Заочный круглый стол о счастье

Уладзимир Траццякоу
Не слова, а несчастье
есть учитель глупцов.
Демокрит.

В самом деле, управляющее воздействие на стратегию развития человечества различных катастроф, военных конфликтов и других несчастий наверняка могло бы быть. Человек иногда может и способности к предвидению даже проявлять, и тогда угрозы уничтожения, а еще вероятнее -- самоуничтожения человеческой цивилизации, вместе с непрекращающимися, по выражению мрачного юмориста, «репетициями конца света», могут подвести людей к парадоксальному выводу: надо стремиться осуществлять вековечную мечту человечества о счастье, иначе не избежать новых, еще больших бедствий и катастроф.

Предположим, что уже «сработал» первый императив выживания и система образования оказалась способной перестроиться с обучения по принципу приоритета знаний (устаревшего в цивилизации, перегруженной информацией) на обучение по принципу приоритета умению мыслить, причем мыслить панорамно, используя умения пользоваться информационными массивами. Допустим также, что в большинстве стран справились и с проблемами создания социального интеллекта, что предполагает, в частности, освоение эффективных алгоритмов проблемо- и конфликторазрешения, наличие необходимых технологических и информационных ресурсов для онлайного изучения социальных параметров и предпочтений, а также использование ситуативного корректировочного управления в тех социально-экономических сферах общества, которые, по общественному согласию, под таким управлением находятся.

Однако, даже при столь значительных социальных достижениях можно предвидеть появление очагов  противостояний и конфликтов -- если не выравняется различие в социально-экономическом развитии стран, не уменьшатся децильные коэффициенты (отношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных). Впрочем, тут и дара предвидения не нужно: наличие «золотого» миллиарда и «незолотых» 6 миллиардов, экономическая и политическая миграция, экономическая преступность -- многообразные проявления этой человеческой неоднородности и  неравноправности являются сейчас все новыми сюжетами для новостных теле- и радиопрограмм.

Лучшему пониманию целей и полезности осуществления будущего Интернет-проекта обсуждения проблемы "счастья для всех", причем "всем миром", привлечению внимания к нему мог поспособствоватьбы

заочный круглый стол по проблеме счастья

  Представим, что за этим воображаемым круглым столом собрались эксперты-мудрецы разных стран и эпох эпох и им были заданы вопросы о счастьи и несчастье, на которые они, как вы понимаете, давно (а некоторые из них -- очень давно) уже ответили.

Начнем с двух главных вопросов:

Что такое счастье и что у вас с ним ассоциируется?

Спиноза. -- Счастье -- не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

Хемингуэй. -- Счастье -- самая замечательная вещь на свете, и для тех, кто умеет быть счастливым, оно может быть таким же глубоким, как печаль.

Эразм Роттердамский. -- Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.

Публий Сир. -- В чем счастье, как не в силе и терпении?

Лев Толстой. -- Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Вольтер. -- Счастье всего лишь мечта, а горе реально.

Антисфен из Афин. -- Блаженнее всего для человека умереть счастливым.

Монтень. -- Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить.

Шекспир. -- Счастья целиком без примеси страданий не бывает.

Руставели. -- Не оценишь сладость жизни,
Не вкусивши горечи побед.

Сенека. -- Без товарища никакое счастье не радует.

Фирдоуси.    -- Лишь в разуме счастье,
Беда без него,
Лишь разум -- богатство,
Нужда без него.

Иммануил Кант. -- Счастье есть идеал не разума, а воображения.

Тургенев. -- Сильному не нужно счастье.

Тит Ливий. -- Чем больше счастье, тем меньше ему следует доверяться.

Роллан. -- Когда эгоистическое счастье является единственной целью жизни, жизнь очень скоро оказывается лишенной цели.

Фромм. - Счастье - не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

То же, в отношении несчастья?

Сенека. -- Несчастна душа, исполненная забот о будущем.

