ХР Человек умелый Антропогеновый период

Александр Суворый
ХР. 2.2.7. Эпоха человека умелого. Антропогеновый период.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 2. Эпоха человека умелого.

Глава 7. Антропогеновый период

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Плейстоцен. Антропогеновый (Четвертичный) период.
Древнейший каменный век. Ранний или Нижний Палеолит. Археолит.
2 600 000 до н.э.

Весь мир. Земля. Антропогеновый (Четвертичный) период. Палеолит – Каменный век. 2 600 000 до н.э.

Начало статистики по эпохам MIS (2 614 000 до н.э.). Начало Антропогенового (Четвертичного) периода (2 600 000-500 до н.э.) и эпохи Палеолита – Каменного века. Палеолит – самый длительный период истории человечества (2 600 000-12 000 до н.э.). Палеолит подразделяется на: Ранний (Нижний, Древнейший каменный век, Олдувай, Шелль, ранний Ашель, археолит) (2 600 000-1 500 000 до н.э.); Средний (Древний каменный век, Ашель, Премустье, Мустье) (1 500 000-40 000 до н.э.) и Поздний (Верхний, Поздний каменный век, мезолит, неолит, Ориньяк, Солютре, Мадлен, Селет, Костенково-Борщевская культура, Перигор, Аннетовская и другие археологические культуры) (40 000-12 000 до н.э.). Продолжение первого межледниковья Плиоцена (4 100 000-2 500 000 до н.э.). Всеобщее похолодание климата в Северном полушарии. Повышение уровня Каспийского моря. Аридизация (иссушение) африканского климата (максимум 2 600 000-2 520 000 до н.э.). Развитие стадии «гляциал Бибер II» (2 600 000-2 300 000 до н.э.). От австралопитека африканского окончательно выделились линии  австралопитека массивного, австралопитека бойсова и австралопитека умелого – Homo habilis. Средняя продолжительность жизни человека практически на всём протяжении Палеолита – Каменного века составляет не более 19 лет. Хабилисы («человек умелый» в данное время уже освоили территории Восточной и Южной Африки (талантроп, Telanthropus), Юго-Восточной Азии (мегантроп, Meganthropus). Хабилисы уже обладают материальной культурой, изготавливают каменные орудия, строят несложные укрытия, собирают растительную пищу, отделяют от туш умерших животных шкуры, мясо, сухожилия, кости, охотятся на мелкую и, возможно, крупную дичь. Хабилисы обладают интеллектом, первобытной культурой естественного поведения и зачатками речи.

Земля. Похолодание климата. Максимум аридизации климата в Африке. 2 600 000 до н.э.

Аридизация климата и иссушение территорий в Африке достигло максимума (2 600 000-2 520 000 до н.э.). Одновременно сохраняется холодный и сухой климат в Северном полушарии, увеличение оледенения в Арктике, Северной Азии и Америке. 

Восточная и Северная Африка. Северная Танзания. Олдувайская культура. Галечные орудия. Отщепы и ядрища. 2 600 000 до н.э.

Возникновение на обширных территориях Восточной и Северной Африки Олдувайской археологической культуры (2 600 000-500 000 до н.э.). В ущелье Олдувай (Олдовай) древнейшие гоминиды Homo habilis - «человек умелый», близкие к австралопитекам (зинджантроп, презинджантроп и другие) оставили гладкие гальки с грубо обработанными острыми краями – первые каменные орудия в истории человечества. «Олдувайская технология» создания каменных орудий требовала всего нескольких (3-4) ударов камнем по краю крупной гальки. В результате получались характерные «олдувайские» отщепы и ядрища с двусторонним остро-неровным краем. Первыми сделали эти орудия совершенно необычные человекообразные существа: голые большеголовые и двуногие человекообразные обезьяны. Они обитали по берегам рек, ручьев, озёр и других пресноводных водоёмов в лесостепной местности предгорий. Эти человекообразные существа питались ловлей и собиранием моллюсков, раков, лягушек, черепах, грызунов, птичьих яиц, прибрежных ягод, фруктов и других плодов и корений, а также сбором насекомых. Они умело использовали для вскрытия раковин и панцирей расколотую гальку, палки и кости. Их предки, обитавшие ранее в лесостепной зоне, развили гибкие и цепкие пятипалые лапы, цветное бинокулярное зрение, исключительную ловкость и пространственную координацию движений. У них значительно увеличена затылочная зрительная и теменная кинестетическая кора головного мозга, что является признаком усиления ловкости и сообразительности. Они научились такому способу прибрежной жизни, которую не ведет ни одно другое животное вокруг. Необходимость часто вставать, чтобы подобно сусликам, оглядеться вокруг, а также заходить в воду по горло, спасаясь от хищников, обусловили развитие прямохождения. Илистое дно мелководий, часто мягкое, потребовало больших плоских ступней. Перепады режимов дневных и ночных температур и влажности из-за постоянного контакта с водой, контакт с растворёнными в воде солями привели к утрате этими прибрежными приматами шерстяного покрова на теле. При этом на голове, реже окунаемой в воду, волосы, наоборот, выросли в курчавую шевелюру. Ныряние и плавание развило у них способность к рефлекторному замедлению сердцебиения при погружении в воду и управлению дыханием. Начало действия групповых связей в сообществе первобытных гоминид основанных на преемственности демографо-технологической зависимости. Эти групповые связи позволяют более крупной по численности группе первобытных гоминид располагать более эффективной технологией добывания пищевых и жизненных ресурсов. При этом естественная окружающая природная среда (кормовая территория, предмет животного труда) находится в равновесии с численностью объединений гоминид. Уровень пищевой продуктивности окружающей среды определяет форму кровно-родственных отношений в объединениях человекообразных приматов и первобытных гоминид (Закон Дж.Крука).

