Маргарита Ивановна

Виктор Постников
Признаюсь,  всегда недолюбливал арифметику. Устный счет в первом классе был кошмаром. Когда учительница задавала задачу, например, сколько будет 5 +7? или 11 -7?,  тянулся лес рук, за которым я прятался.  Или когда надо было раскладывать палочки (это были спички), они постоянно падали с парты, потому что парта была наклонной. В общем, с арифметикой как-то не сложилось.   

Кажется, она пришла к нам в 5-м классе преподавать математику.  Тогда у нас появились новые предметы и учителя. До этого арифметику преподавала наша первая учительница.   
Когда она вошла в класс все ахнули. Надо сказать, что на дворе был 1960 год, нравы были строгие, учителя пожилые, и все ходили по струнке.

Как сейчас вижу,  входит молодая симпатичная особа, с копной рыжих волос, ярко накрашенными губами цвета полевой гвоздики, в шелковой блузке и плотно облегающей юбке.

- Меня зовут Маргарита Ивановна.

У нас перехватило дыхание.  Маргарита!  Класс притих.

- Я буду преподавать у вас математику.

Оживление в классе, радостные возгласы.
Я не могу оторвать взгляда от учительницы.  Как будто солнце взошло в нашем будничном  классе. Стараюсь внимательно слушать, не пропускать того, что она говорит.  Но слова как-будто проносятся мимо. И слышен только ее смех.  До нее никто на уроках математики не смеялся.

Начинаются задачи «с иксами». Для меня все эти задачи с трубами и бассейнами, с  непрерывно втекающей и вытекающей водой,  с рабочими бригадами и трудоднями настоящая пытка. 

Первая контрольная.  Волнуюсь как всегда. Начинаю что-то понимать только под конец урока, но вот-вот прозвенит. Понимаю, что решить задачу (с иксом) не успеваю.  В отчаянии  пишу:  Ответ: икс.

Маргарита Ивановна зачитывает результаты контрольной.  «Постников – единица", - говорит она, смеясь – "Первый раз в жизни смеюсь и ставлю единицу».  Я  встаю и глупо улыбаюсь,  не знаю:  смеяться или плакать.

Или вот.  Вызывает меня к доске. Задача как всегда «на иксы».  Надо определить количество рабочих в смену.  После долгих вычислений на доске пишу ответ: 224 1/4.   Слышу взрыв смеха за спиной.  Не понимаю, в чем дело. Маргарита Ивановна тоже смеется.  "Садись, Постников, два".

Но долго у нас она не пробыла. Говорили, что у нее были неприятности с руководством. Ей поставили на вид, что якобы слишком броско одевается и слишком независимо себя ведет. Вместо нее прислали Елену Гурьевну, пожилую учительницу, низенькую, с какой-то гулей на голове вместо прически...

Вызывает как-то меня к доске, решаю задачу, кажется, правильно.

- Пять, садисся.

Но мне почему-то не радостно. Как тогда, от смеющихся зеленых глаз Маргариты Ивановны.