Точка креста 3

Ирина Яковлева 3
   Литературный сценарий фильма



В декабре темнеет рано и быстро.
 
Когда Тина входила в супермаркет - было ещё светло, а когда выходила - фонари на Хелмстраат переливались всеми цветами радуги сквозь  пелену моросящего дождя  .
Пакет с покупками был лёгким - декабрь перед Рождеством. С завтрашнего дня -каникулы и она едет на новогодние праздники к маме в Питер.


Через рыночную площадь и мост  - и она дома.


Мешанина рождественского освещения и фонарей  отражалась в свинцово-мокром асфальте набережной. С моста Вильгельмины  она  казалась Тине  Млечным Путём, упавшим на землю рядом с тягуче-медленной цвета сырой нефти ночной водой Мааса.


Семь ступенек наверх, галерея и дома.
В тёмной гостинной горела лампочка автоответчика.
В углу  около телевизора Тина зажгла лампу и прослушала сообщение.
Мама просила перезвонить.

Разложив покупки по местам  на крошечной кухне, она набрала Питерский номер.


-Тина, дочка, как твои дела?

-в порядке, мам, а ты как?

-у меня тоже на все триста...

-звонили из какой-то нотариальной конторы, дорогая,  оставили телефон и просили незамедлительно с ними связаться. Я что-то забеспокоилась..


-мам, что беспокоиться -то. Это же нотариус. Я  завтра им перезвоню. Сегодня уже у вас девять вечера.

- нет, нет....Он дал свой мобильный и адрес. Просил перезвонить в любое удобное тебе время. Я поняла, что  там что-то срочное...Соблаговоли, пожалуйста, перезвонить сейчас.


- мам, что может быть срочного у нотариуса? Но чтобы ты не волновалась, я перезвоню им и потом тебе, хорошо?

- конечно, дорогая, я жду...

Нотариальная контора ответила приятным женским  голосом  после пары звонков.

-Это Валентина ....Извините за поздний звонок, но меня просили перезвонить в любое время.

Ответившая не назвала себя.Тина  почувствовала какое-то секундное замешательство,
но  разговор тут же возобновился.

-Да, спасибо, что перезвонили .По поручению нотариальной конторы .... нам нужно назначить встречу , желательно - не откладывая.

-Я бы хотела знать по какому вопросу. Я никогда не была клиенткой этого нотариуса.


-К сожалению - я не могу ответить на этот вопрос. Мне поручено только договориться о встрече. Это возможно в любой день по Вашему желанию. Я понимаю, что для Вас всё это очень странно звучит..

-Чем занимается Ваша контора? Я какой - то приз по трамвайному билету выиграла?

-Нет, что Вы. Контора занимается международным нотариальным правом.

-Понятно. Могу ли я переговорить с нотариусом, чтобы уточнить предмет разговора?

-Извините, но я думаю, что по телефону он не сможет дать какой-либо дополнительной информации. Существуют определённые провила....Информацию Вы можете получить только лично.


-Понятно, в таком случае,  в понедельник 26 декабря в 11 часов. Это возможно?

-Да, конечно. Я всё записала и передам нотариусу. Это понедельник 26 декабря в 11 часов. Вы наш адрес знаете?

-Да, он записан у мамы. Спасибо .До свидания.

-Ещё раз спасибо за то, что перезвонили так быстро. Мы только сегодня утром узнали адрес Вашей мамы. Значит до понедельника 26 декабря.



Тина положила трубку.
Всё было более чем странно.

-Мам, я договорилась с ними на 26 декабря.


-Тина, а в чём дело?


-Не знаю. По телефону они никакой информации не дают. Это контора по международному праву.

-Возможно, Тина, это связано с семейной недвижимостью во Франции ?

-Мам, ты - сказочница.. Чтобы за 100 лет налоги по ней заплатить... И ещё расходы управителей...Не хватит денег даже если всё это продать. И тогда бы тебя искали, при чём здесь я. Я же не Кериевская.

-Да, конечно,дочка. я об этом, к сожалению, не подумала.

- И не думай, мама ,всё  будет в порядке.


-А о чём же мне ещё думать? Это очень даже интересно....Загадка старого Ашира...
Хотя, кто такой Ашир, никто не знает -а это и есть загадка.

-Да, папина знаменитая шутка...Целую тебя...Спокойной ночи, мамочка.



Тина открыла ноутбук и нашла данные нотариальной конторы.
Фамилии нотариусов ей не были  знакомы.

