕБЕ ВСЕ НАРОДЫ, И МНОГИЕ ПРАВИТЕЛИ БЕЖАЛИ ТОГДА ИЗ СВОИХ ВЛАДЕНИЙ.

Время, в которое «правители римлян ходили по всему миру и покоряли себе все народы», скорее всего, можно отнести к I-II векам новой эры, поскольку позже Империя уже начала переходить к обороне, правда  временами еще достаточно активной. Но возможно, что в этом пассаже идет речь о так называемой Скифской войне III века, следы которой, как говорят, археологически прослеживаются в Северном Причерноморье.

ТАК КАК ОДИН БЫЛ ПРОВИДЦЕМ И КОЛДУНОМ, ОН ЗНАЛ, ЧТО ЕГО ПОТОМСТВО БУДЕТ НАСЕЛЯТЬ СЕВЕРНУЮ ОКРАИНУ МИРА.
ОН ПОСАДИЛ СВОИХ БРАТЬЕВ ВЕ И ВИЛИ ПРАВИТЕЛЯМИ В АСГАРДЕ, А САМ ОТПРАВИЛСЯ В ПУТЬ.

ОН ОТПРАВИЛСЯ СНАЧАЛА НА ЗАПАД В ГАРДАРИКИ, А ЗАТЕМ НА ЮГ В СТРАНУ САКСОВ.
У НЕГО БЫЛО МНОГО СЫНОВЕЙ.
ОН ЗАВЛАДЕЛ ЗЕМЛЯМИ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ САКСОВ И ПОСТАВИЛ ТАМ СВОИХ СЫНОВЕЙ ПРАВИТЕЛЯМИ.
ЗАТЕМ ОН ОТПРАВИЛСЯ НА СЕВЕР, К МОРЮ, И ПОСЕЛИЛСЯ НА ОДНОМ ОСТРОВЕ.
ЭТО ТАМ, ГДЕ ТЕПЕРЬ НАЗЫВАЕТСЯ ОСТРОВ ОДИНА НА ФЬОНЕ (современный датский остров Фюн).

По словам Снорри, с острова Фюн Один послал женщину из своего племени, по имени Гевьюн, на поиски земель «через пролив на север».
Как можно понять из дальнейшего, Гевьюн пришла к какому-то местному южноскандинавскому правителю по имени Гюльви, который «наделил ее землей», а затем, выйдя замуж за сына Одина – Скиольда, обосновалась на острове Селунд (датская Зеландия).
Если потомки Одина через Фрейра (Ингви): Инглинги - считаются первыми правителями Швеции и Норвегии, то Скиольдинги (Скьольдунги, Скильдинги), потомки Гевьюн и Скиольда, согласно Снорри, - род первых правителей Ютландии и датских островов из племени Асов.

После пребывания на острове Фюн Один отправляется на север и окончательно поселяется на территории современной юго-восточной Скандинавии вместе с другими будущими богами тевтонов:

ОДИН ПОСЕЛИЛСЯ У ОЗЕРА ЛЁГ, ТАМ, ГДЕ ТЕПЕРЬ НАЗЫВАЕТСЯ СТАРЫЕ СИГТУНЫ, ПОСТРОИЛ ТАМ БОЛЬШОЕ КАПИЩЕ И СОВЕРШАЛ В НЕМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ПО ОБЫЧАЮ АСОВ.
ВСЕ ЗЕМЛИ, КОТОРЫМИ ОН ТАМ ЗАВЛАДЕЛ, ОН НАЗВАЛ СИГТУНАМИ.
ОН ПОСЕЛИЛ ТАМ И ЖРЕЦОВ.
НЬЁРД ЖИЛ В НОАТУНЕ, ФРЕЙР — В УППСАЛЕ, ХЕЙМДАЛЛЬ — В ХИМИНБЬЁРГЕ, ТОР — В ТРУДВАНГЕ, А БАЛЬДР — В БРЕЙДАБЛИКЕ.