Африка. Северная Кения. Северо-восточный берег озера Туркана. Район Кооби-Фора. Австралопитеки и хабилисы. Каменная технология производства орудий труда. Техника отщепов и ядрищ. Речная галька. 2 600 000 до н.э.

Хабилисы отличаются от австралопитековых относительной стройностью (грацильностью) и большим размером мозга. Анатомические особенности показывают, что хабилисы и последующие предки человека отличаются всеядностью. Их пища намного более разнообразная, чем у австралопитеков. Главное, хабилисы питаются мясом и продуктами животного происхождения. Возможно, хабилисы питались австралопитеками, так как жили в той же самой местности и их остатки иногда находятся в одних и тех же местонахождениях (2 600 000-1 200 000 до н.э.). Этот период сосуществования австралопитеков и хабилисов представляется важнейшим с точки зрения эволюционной адаптации и зарождения технологии каменных орудий. В Кооби-Форе и Олдовайском ущелье (Танзания) на стоянках гоминид остались не только примитивные каменные изделия, но и хорошо сохранившиеся обработанные орудиями кости. Большая часть каменных орудий изготовлена из лавовой гальки, кварца или кварцитов, расколотых с помощью камня-отбойника на ядрище. В результате получаются отщепы или осколки. В данное время используются все подходящие по размеру камни, но постепенно преимущество получают удобные для удержания гладкие камни – речная галька.

Северо-Восточная Африка. Звуковая речь – вторая сигнальная система. Звуки-команды языка дрессуры. 2 600 000 до н.э.

Развитие языка дрессуры в общении первобытных гоминид друг с другом и с животными. Развитие зачатков речевого общения – второй сигнальной системы. Ядром речевого общения и взаимодействия между индивидами является функция внушения (суггестии), основанная на сложносоставных инстинктах отношений системы доминирования. Вожаками-главарями или ведунами-дрессировщиками, знатоками языка дрессуры, разрабатываются способы приручения и общения с животными, прежде всего с их детенышами. Эти способы переносятся на взаимоотношения со своими детьми, членами гаремных семей и первобытных стад. Древнейшая «звуковая речь» не является информационной и не несёт в себе функцию сообщения, а является императивной, воздействующей, влияющей на действия другого индивида. Причём способность австралопитеков и других первобытных гоминид к внушению через звуки усиливалась их естественной близостью к миру животных. Возможно, они обладают способностью воздействовать на высшую нервную деятельность животных и себе подобных так же, как, например, змеи «гипнотизируют» обезьян. Например, хищники и другие животные не могут долго выдерживать взгляд человека. Не умея говорить, австралопитеки умеют посылать животным зримые или слышимые звуковые сигналы (типа интердиуции), которые в современной человеческой речи используют дрессировщики зверей, конюхи, скотоводы, которые в обыденной речи преобразовались в слова типа: «кс-кс», «тега-тега», «цып-цып», «кыш», «фу», «брысь». Особое значение приобретают зримые и слышимые звуковые сигналы, которые стимулируют враждебность и разобщение животных, природных антагонистов и конкурентов в общении друг с другом и другими человекообразными приматами. Гоминиды научились «науськивать», натравливать животных или себе подобных приматов на своих обидчиков. Быстрое развитие языка дрессуры осуществляется в ходе внутривидового общения и коллективного взаимодействия в процессе осуществления приспособительно-производительной деятельности.

Земля. Поведение гоминид. Развитие интеллекта. Универсальность интеллекта. 2 600 000 до н.э.

Озарения, открытия и обретения интеллекта обладают свойством универсальности. Обретенная новая инстинктивная структура-образ или новый способ поведения уже не зависит от пережитой конкретной обстановки окружающей среды, в которой был обретён, он запоминается и эта структура-образ теперь может быть применима в других разнообразных ситуациях. Когда какой-либо приём использования орудия только показан и повторён путём подражания или дрессуры, тогда этот приём будет повторяться без изменений, тупо и однообразно. Когда приём обретён в результате мышления с помощью интеллекта, он становится частью единого целого – структуры интеллекта организма особи. Тогда этот приём может быть использован высшей нервной системой как пробный вариант решения любой возникающей проблемы. Вот почему обезьяны, приматы и гоминиды используют в роли ветки-палки всё более-менее подходящее, что попадается под руку в их поле зрения. Именно этот перенос структуры-образа с одних предметов на другие отличает интеллектуальную (мыслительную, разумную) инстинктивную реакцию обезьян, приматов и гоминид (в том числе человека) от условных или благоприобретённых рефлексов-действий.