В её ушах всё ещё звучала музыка маминого голоса, самого любимого и такого молодого до сих пор,
и в то же время такого старомодного....

- Так как она, теперь никто не говорит; -подумала она.


Ну, что же.....Подождём до понедельника...
Так назывался  любимый фильм её детства.


.....


Оставив свой зелёный Ровер в гараже аэропорта, она проехала остановку на подвесном трамвае  и оказалась в зале отправления.

Серые полы Дюссельдорфского аэропорта сразу напомнили ей её квартиру в  любимом Фалкенбурге. Там были постелены полы из такой же плитки.

Год назад Тина  переехала в Маастрихт.

Чтобы начать всё с начала.

Бабушка часто говорила, что у женщин - Грандиных - очень маленькие сердечки.
Больше одного мужчины - туда не помещается.

Поэтому ,- смеялась она, -для перемены их содержимого   нужны драконовские меры ,  абсолютное изменение обстановки. . .

- Только вырвать с корнем и бежать  с бала  прочь ,в конюшню. И скакать, скакать, скакать не оглядываясь..Тогда ещё может что-то получится..

-Но далеко не всегда.. и не так быстро. как этого хочется; -добавляла  она.

У самой Анны Андреевны это не получилось. Её муж -дед Тины, умер через три месяца после рождения Тининой мамы, и она так и осталась одна.Хотя и вернулась после войны из Новосибирска в Питер, на родной Литейный.


У Тины это тоже пока не получилось.


......


Регистрация, паспортный контроль, зал ожидания, два часа полёта и над ней - свинцовое небо Питера.

На площади перед аэропортом ни одного сугроба. Просто снег не выпал....Конец декабря.

Маленький переполненный автобус, простояв в пробке у кольцевой автодороги минут тридцать, всё-таки  довёз её до метро.

Ещё один рывок с пересадкой до площади Восстания и кишащая людской массой труба выплюнула её на улицы и площади Петрбурга не поперхнувшись.


Пройдя мимо гостиницы, затем затем направо  на Греческий, Третья Советская и во двор.Парадная с Суворовского ,сколько Тина себя помнит, никогда не открывалась,


Такие дворы-колодцы, как этот, могут находиться в любом крупном городе Европы  -  Амстердаме, Брюсселе, Лионе или Риме. И аромат их везде одинаковый - помойка и кошки.

-  Детством  запахло; -подумала Тина, влетев с поворота в жёлтую лужу подворотни.


....


Утром в понедельник она проснулась от грохота железной помойки, которую вытаскивала со двора уборочная машина.

У мамы был уже готов завтрак, а сама она сидела за столом на кухне и изучала журнал "Здоровый образ жизни". Мама,  никогда в жизни даже не державшая в руках сигарету, а от запаха коньяка,  который  употреблял по большим праздникам её муж и отец Тины, пьяневшая весьма заметно. Водка, которую они лет двадцать назад послушно выкупили на полученные в жилконторе талоны, использовалась для рассчётов с сантехниками, и её хватит ещё лет на десять.

За завтраком они с мамой бурно выясняли "разногласия" по текущим политическим вопросам.  Тина, как всегда, оказалась полностью права, но мама всё же осталась при своём мнении.

Убрав посуду от завтрака  в посудомойку, Тина стала собираться к нотариусу.

.....


Выйдя из подворотни на Суворовский она пешком направилась в сторону Невского.

-До конторы нотариуса на Пушкинской  не больше километра, - решила она.

На улице было ещё темно. Предновогоднее солнце теперь  восходит в Питере только после одиннадцати утра. Новое зимнее время.


Минут через двадцать она уже была в приёмной нотариуса.

Тина назвала свою фамилию средних лет женщине, сидевшей за  секретарским столом в смежной комнате с открытой дверью. Та,  даже не представилась в ответ, но тут же отправилась докладывать нотариусу. Тина уже отвыкла от того, что сотрудники присутственных мест почти всегда - анонимны. Теперь её это раздражало.Хотя раньше,  когда пациент входил в кабинет, она никогда не называла себя и даже не вставала со стула. Её имя написано на двери кабинета, а все паспортные данные "больного" в его медицинской  карте.Этого было вполне достаточно для обоих.

Когда  Тина переучивалась на новом месте, то целых два месяца её учёбы были посвящены  психологическому налаживанию контакта с пациентом в первые минуты общения и  его закреплению при повторном посещении. Начинаться всё должно было со знакомства и рукопожатия. Но сначала нужно выйти в зал ожидания и самой пригласить пациента.



