Переплетение психологий

Николай Анощенко
Что подвигает человека к действию? Что заставляет работать?

 Психологи считают, что самый лучший двигатель - это положительная эмоция. И с ними трудно не согласиться. Ведь это так приятно, когда тебя хвалят или дарят подарки. Получив подобное, это заставляет в следующий раз достигать большего, т.е. работать и работать.
 Но если что-то не получается? Один раз, второй, третий... Тогда на смену похвале приходят эмоции отрицательные. Думаю, каждый, хоть раз в жизни, но сталкивался с этим. В мягкой форме: "почему у тебя не выходит?" (или проще: "разве ты хуже других?") и в более жёсткой: "ты ничего не знаешь!" (т.е. это, по сути, уже утверждение более мягкого вопроса). Кого-то это заставляет действовать ("Как так, как я могу быть хуже?!").
 Лично меня это никогда не подпихивало к действиям, я лишь пропускал это мимо ушей. Даже если я сам себя пытался так увещевать. У меня это лишь вызывало тщательно скрываемую обиду, к тому же, загоняемую как можно глубже в душу. Если это больше не повторялось, то обида растворялась в душе (видимо, отражаясь потом в характере). При повторе, оно лишь скапливалось. Когда же достигался какой-то максимум, то шёл выплеск, причём, всегда в одиночестве, и... Ничего не менялось. Почему-то. Почему-то?
 Я всегда знал хорошо лишь то, что меня интересовало. Если у меня не пытались отбить от этого охоту чрезмерно настойчиво. (Кстати, если это таки делали, то приводило к парадоксам: я прекрасно могу представить любую объёмную фигуру, но не могу решить задачу, из-за практически незнания планиметрии. Спасибо, Надежда Николаевна!) Мне всегда было плевать, по большей части, какие у меня были отметки. Главное, что я знал это для себя. В меньшей же степени, я мог пойти на принцип, и даже там, где у меня был конфликт, выцепить что-то хорошее. Но это редкость, признаю.
 Так вот. Что самое интересное, подобное отношение к своим поступкам, я заметил и в отношениях между людьми. Один помог другому, тот помог в ответ. Потом не смог помочь, но через какое-то время исправился. И всем хорошо.
 Я добрый человек. Если человек мне нравится, то я буду ему помогать. Долго. Очень. Даже со смертного одра могу вытащить. Даже если он не хочет. Если мне человек не нравится, я просто пройду мимо или постараюсь как-то отвязаться. В крайнем случае, выполню поручение как можно быстрее, лишь бы отвязаться.
 Что поразительно, если человек не помог мне, то я буду удивлён, но не разочаруюсь. Если это было разовое, случайность, то впечатление сгладиться, пропадёт ощущение непонимания. А при повторных случаях, удивление начнёт скапливаться. Потом будет выплеск. И равнодушие.
 Вот такая вот забавность переплетений психологий.