Торквато Тассо. -- Ожидание несчастья худшее несчастье, чем само несчастье.

Ларошфуко. -- Куда более несчастлив тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому.

Что в счастьи субъективно, что объективно?

Публий Сир. Счастлив не тот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует.

Тит Ливий. Чем больше счастье, тем меньше ему следует доверяться.

Марк Аврелий. Измени отношение к вещам, от которых ты зависишь, и ты будешь от них в безопасности.

Как относиться к счастью и несчастью?

Периандр. В счастье будь умерен, в несчастье разумен.

Ларошфуко. Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.

Луцилий Гай. -- Возносись душою в счастье/
И смирись, когда беда.

Ницше. Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим как счастьем своим!

Каковы условия, при которых наступает счастье?

Софокл. Ум, несомненно, первое условие счастья.

Сократ. Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Грассиан-и-Моралес. Всегда чего-то желать, дабы не стать несчастным от пресыщения. Тело дышит, дух жаждет. Обладай мы всем, нам все было бы немило, скучно; даже уму должно приберегать нечто ему неведомое.

Эйнштейн. Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или вещам.

Кому достается счастье, кому несчастье?

Тит Плавт: «Мудрый сам кует себе счастье».

Овидий Публий. Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.

Демокрит. Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Сенека. Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, -- никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большого счастья.

Линкольн. -- Большинство людей счастливы ровно настолько, насколько они к этому готовы.

Как и кому можно быть счастливым?

Паскаль. -- Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Леонардо да Винчи. -- Счастье достается тому, кто много трудится.

Марк Аврелий. -- Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию.

Дж.Б.Шоу. - Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.

Цицерон. -- Все, обладающие добродетелью, счастливы.

Саллюстий Гай. -- Каждый кузнец своего счастья.

Пифагор. Избери себе друга: ты не можешь быть счастлив один; счастье есть дело двоих.

Публий Сир. Счастье легче найти, чем сохранить.

Фирдоуси. --  Лишь тот судьбою одарен счастливой, / Тот радостен, чье сердце справедливо.

Спиноза. -- Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Мартин Лютер. -- Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других, ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других.

Фрэнсис Бэкон. -- Счастье продает нетерпеливым людям  великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым.

Джон Локк. -- Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Филдинг. -- Счастлив тот, кто считает себя счастливым.

Дидро. -- Самый счастливый человек тот, который дарит счастье наибольшему числу людей.

Грибоедов. -- Счастливые часов не наблюдают.

Тютчев.    -- Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые.

Чехов. -- Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

Лермонтов.   -- Поверь мне, счастье только там, / Где любят нас, где верят нам.

Ключевский. Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким.

Толстой. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.

Шопенгауэр. Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.

Оруэлл. Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни.

Платон. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.

Гоббс. Только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье.

Марк Аврелий. Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию.

Вуди Аллен. Единственный способ быть счастливым - это полюбить страдание.

… и кому не надо рассчитывать на счастье?

Ибн Сина. Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Эпиктет. Зависть - враг счастливых.

Сенека. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя --  живи для других.

Лабрюер. Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в этом.

Ларошфуко. Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.

Руссо. Никто не может быть счастлив, если он не пользуется собственным уважением.

Гете. Бояться горя - счастья не знать.

Франс. Несчастлив тот, в ком нет хотя бы крупицы от Дон-Кихота.

Жорж Санд. Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья.

А если несчастье все-таки настало - чем можно руководствоваться или утешаться?

Эпиктет. В несчастье познается и изобличается враг.

Лукиан из Самосаты. Несчастье ближнего утешает нас в наших несчастьях.

Сенека. Несчастье - удобное время для добродетели. Никто на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастье.

Эразм Роттердамский. Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.

Джон Локк. Счастье или несчастье человека в основном являются делом его собственных рук.

Камю. Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения.

Шекспир. Большое горе врачует меньшее.