Секретарь быстро вернулась и попросила Тину пройти в кабинет.

Нотариус, ещё довольно молодой, но уже почти совсем седой и чем-то явно озадаченный, сидел ,откинувшись на спинку стула .Пальцы его левой руки выбивали мелкую дробь на огромном полированном столе, занимавшем большую часть просторнного кабинета.   

У окна слева, в мягком античном кресле почти утонул вальяжный брюнет Тининого возраста.

Когда она вошла в кабинет, представилась и остановилась на пороге, им пришлось- таки подняться.

Нотариус представился сам и назвал фамилию другого.

Тина села на предложенный хозяином стул .Седой нотариус плюхнулся на свой, а брюнет - осторожно опустился  на кресло.

-Позвоночик не в порядке;- подумала Тина.

Слева  чуть сзади в углу у окна стоял открытый копировальный аппарат.

На столе прямо перед ней лежала огромная  мраморная пепельница в виде раскрытого  цветка лотоса, в одном из лепестков которого была вмонтирована зажигалка.

Нотариус сообщил , что  действует по поручению поверенного в делах  И...В..., умершего в Соединённых Штатах несколько лет назад, и  что он должен передать ей письмо покойного.

Он с явным интересом пролистал страницы паспорта, а затем передал ей запечатанный  голубой конверт.

Имя на конверте было написано хорошо знакомым когда-то Тине почерком.

Нотариус попросил сразу же вскрыть конверт, заклееный специальной маркой, чтобы она могла удостовериться , что содержимое на месте.

Тина внимательно рассмотрела конверт и решила всё-таки его открыть.


Сидевший в кресле внимательно наблюдал за ней.

Нотариус барабанил по столу.

Прочитав письмо , она подписала документ о его получении.

Заёрзав  на своём стуле, хозяин кабинета начал сбивчиво объяснять, что они очень долго её искали, и, насколько он знает ,  она в настоящее время проживает за границей.

-Мой долг ,- сказал он,-предупредить Вас, что это письмо является исторической и художественной ценностью и должно оставаться в стране,-его длинные пальцы выбивали лихорадочную дробь на полированной поверхности стола.

-Вывоз его будет считаться серьёзным  нарушением таможенных правил,-добавил он.

-Ввезти в Россию его можно было, а вот обратно нельзя;- подумала Тина, хотя возражать не стала.

Заговорил сидевший в кресле.

-Это письмо может быть очень интересно для коллекционеров,- сказал он,- не хотите ли Вы подумать о его продаже?

-Это очень личное письмо, оно не может быть продано,-Тина сложила письмо и положила его обратно в конверт.

-Продано может быть любое письмо, если за него заплатят хорошо. Надеюсь, что оно  не содержит государственных секретов ?;- сидевший у окна снисходительно улыбнулся.

За его плечом во двор напротив выруливала уборочная машина.

Нотариус нервно щёлкал переключателем настольной лампы стоявшей между ним и креслом,
но лампа не загоралась.

- Лампочка перегорела;- пробормотал он.

- Вы  же понимаете, что есть письма, которые понятны только тем,кто их написал и тем, кому они адресованы,- она вытащила письмо обратно из конверта и аккуратно загнула верхнюю часть с её именем .

-Могу я воспользоваться Вашим копировальным аппаратом,- спросила она нотариуса, который бросил быстрый взгляд в сторону кресла.

- Нет проблем, пользуйтесь...

Тина встала , подошла к столику с аппаратом , сделала две копии письма и  передала одну нотариусу.

-Вы тоже можете присоединиться,- сказала она сидящему в кресле,

Уборочная машина с грохотом  выезжала из двора на Пушкинскую и её мусорный контейнер противно скрипел на повороте.

-Сегодня с утра меня преследуют мусороуборочные машины,это уже вторая.

Тина спокойно  положила голубой конверт в пепельницу и воспользовалась  зажигалкой.

Мужчины читали, стоя у окна, пока огонь не разгорелся и не запахло палёной бумагой.


Она сидела на стуле ,пока  письмо в голубом конверте горело в мраморе.

Затем медленно свернула свою копию письма и, положив  её в сумку,  поднялась со стула .

Мужчины молча стояли рядом, спиной к окну, уже рассвело.
Выражения их лиц на светлом фоне различить было невозможно.

