Родители и Дети

Оля Лой
   
Мне было лет  10. 
Я росла здоровой, весёлой,  смекалистой.
Была круглой отличницей на радость маме, папе, да и всем взрослым.  Меня все очень любили.
 Было лето, жили мы на даче, и, пока старший брат был занят, я каталась на его взрослом велосипеде по садовым тропинкам.
Недалеко от сторожа прямо у дорожки росла вишня. Она была фантастической!!!
Редкие, крупные, почти чёрные  ягоды,  свисали с веток прямо на дорожку. Они не давали мне покоя. Мне  хотелось попробовать эту ягоду до страсти.   
Вот я катаюсь туда -сюда, минут 30-40, высматриваю, нет ли кого.
Ягодку съесть хочется, но  страшно!
Брать чужое нельзя. Это у нас строго! Я это знаю, как «Отче наш», но ведь хочется!!!   Наконец  я решаюсь! Страсть победила воспитанную девочку!
Я оставляю велосипед  на дорожке и протягиваю руку за чудесной вожделенной ягодой.....
И тут раздаётся окрик: «Девочка, ты с какого участка?» Я вздрогнула, отдёрнула руку.
Оказывается сын сторожа собирал в зарослях малину, и мне его было не видно.
Зато ему были прекрасно видны мои манёвры и он ждал, когда «дичь клюнет». 
Сердце упало в пятки.  Я попалась!
Я назвала номер участка, фамилию( соврать мне не пришло в голову) и поехала к дому, «не солоно хлебавши» с ощущением, что жизнь кончилась.
Жизнь превратилась в мучительное ожидание наказания.
В психологии это так и называется «Отсроченное наказание».
Мама у меня была мастер на такие штуки. 
Стало темнеть и затеплилась надежда, что может быть пронесёт, но.... это только в сказке бывает хороший конец.
Вдруг мама зовёт меня: « Ольга, подойди  ка сюда».
Когда мама называла меня Ольгой, ничего хорошего это мне не сулило. Видимо поэтому много лет я не любила своего полного имени.
Моя мудрая и талантливая мама, будучи прекрасным управленцем по профессии и по призванию только с помощью  называния  разными именами, управляла мной легко и изящно.
Я подхожу, опустив голову.
Да, сторожиха с сыном  уже донесли о «страшном преступлении».
«Это правда?», спросила мама голосом, не сулившим мне ничего хорошего.
 «Да», сказала я тихо. «Я хотела сорвать вишню на чужом участке».
И мама дала мне пощёчину!.......
Звонко так получилось. Наверное не сильно,  хотя щека горела, но это было ужасно!
Меня никогда не  били,   и очень редко наказывали.
Даже сторожиха пожалела, что сказала.
Я ушла как побитая собака, но стало легко, потому что  мучительное ожидание наказания закончилось.
Мне казалось, что я забыла об этом. 
Вспомнила,  когда были свои дети и мы с мамой стали равны.
Я её уже не боялась.
Я спросила: «Зачем пощёчину то закатила? Ребёнку вишенку пожалели падлы».
Мама согласилась со мной и  сказала, что думала о том  же, но сделала так потому, чтобы сторожиха не подумала, что этот случай останется безнаказанным!?
Мнение сторожихи было для мамы  важней, чем  состояние собственного ребёнка.
При том, что мама очень любила меня и в тот момент ей было жаль меня.
Так она сказала.
Написала  это и даже всплакнула.
Как глубоко оказывается сидят детские переживания.

Через много лет я отразила, как в зеркале, это мамино искажение со своей дочуркой.
Её было года три- кроха. Пошли мы в баню в приличный дом. Теперь это называется  коттедж. Нас там привечали. Баня была прекрасным поводом пообщаться.
Было нас в парилке  трое: я, дочка моя и жена хозяина дома.
Я на минутку в предбанник  выскочила, уж и не помню  зачем.
Хозяйка   воду  в таз наливала, и своей толстой задницей  оттеснила ребёнка  прямо к печке. Она её  просто не заметила. 
Дочка моя задела горячую печь голой попкой.
Это я рассказываю долго. В реальности всё произошло молниеносно.
Она кричала, не переставая.
Я  в воду холодную её посадила, маслом намазала,  успокаиваю, утешаю, отвлекаю, а она орёт, и не успокаивается, больно же!  Я в детстве ошпаривала ноги, знаю, что это такое.
Я страшно разозлилась на эту  толстую дуру.
Я готова была её порвать за своего ребёнка. Но... не посмела этого сделать. Она так кудахтала, казалась такой виноватой.
Кроме того я очень испугалась за последствия ожога и  очень  досадовала на себя, что не досмотрела.
И я  шлёпнула дочку, чтобы не орала.
Подействовало.
Но главное,  я это сделала потому, что мне неудобно было перед хозяйкой дома.
Она же так переживала, что ребёнка к печке толкнула!
Как то с ожогом всё обошлось без осложнений.  Но на душе рубчик остался.
У меня несколько таких историй, за которые мне до сих пор стыдно.  В смысле страшно.
 У детей давно прощения попросила.  Они смеются. 
Пишу для того, чтобы простить себя  окончательно. И может быть мои истории кому-то помогут избежать своих ошибок при общении с детьми!

