Горькая соль

Людмила Лебедева
На верху небольшой горы, тянущейся вдоль берега моря, в ветхой лачуге поселилась чета молодоженов. Звали их Арил и Камея. Молодой муж рыбачил, жена обустраивала скромное жилище. Когда улов был достаточно богат, девушка носила рыбу на базар. На вырученные деньги они и жили. Не слишком богато, зато в доме их царили мир и радость.
Однажды на море разыгрался ужасный шторм. Ветер пугал, злобно свистел, грозился снести крышу с домика.Но как ни свирепствовала непогода, как ни бились о скалистый берег под горой волны, напугать молодоженов они не могли.
- Любовь крепче стен и сильнее ветра, - Арил прижимал притихшую жену к себе. Так, обнявшись, они и наблюдали за непогодой из окна.
А наутро снова вышло солнце. Мир, умытый дождем, весь в бриллиантовых каплях, выглядел прекрасным. И даже то, что берег покрылся водорослями и всякой всячиной, не расстраивало. И тем более не мешало молодым супругам выйти прогуляться у моря.
- Может, это и не очень красиво, - улыбалась Камея, - зато после шторма на берегу можно много чего найти полезного!
Арил кивнул. В их маленьком хозяйстве и вправду все могло сгодиться.
Вдруг Камея схватила мужа за руку.
- Смотри! Что это там? - впереди, наполовину в воде, лежал большой комок водорослей, шевелился странным образом и негромко пищал.
Среди водорослей оказалась маленькая девочка - совсем голенькая, с глазами цвета тревожного моря, каким-то чудом выжившая во время стихии.
- Что с нею делать? – Камея держала малышку и растерянно глядела на мужа.
- Для начала - согреть и накормить, - Арил скинул с себя рубашку, замотал в нее малютку. – Скорее возвращаемся домой.
Конечно, правильнее всего было сразу отнести ребенка в полицию – вдруг безутешные родители ищут дочь. Но крохе было нужно тепло. Арил оставил жену с малышкой дома, а в полицию отправился сам. Однако никто ребенка не искал - ни в этот день, ни в какой другой.
И хоть супруги были совсем молоды, и достаток у них был невелик, решили они малютку в приют не отдавать. Так у них появилась старшая дочь.
Назвали девочку Дэя.
Начались бессонные ночи и тревожные дни. Дэя плакала по ночам, частенько болела и капризничала. И все же новые родители старались оставаться ласковыми и терпеливыми - баюкали, лечили, успокаивали, веселили малышку. И главное – всегда ей улыбались. Но девочка росла хмурой, задумчивой, неласковой. И жила будто в своем мире, в который никого не пускала.
Шло время. Камея родила Арилу трех сыновей и дочь. В маленьком домике стало тесно. К счастью, Арил был необыкновенно удачлив в промысле, а Камея умела мудро распоряжаться деньгами. Так что у них скопилось достаточно денег, чтобы купить добротный дом рядом с базарной площадью. Далековато от моря, зато удобно для торговли. И главное, школа почти рядом. Все были рады переезду. И только Дэя, прощаясь с морем, грустила и, как всегда, роняла слезы.
- Не плачь, Дэя, - утешал девочку Арил. - Море никуда не денется. Ты можешь приходить сюда после школы, сколько душе угодно.
- Но я не буду больше видеть море из окна. И шум прибоя не убаюкает меня ночью, - всхлипывала Дэя.
Еле убедил он дочь, что переезд не принесет никому ни печали, ни вреда. А только наоборот.
И все же Арил ошибся. Рыба почему-то стала ловиться все хуже и хуже, будто море рассердилось на рыбака за переезд. Денег на содержание семьи теперь катастрофически не хватало. Да еще и из школы стали приходить тревожные вести. Жаловались на Дэю. Мол, бука букой. Ребят сторонится, даже с братьями не общается. И хоть науки постигает с невероятной легкостью, не в чести девочка ни у учителей, ни у детей. Сторонятся ее, даже сидеть на уроках рядом с ней не хотят.
Арил с Камеей качали головами, вздыхали. Дэя была не такая, как все дети. И как они ни старались, а улыбчивей их дочь не становилась. Но что они могли поделать? Они просто любили девочку.
- Вот увидите, - говаривал Арил Камее и родным детям, - наша Дэя еще засияет, еще расцветет. И эти мрачность и горечь покинут ее сердечко в один прекрасный день. Самый прекрасный в моей жизни.
Однажды Дэя попросилась с ним в море. Надвигался шторм - не самое лучшее время для прогулки с ребенком. Но девочка так редко что-либо просила! Арил не смог отказать старшей дочери.
Оказалось, беспокоился он зря. Море поволновалось и улеглось. И рыбы они поймали – полную лодку.
- Ты приносишь удачу! - весело заметил отец, выгружая улов на берег.
Что произошло в этот момент в голове Дэи, рыбак не знал. Только с того дня девочка наотрез отказалась ходить в школу, и стала помогать отцу. Уловы у них всегда были богатыми. Но чем тяжелее был груз в лодке, тем задумчивей смотрел Арил на дочь.
Прошло время. Дэя превратилась в прекрасную девушку – сильную от работы, стройную, загорелую, но оставалась все такой же неулыбчивой и замкнутой. И все также не любили ее в городе.
В то время случилась ужасная засуха. Горожане отправились к колдунье – спросить, отчего нет дождя.
- Это морская принцесса виновата, - проскрипела та в ответ. – Дэя. Не дочь она Арилу, и пока не вернется в море – дождю не бывать.
Жители города разъярились. Прибежали к дому Арила, стали требовать отдать им девушку. Но вместо Дэи из дома к горожанам вышел Арил и его сыновья. Застыли за спиной отца – хоть и не взрослые еще, но в глазах – решимость: «Не подходи!».
- Не видать вам моей дочери! – всегда спокойный и веселый Арил стал суровым и грозным. – Стыдитесь!
Вдруг он почувствовал легкое прикосновение на своем плече.
- Подожди, отец, - Дэя умоляющим взглядом смотрела в глаза Арила. – Я вдруг поняла… Нет! Вспомнила! Темные глубины моря, мрачный дворец морского царя, - девушка казалась растерянной. С легким недоумением она добавила, – моего отца… - вдруг она заплакала. – Там не бывает света и радости. Сырость, холод…
Арил удивленно смотрел на дочь. Толпа горожан тоже завороженно притихла.
- Любовь, - девушка окинула взглядом отца и братьев. - Я никогда не узнала бы ее там. А теперь, кажется, знаю. И раз я виновата в ваших бедах… Я все исправлю!
Прежде чем они успели крикнуть: « Нет!», Дэя вдруг растаяла, превратившись в облачко пара. Только горстка горькой морской соли осталась там, где она стояла.
Облачко быстро взвилось вверх, разрастаясь по пути и темнея. С неба на землю упали первые тяжелые капли.
Вскоре по земле уже бежали ручьи, один из которых смыл горькую соль.

Горожане молча разошлись по своим домам, не зная, радоваться им или стыдиться. Только семейство Арила стояло под дождем, добавляя в ручей новые соленые капли.
А когда дождь закончился и вышло солнце, они услышали радостное:
- Эй!
У порога дома как ни в чем не бывало стояла Дэя. Она улыбалась, и в ее глазах играла радуга.