Часть 1. Немного о германцах

Кузьма Калабашкин
Этноним «ГЕРМАНЦЫ» впервые, вроде бы, был употреблён Юлием Цезарем в «Записках о галльской войне» относительно племён, проживавших за Рейном.
Само слово, отмечает всезнающая Википедия, вероятно имеет нелатинские корни и произошло от кельтского GAIR (сосед).
На латинском слово GERMANUS, а на современном испанском HERMANO – означает, просто БРАТ, в чем каждый может убедиться хотя бы по переводчику Google.

Впервые серьезно римлянам пришлось столкнуться с «германцами» во времена ранней Империи, когда некий вождь племени херусков, именуемый латинскими авторами Арминием, а немецкими – Германом, уничтожил в Тевтобургском лесу за Рейном три римских легиона (примерно 18 000 человек), под командованием Квинтилия Вара.*)

"Непобедимые" римские легионы, атакованные противником на марше, оказались на удивление беспомощными и были на голову разбиты "варварами" - быстро и эффективно.

Немецкоязычный поэт XIX века Генрих Гейне  в своей поэме «Германия. Зимняя сказка», то ли с торжеством, то ли с иронией (и, уж конечно, с чисто немецким изяществом),  писал по этому поводу:

ЗДЕСЬ ГЕРМАН, СЛАВНЫЙ ХЕРУССКИЙ КНЯЗЬ,
НАСОЛИЛ ЛАТИНСКОЙ СОБАКЕ –
НЕМЕЦКАЯ НАЦИЯ В ЭТОМ ДЕРЬМЕ
ГЕРОЕМ ВЫШЛА ИЗ ДРАКИ.

Во II веке новой эры римский историк  Корнелий Тацит пишет свой знаменитый очерк  о Германии, которая, как можно понять из текста, заселена народами, этническую принадлежность которых автор часто затрудняется определить:

ОТНЕСТИ ЛИ ПЕВКИНОВ, ВЕНЕДОВ И ФЕННОВ К ГЕРМАНЦАМ ИЛИ САРМАТАМ, ПРАВО, НЕ ЗНАЮ, ХОТЯ ПЕВКИНЫ, КОТОРЫХ НЕКОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ БАСТАРНАМИ, РЕЧЬЮ, ОБРАЗОМ ЖИЗНИ, ОСЕДЛОСТЬЮ И ЖИЛИЩАМИ ПОВТОРЯЮТ ГЕРМАНЦЕВ.

ВЕНЕДЫ ПЕРЕНЯЛИ МНОГОЕ ИЗ ИХ НРАВОВ, ИБО РАДИ ГРАБЕЖА РЫЩУТ ПО ЛЕСАМ И ГОРАМ, КАКИЕ ТОЛЬКО НЕ СУЩЕСТВУЮТ МЕЖДУ ПЕВКИНАМИ И ФЕННАМИ.
ОДНАКО ИХ СКОРЕЕ МОЖНО ПРИЧИСЛИТЬ К ГЕРМАНЦАМ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ СООРУЖАЮТ СЕБЕ ДОМА, НОСЯТ ЩИТЫ И ПЕРЕДВИГАЮТСЯ ПЕШИМИ, И, ПРИТОМ, С БОЛЬШОЙ БЫСТРОТОЙ; ВСЕ ЭТО ОТМЕЖЕВЫВАЕТ ИХ ОТ САРМАТОВ, ПРОВОДЯЩИХ ВСЮ ЖИЗНЬ В ПОВОЗКЕ И НА КОНЕ.

Отметим, что Тацит, перечисляя племена Германии, называет ВЕНЕДОВ, которые, по его мнению, могут быть как сарматами (ираноязычным народом), так и «германцами».
Причем ВЕНЕДОВ он готов скорее причислить к «германцам» на том основании, что они живут в домах, носят щиты и передвигаются пешком.
О языке, как видим, - речи не идет. Поэтому мнение большинства современных историков о том, что ВЕНЕДЫ Тацита - это славяне (скорее всего, так оно и есть), пока  оставим за скобками.

Между прочим, рассказывая о «тевтонских» племенах Германии (так, исходя из предположения, что TEVT = DEUTsch, мы, в  отличие от неопределенных «германцев», УСЛОВНО назовем предков современных немцев и скандинавов), Тацит пишет: 

ОНИ СЛАВЯТ ПОРОЖДЕННОГО ЗЕМЛЕЙ БОГА ТУИСТОНА. ЕГО СЫН МАНН — ПРАРОДИТЕЛЬ И ПРАОТЕЦ ИХ НАРОДА.

Если «Германия» Тацита не позднейшая подделка, что тоже не исключено, из этого можно сделать вывод о том, что в первых веках новой эры тевтонским племенам не были известны в качестве богов ни Один (Вотан, Водан, Одан), ни прочие Асы-Ваны - позднее вытеснившие Туистона и его сына Манна из тевтонского пантеона.

_____________________
*) к своему стыду, вдруг вспомнил, что еще генералу Гаю Марию (консулу и, чуть ли не диктатору, противнику знаменитого Луция Корнелия Суллы)  еще во 1-м в. до н.э. пришлось воевать с ордами "кимвров и тевтонов", невесть с чего решивших
 обрушиться на Республику.
Якобы, Марию удалось разбить эти орды при Варцеллах и при Аквах Секстиевых.
Но были ли они "германцами"? И были ли вообще? ХЗ.
И никто не знает.

Далее: http://www.proza.ru/2012/02/28/1861