Часть 3. Племена. Аланы

Кузьма Калабашкин
Ираноязычный народ, известный в западных источниках как САРМАТЫ,  с незапамятных времен и, примерно, до середины первого тысячелетия новой эры, занимал необъятные степные пространства от Монголии до Северного Причерноморья и Приднепровья.
Следы этого народа археологи прослеживают практически во всех  степных зонах Евразии, включая юг современной России, Среднюю (или, как сейчас модно говорить, «Центральную») Азию,  Казахстан, юг Сибири, Алтай.

Эпос, известный нам по грандиозной «Шах-наме» Абулкасима Фирдоуси, повествующий об истории доисламской Персии, рассказывает о войнах со степными кочевниками-туранцами, родственными по языку и происхождению земледельческому населению Ирана.
Согласно «Шах-наме», величайший герой, общепризнанный лидер иранских рыцарей, Рустам – уроженец  страны саков - САКИСТАНА (Систана), которую современные интерпретаторы  локализуют где-то на стыке юго-восточного Ирана и юго-западного Афганистана.

Современные исследователи зачастую отождествляют САКОВ (и туранцев) со СКИФАМИ - народом, которого на самом деле никогда не существовало, поскольку СКИФЫ - это не более чем  «экзоэтноним» - греческое название различных по языку и происхождению племен, живших и/или кочевавших в известном грекам северном Причерноморье в разные времена).

В связи с этим любопытно следующее:

Кажется, еще Геродот (V в. до н.э.), рассказывал о племени, доминирующем на землях к северу от Черного моря, которое он называл «Царскими скифами». Если принять во внимание, что эпические иранские цари именуются Кеями (Кей-Кавус, Кей-Кубад, Кей-Хосров и т.п.), а «скифы» Геродота – это САКИ, то настоящее, ираноязычное наименование «царских скифов» должно звучать, как КЕЙ-САКИ. 

Гораздо позднее,  новые, уже тюркоязычные племена, заместившие САКОВ на степных просторах Евразии, как это бывает в истории, приняли это имя в качестве самоназвания, исказив в соответствии со своим произношением.
Так, видимо,  появились тюркские кыргиз-кайсаки, кыпчаки (они же половцы и куманы), может быть, – казахи. Термин «казаки» - вполне возможно - восходит к тому же источнику.

Но, как бы то ни было, до начала «переселения народов» западная ветвь саков-сарматов: аланы-ясы-асы-касоги (кей-саки?), прочно занимали причерноморские степи.

Аммиан Марцеллин (IV в.) в своем «Res Gestae» описывая их быт, типичный для кочевников, между прочим, отмечает:

ПОЧТИ ВСЕ АЛАНЫ ВЫСОКОГО РОСТА И КРАСИВОГО ОБЛИКА, ВОЛОСЫ У НИХ РУСОВАТЫЕ, ВЗГЛЯД ЕСЛИ И НЕ СВИРЕП, ТО ВСЕ-ТАКИ ГРОЗЕН; ОНИ ОЧЕНЬ ПОДВИЖНЫ ВСЛЕДСТВИЕ ЛЕГКОСТИ ВООРУЖЕНИЯ, ВО ВСЕМ ПОХОЖИ НА ГУННОВ, НО НЕСКОЛЬКО МЯГЧЕ ИХ НРАВАМИ И ОБРАЗОМ ЖИЗНИ; В РАЗБОЯХ И ОХОТАХ ОНИ ДОХОДЯТ ДО МЕОТИЙСКОГО МОРЯ И КИММЕРИЙСКОГО БОСПОРА С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ДО АРМЕНИИ И МИДИИ С ДРУГОЙ.

КАК ДЛЯ ЛЮДЕЙ МИРНЫХ И ТИХИХ ПРИЯТНО СПОКОЙСТВИЕ, ТАК ОНИ НАХОДЯТ НАСЛАЖДЕНИЕ В ВОЙНАХ И ОПАСНОСТЯХ.
СЧАСТЛИВЫМ У НИХ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО УМИРАЕТ В БОЮ, А ТЕ, ЧТО ДОЖИВАЮТ ДО СТАРОСТИ И УМИРАЮТ ЕСТЕСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ, ПРЕСЛЕДУЮТСЯ У НИХ ЖЕСТОКИМИ НАСМЕШКАМИ, КАК ВЫРОДКИ И ТРУСЫ.
НИЧЕМ ОНИ ТАК НЕ ГОРДЯТСЯ, КАК УБИЙСТВОМ ЧЕЛОВЕКА, И В ВИДЕ СЛАВНОГО ТРОФЕЯ ВЕШАЮТ НА СВОИХ БОЕВЫХ КОНЕЙ СОДРАННУЮ С ЧЕРЕПА КОЖУ УБИТЫХ.

О РАБСТВЕ ОНИ НЕ ИМЕЮТ ПОНЯТИЯ: ВСЕ ОНИ БЛАГОРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, А ВОЖДЯМИ   ОНИ И ТЕПЕРЬ ВЫБИРАЮТ ТЕХ, КТО В ТЕЧЕНИЕ ДОЛГОГО ВРЕМЕНИ ОТЛИЧАЛСЯ В БИТВАХ.

В общем, весьма красочное, на мой взгляд, описание.
Единственно, должен заметить, - некоторые авторы упоминают и о тяжелом вооружении алано-сарматов, о сарматских  конниках, закованных в тяжелые латы.

***

С сармато-аланами, более-менее, ясно.

Одни - ушли вместе с вандалами и свевами (швабами?) на запад, основали свои эфемерные королевства в северной Италии, Бретани, в галльских Орлеане и Тулузе, оставили там массу наименований, восходящих к имени - Алан.
А затем добрались до Иберии (Лузитания-Португалия и ГотоАлания - Каталония), до северной Африки, где и основали вандало-аланское государство.

Другие - растворились в разных европейских племенах, оставив после себя отдельные слова, смутные воспоминания о древнем родстве (к примеру, «сарматское» происхождение польской шляхты) и, как считают некоторые исследователи, восходящее к аланам сословие европейских всадников-рыцарей.

Вряд ли можно сомневаться, что аланы-сарматы приняли достойное участие в знаменитом разграблении Рима вандальско-аланским вождем - Гензерихом (кстати, - это «явно  германское имя», в  переводе с латыни означает просто «вождь народа» - «Gense Rex»).
Можно представить себе, какой ужас навели на изнеженных римлян суровые сарматы, которые «ничем так не гордяться, как убийством человека», а в виде торфеев «вешают на своих боевых коней содранную с черепа кожу убитых».

Вандальско-аланское королевство в Африке в конце концов пало, разгромленное войсками Империи.  Африканские вандалы и сарматы исчезли, будто и не было их.
Но говорят, что среди берберов, до сих пор можно встретить людей со светлыми волосами и голубыми глазами.

В конце-концов, живет осетинский народ, язык которого восходит к языку ираноязычных аланов.

Далее: http://www.proza.ru/2012/03/03/1592