Христианская вера, ХВ

Леонид Черненко
Вера без носителя её, Народа Божия, - абсурд, не имеющее смысла понятие.

«Часто, особенно на Западе, в протестантском мире говорят о христианах как о Народе Божием. Народ Божий это тот народ, который имеет в руках Священное Писание Ветхого и Нового Завета, который это Священное Писание знает, который старается по нему жить. Так ли это? Можно ли сказать, что этим исчерпывается определение Народа Божия? Мне думается, что нет; недостаточно иметь в руках Священное Писание; недостаточно его изучать, знать; недостаточно даже жить по нему, если та община, которая так живёт, не укоренена в Боге, не пронизана присутствием Святого Духа так, как та ветхозаветная и новозаветная община, в которой Священное Писание родилось. Народ Божий это не тот народ, у которого по наследству есть Священное Писание. Народ Божий, в полном смысле этого слова, это тот народ, который может это Священное Писание провозгласить и написать.» – митрополит Сурожский Антоний, выступление в Московской Духовной Академии 24 сентября 1971 г. Первая публикация: Беседы о вере и Церкви. М., 1990.

Мы – христиане, - потому что имеем право жить и умирать как Народ Божий в смысле данном выше; всё остальное – вторичные истины веры, которые могут распылять единство христиан, ослаблять веру.

«…всё то в нашей вере, в нашей церковной практике, в нашем церковном мышлении, что нельзя сопоставить с Тайной Вечерей, с ужасом Гефсиманской ночи, со славой Воскресения, с Вознесением Спасителя, всё то, что нельзя поставить рядом с этими событиями, потому что это слишком мелко, - надо рассматривать с осторожностью. Истины веры, то содержание веры, которым можно жить и умирать, именно совпадает, включается в Тайную Вечерю, в Гефсиманскую ночь, в Голгофскую жертву, в победу Воскресения, в славу Вознесения, в новую жизнь, данную Духом Святым.» – там же…

Вторичные истины веры носят характер человеческих преданий, ценных на своём месте, но ради которых не умирают…

Всякие сомнения на христианском пути не имеют отношения к Самому Живому Богу, сомнений не надо бояться, потому что они имеют отношение только к тому, что мы думаем о Нём.

«Бог же превышает всякое наше восприятие, открывается истиной выразимой и невыразимым опытом, в созерцательном молчании и в богословском утверждении, и открывается за пределом всякого выражения в молчании и в таинствах, которые, по учению Древней Церкви, суть дверь к познанию Бога, потому что они являются путём нашего приобщения Ему, общения с Ним – общение всегда глубже, всегда шире и значительнее, чем всё то, что о нём можно сказать. Это – область веры, а область веры, в богословском отношении, не есть только область формулировок, а область того, что греческие Отцы называли апофатическим богословием: богословие, которое принимает все утверждения, однако говорит: когда всё это сказано, остаётся вся тайна Божия пред нами, и в эту тайну мы вступаем таинствами, молитвой и созерцательным молчанием.» – там же…

Теперь мы вернёмся в самое начало, к вере без носителя…

Православная вера – это христианская вера, которая не теряла своего носителя, Народа Божия.

Ради обоснования этой формулировки, чтобы дать необходимое временное краткое определение, мы предпринимаем Великое сомнение на Великий Пост (ВВП) (см. здесь http://www.proza.ru/2012/02/26/1655 ).

Если наша формулировка будет обоснована, мы победим смерть.



© C.A.Zhunusov 2003 Exclusive Re-mix 27.02.2012 04:00
© Черненко Л.П. 1946 Exclusive Re-mix 27.02.2012 04:00
© Буда Чернец 1999 Exclusive Re-mix 27.02.2012 04:00
© Travkine 1996 Exclusive Re-mix 27.02.2012 04:00
© Новый Бурбаки 2011 Exclusive Re-mix 27.02.2012 04:00
© Ыскер Ывин 2011 Exclusive Re-mix 27.02.2012 04:00