ОДИН ВВЕЛ В СВОЕЙ СТРАНЕ ТЕ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ РАНЬШЕ У АСОВ.
ОН ПОСТАНОВИЛ, ЧТО ВСЕХ УМЕРШИХ НАДО СЖИГАТЬ НА КОСТРЕ ВМЕСТЕ С ИХ ИМУЩЕСТВОМ.
ОН СКАЗАЛ, ЧТО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПРИЙТИ В ВАЛЬХАЛЛУ  С ТЕМ ДОБРОМ, КОТОРОЕ БЫЛО С НИМ НА КОСТРЕ, И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ОН САМ ЗАКОПАЛ В ЗЕМЛЮ.
А ПЕПЕЛ НАДО БРОСАТЬ В МОРЕ ИЛИ ЗАРЫВАТЬ В ЗЕМЛЮ, А В ПАМЯТЬ О ЗНАТНЫХ ЛЮДЯХ НАДО НАСЫПАТЬ КУРГАН, А ПО ВСЕМ СТОЯЩИМ ЛЮДЯМ НАДО СТАВИТЬ НАДГРОБНЫЙ КАМЕНЬ.

ЕГО ВОИНЫ БРОСАЛИСЬ В БОЙ БЕЗ КОЛЬЧУГИ, ЯРИЛИСЬ, КАК БЕШЕНЫЕ СОБАКИ ИЛИ ВОЛКИ, КУСАЛИ СВОИ ЩИТЫ, И БЫЛИ СИЛЬНЫМИ, КАК МЕДВЕДИ ИЛИ БЫКИ.
ОНИ УБИВАЛИ ЛЮДЕЙ, И НИ ОГОНЬ, НИ ЖЕЛЕЗО НЕ ПРИЧИНЯЛИ ИМ ВРЕДА.
ТАКИЕ ВОИНЫ НАЗЫВАЛИСЬ БЕРСЕРКАМИ.

ОДИН УМЕР ОТ БОЛЕЗНИ В ШВЕЦИИ.
КОГДА ОН БЫЛ ПРИ СМЕРТИ, ОН ВЕЛЕЛ ПОМЕТИТЬ СЕБЯ ОСТРИЕМ КОПЬЯ И ПРИСВОИЛ СЕБЕ ВСЕХ УМЕРШИХ ОТ ОРУЖИЯ (?).
ОН СКАЗАЛ, ЧТО ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ЖИЛИЩЕ БОГОВ И БУДЕТ ТАМ ПРИНИМАТЬ СВОИХ ДРУЗЕЙ.
ШВЕДЫ РЕШИЛИ, ЧТО ОН ВЕРНУЛСЯ В ДРЕВНИЙ АСГАРД И БУДЕТ ЖИТЬ ТАМ ВЕЧНО.

История, сказал какой-то мудрый человек, - наука интерпретаций.
Что ж, попробуем интерпретировать интересующие нас моменты Саги об Инглингах.
Но для этого, сначала нам придется совершить исторический экскурс по предполагаемой родине Одина.

Темна и запутана история народов, населявших земли, откуда, по словам Снорри, племя Одина вышло в поход.
Тем не менее, любой человек, который когда-то интересовался историей, непременно вспомнит, что в начале первого тысячелетия:

- в северном Причерноморье и в предгорьях Кавказа кочевали некие ясы и косоги, которых историки считают ираноязычными сарматами, аланами - вроде бы, предками нынешних осетин;

- примерно в этих же местах и, в это же примерно время, жили славянские племена;

-  готы, племя, считающееся тевтонским, тоже располагалось в тех же местах. После прихода гуннов в IV в. часть готов вошла в состав гуннской державы, другая часть откочевала на запад, положив начало «Великому переселению народов».

Кстати, кто такие вообще: аланы, готы, гунны, славяне? Что это за племена, которые должны были тесно соприкасаться друг с другом в это время и на этой территории?

Посмотрим, что говорят об этих племенах доступные источники.

Далее: http://www.proza.ru/2012/02/28/2076