-Вторую копию можете оставить себе.Вы же теперь понимаете ,почему я не могу его продать или оставить здесь....

Она развернулась и вышла не прощаясь.


.....


-Да, много чего видел,- ковыряясь шариковой ручкой в содержимом  пепельницы, пробормотал нотариус, -  ты так и не узнал, кто она?

-Узнал....

- Ну,и?

- Анну Андреевну Грандину с 5 этажа помнишь?

- Ещё бы!

- Так это её внучка.

- Вот это да... Так поэтому её  ни в каких отчётах не было. Она ведь к бабушке постоянно приходила. Понятно теперь .Но я её совсем не помню.

-Я тоже. Мы на пару лет младше были.

Он подошёл к окну .Тина пересекла сквер и завернула на Пушкинскую.

-А как ты вообще-то её нашёл?

-Найти не мог, ты знаешь.Затем стал через Одноклассников ...Всех с этим именем и фамилией перебрал.... Нашёл, но не был уверен. Моя сестра ведь тоже Первый медицинский заканчивала. Вроде всё сходилось. В архиве института нашли копию свидетельства о рождении. И вот тут- то  всё и начинается ...

-Что ещё?

-Я не стал тебе сразу рассказывать. Сначала решил на неё посмотреть.

-Ну что, посмотрел? Интересная женщина, даже очень неординарная, скажу тебе....

-Да уж, Витя. Неординарная - это точно. Потому что её не существует...Ни в одной базе данных ни одного ведомства.

-Это как? Ты же копию свидетельства о рождении видел ?

-Ну видел. Позвонил на Дальний Восток, где она якобы родилась.

-Ну и ?

-Сказали , что в их данных её тоже нет. Хорошо, что у меня  был номер свидетельства.
Тогда  мне поведали, что это номер из повторных свидетельств , которые выдавали в 1967-1969 годах детям  вернувшихся в Союз. Ту историю с Аллилуевой помнишь? Когда все наши  сети завалили.. и легальную, и нелегальную .Спрашиваю - почему её в базе данных нет? Понятия не имею, говорит. Должна быть. Все там есть.

-А её нет?

-Нет, Витя, нигде нет. И ни к каким  нашим внутренним и внешним службам  она не имеет никакого отношения.

-Ты у Палыча спрашивал?


-Вот это и есть самое интересное - спросил. Он , конечно, ответил , что у него все есть. И комп открыл. А как только услышал, кого я ищу.. с лица изменился и заявил , что искать моих подружек у него времени нет. А вообще-то если в системе нет - значит и искать не стоит, себе дороже.  Даже не спросил зачем она мне нужна, а вот это на него совсем не похоже.

-Но ведь она же ездит туда-сюда...Паспорт то у неё Российский , только что видел.

-Вот и я о том же...Паспорт есть , а её нет...

-Ну дела...Не морочь себе голову. Нет её, а впрочем, кто-то очень хочет, чтобы её не было,- пробормотал нотариус, уже звеня  рюмками в баре за своим стулом.

-И я о том же... кто этого хочет и почему?

-Ты что будешь, коньяк?,- седой достал бутылку из бара.

-Да, немного, мне ещё в контору.

-Всегда знал. что он самодовольный, эгоистичный болван,- расставляя рюмки, пробурчал нотариус.

-Как все гении;- засмеялся брюнет , глядя сквозь наполненную рюмку на хозяина кабинета.

-Слава богу, что это письмо - последнее...Никогда не читал более жестокого....,- нотариус опрокинул свои треть стакана коньякав в три глотка,- она какая-то заторможенная немного, - ты не находишь?

-Думаю, нет....она просто где-то далеко в своём мире...Мне сестра рассказала, что на последнем курсе у неё прямо на заятиях начались преждевременные роды и муж повёз её  на скорой в роддом. Он тоже с ними учился.  В них врезалась пожарная на углу Большого проспекта и какой-то линии. Водители  не слышали сирен друг друга. Задним стеклом ему отрезало голову.. У неё на глазах...

-Ужас какой. а ребёнок?

-Не выжил..

-Всё, мне уже и пить больше не хочется.Ты сыр будешь?






Тина вышла на Невский и автоматически повернула в сторону Зимнего.

Только что рассвело и зимнее утро было таким же размыто серым,
как и летняя белая ночь....как  и лицо Игоря.

Не лицо с фотографий, а его настоящее, которое уже почти совсем растворилось в
её памяти.


Свинцовым небом выпито сиянье

Прозрачных куполов и сумрачных ступеней.