Ещё одна история.
Мы жили тогда под Ленинградом, в городе Сосновый бор. Муж  служил врачом в воинской части. Я не работала. Водилась с моим первенцем. Сыну было 2 года.
Я в нём души не чаяла.  Любила его безумно.
Мы целыми днями гуляли,  играли, общались.  Я рассказывала ему сказки, истории. Это были идиллические отношения.
Он не капризничал. Мы обо всём легко договаривались.
Однажды мы пошли в магазин за продуктами.
Он находился в двух шагах, прямо во дворе и это было очень удобно.
Мы не спеша купили молока, хлеба и пошли на выход.
Тут сынишка мой увидел отдел, где продавались соки. Может быть вы помните эти прекрасные конусообразные стеклянные ёмкости,  которые были наполнены соками: томатным, яблочным, вишнёвым, абрикосовым.  Стакан томатного сока стоил, как сейчас помню, 10 копеек.
Сынишка мой говорит: « Хочу томатного сока».
« Хорошо», говорю я.
Прошу продавца налить мне стакан томатного сока.  Она наливает.
Я добавляю туда немного соли, размешиваю её и выпиваю полстакана.
Половину протягиваю сыну.
Он как завопит: « Я хочу целый». 
Я  растерялась. 
Мне в голову не могло придти, что  такое моё  действие вызовет такую  бурную реакцию. Мне бы купить ещё стакан.
Ведь всего 10 копеек!!!
А я начала его воспитывать: « Тебе что, маме сока жалко? Пей половину или не получишь ничего.»
А он ногами топает, кричит, захлёбывается криком: « хочу целый».
Народ стал собираться. Я пришла в ярость.
Я  залпом допила  томатный сок.... И тут  начался  рёв. 
В гневе  я  вытащила его из магазина ревущего, завела за угол, чтобы никто не видел, какая я плохая мамаша, и отшлёпала.
 « Сока маме пожалел, вот тебе, вот тебе!»
Дома я поставила его в угол. Он продолжал всхлипывать.
 Я расплакалась,  страшно разболелась голова. 
 И сына жалко, и себя.
Я чувствовала себя несчастной.
 Пришёл муж  на обед. Оценил обстановку. Спокойно расспросил, что же случилось и сказал сыну:
« Ну, что же ты, сынок, маме соку пожалел». 
Сын уверяет меня, что даже и не помнит этого случая. Посмеивается надо мной.
А я помню до сих пор. Вот этот страх молодой мамы, что сын вырастет невоспитанным, жадным,  страх быть плохой мамой,  лишил меня в тот момент разума.
 Я помню, как свекровь рассказывала мне такую историю: « Мама всегда разламывала  конфету  пополам. Одну половину съедала сама, вторую отдавала сыну. Все говорили: «Какая жадная мама». Сын вырос и всегда делился с мамой всем, что у него было. Все говорили: «Какой чудесный сын. Как хорошо его мама воспитала».

 Я часто вспоминаю  историю  про томатный сок.
Сколько возможностей решить эту задачу легко и красиво, с юмором и пользой для  всех, а я не видела ни одного решения, кроме самого неудачного.
Меня просто «заклинило».
Родители, особенно молодые, только с виду кажутся взрослыми.
 Часто их реакции и поведение мало отличается от детей, только отягощено их взрослыми страхами, социальными установками, подчас сильно устаревшими. Ребёнок то был прав. Он хотел сока. Его законное желание.  Вдруг у него выпивают полстакана, даже не спросив, не поставив в известность. А потом ещё начинают воспитывать. Наверное детей надо воспитывать, но главное, их надо любить.