Мой город спит, покрытый наважденьем

Слепого сладострастья ночи белой.


Дальше она уже тоже не помнила.

Тина прошла Невский, свернула на Исаакиевскую площадь
и медленно поднялась на Коллонаду.

Наверху, как раньше, ветер попытался разметать её волосы,
но теперь она была  коротко пострижена, и  , недовольный этим, он
перекинулся на противоположную сторону Коллонады.

Город, раскинувшийся внизу жил своей жизнью, своими воспоминаниями, своими мечтами...А она не могла вспомнить лица Игоря. Она помнила его куртку. его руки в серых перчатках на каменных перилах , его голос...

-Его лицо - только через  серую пелену дождя лет,- подумала она.

Тина достала из сумки лист, сложенный вчетверо.

........


 Жизнь моя,

я хочу чтобы ты знала, что всё , что я сделал в этой жизни, я делал это для того, чтобы доказать себе, что я достоин твоей любви.

Всё - чего я не сделал,  я не делал это для тебя.


Только через много лет я понял слова Анны Андреевны, твоей бабушки, о том, что наша жизнь - это всегда дорога с односторонним движением.

Обратные билеты продают,  но очень дорого, и только тем, у кого мать - девственница, шутила она...


Я, как последний дурак,  не понимал  тогда, что за  всё, принадлежащее мне в этой жизни по праву рождённого  по образу и подобию...за всё это не нужно ни бороться, ни платить, ни служить..

За мои тело, талант, семью, судьбу и  любовь...

Можно быть достойным  Пулитцеровской премии, но любви?


Она , как  солнце, восходящее каждый день ....просто потому что оно солнце...

.... которое ничего не стоит... просто - было, есть и всегда будет....

В состоянии ли мы в цвету своей молодости оценить то, что  получаем даром.....

Про себя я это знаю точно  - не получилось.


Бороться, искать, найти и не сдаваться...Это всего лишь детская считалка, засорившая когда-то не только мои мозги.

Так  я  прошёл мимо собственной жизни , а может  меня  кто-то бросил вслед чужой ?

Как у каждого смертного,  у меня было только две возможности - или я проживу свою жизнь, или чужая - проживёт меня...

Любовь моя - я женюсь.

Я покупаю её молодость и  красоту.

Покупаю своим именем,своим прошлым и настоящим.

Моей невесте ..., при моей жизни, а её осталось уже не так много,  некому будет это объяснить.

Да, я уже давно не тот идеалист,  который  когда-то часами читал тебе стихи на коллонаде Исаакия.

Но ты - всё та же, я знаю....

Ты просто совсем другая.

Ты-  как прозрачная родниковая вода, без чистоты которой нет жизни на земле.

Всё, что меня держало на плаву  все эти долгие годы  - это моя любовь к тебе.

Самая невосполнимая потеря для меня в этой жизни - это то, что я не видел , как ты, из длинноногой зеленоглазой девчонки с вечно растрёпанными кудряшками, превратилась во взрослую женщину.

Мои стихи тебе - они навсегда останутся со мной. В моём сердце.

Одна мысль о том, что другие мужчины будут  читать их своим любимым,  невыносима для меня и сейчас.

Мои стихи о тебе и для тебя - умрут вместе со мною.

Сейчас - их уже  нет.


Если тебе вдруг понадобится моя помощь ...

       -принеси записку к нашей "Кремлёвской" стене.


Как всегда твой и ничей больше.


И.В.


.......

Тина оторвала верхнюю часть листка, на которой ничего не было написано,
а оставшуюся - разорвала на мелкие кусочки.

Порыв ветра весело подхватил их и они, как крупные хлопья  снега, разлетаясь в разные стороны, медленно опускались вниз, в зимний бесснежный город.

На оставшейся части листка Тина написала несколько слов, положив его на перила Коллонады.

Спустившись вниз, она вернулась на Невский.

Дошла до Литейного,который показался ей совсем пустым , затем по проспекту к розовой стене Преображенской площади до пересечения её  с переулком Радищева. Рамы двух окон на углу были уже давно отремонтированы и вложить записку под металлический подоконник было невозможно.

Тина положила записку на подоконник правого окна и , обогнув Преображенский собор, отправилась в сторону Суворовского проспекта.

Тот же ветер подхватил записку и завертел её по асфальту.

На ней было всего четыре слова :" Оставь меня в покое ".





 







 






 


















-