Сервантес. В несчастье судьба всегда оставляет дверку для выхода.

О мужественное сердце разбиваются все невзгоды.

Дизраэли. Нет лучшего учителя, чем несчастье.

Леонардо да Винчи. Надежда на счастье, пусть даже обманчивое, никогда не причиняет зла человеку, потому что она облегчает жизнь.

Грасман-и-Моралес. Возможность горести превратить в радости - значит уметь жить.

Ларошфуко. Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду.

Аристотель. Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье - прибежище.

Бертран Рассел. Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться.

Карнеги. Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.

Олдингтон. Жизнь - это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи.

P.S. Мигель де Сервантес предпочел предостересь страждущих и всех заочно присутствовавших за круглым столом от заведомо неверной тактики действий: --  Беду ни праздностью, ни леностью не поправишь, -- сказал он.

Проблему счастья вовсе не признал достойной обсуждения лишь Зигмунт Фрейд. Будучи информированным, по-видимому, из первых рук в делах мироустройства, он выступил с принципиальным заявлением: -- Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира, -- и покинул виртуальный зал заседаний.

Подытожим сказанное

Счастье - это: добродетель (Спиноза), самая замечательная вещь на свете (Хемингуэй), удовольствие без раскаяния (Л.Толстой), всего лишь мечта (Вольтер), идеал воображения (И.Кант), достижение, которого человек добивается (Фромм).

Счастье состоит в том, чтобы: умереть счастливым (Антисфен), хорошо жить (Монтень), быть умным (Софокл, Фирдоуси).

Счастье могут испытывать те, кто: мудр (Плавт), добродетелен (Цицерон, Спиноза), умеет быть счастливым (Хемингуэй), верит в возможность счастья (Толстой), мирится со своей судьбой (Э.Роттердамский), силен и терпелив (Публий Сир), имеет друзей (Пифагор, Сенека), прежде испытывал страдания (Шекспир, Ж.Санд) … и поражения (Руставели), чувствует себя счастливым (Публий Сир), разминулся со своим несчастьем (Ницше), ничего не желает (Сократ), всегда чего-то желает (Грассиан-и-Моралес), берет под свою защиту то, что любит (Овидий Публий), привязан к цели, а не к людям или вещам (Эйнштейн), пользуется хорошим расположением духа (Демокрит), уважаем другими (Паскаль), много трудится (Л. да Винчи), радостен и справедлив (Фирдоуси), ищет счастья для других (Платон, Дидро, Гиббс, Лютер, Шоу), имеет здоровый дух в здоровом теле (Локк), считает себя счастливым (Филдинг), не замечает течения времени (Грибоедов), имеет хорошее настроение (Спиноза), обладает веселым нравом (Шопенгауэр), посетил сей мир в его минуты роковые (Тютчев), любим и пользуется доверием (Лермонтов), готов быть счастливым (Линкольн), умеет вообразить себя счастливым (Ключевский), любит страдание (В.Аллен), не считает счастье целью своей жизни (Оруэлл).
 
А несчастье остается для тех, кто: исполнен забот о будущем (Сенека), пребывает в ожидании несчастий (Т.Тассо), не имеет душевного веселья (Демокрит), нетерпелив (Бэкон), не испытывает симпатии ни к кому (Ларошфуко), завидует другим (Сенека, Эпиктет), чувствует за собой вину и упрекает себя в этом (Лабрюер), счастья не ценит (Ибн Сина), думает только о себе и ищет во всем своей выгоды (Сенека), глупец, которому всего мало (Ларошфуко), не пользуется собственным уважением (Руссо), боится горя (Гете), не имеет ничего общего с Дон-Кихотом (Франс)

Эксперты предлагают учитывать, что в несчастье можно: смириться (Луцилий Гай), вести себя разумно (Периандр), изобличить врага (Эпиктет), утешиться несчастьем ближнего (Лукиан), проверить свое мужество (Сенека), надеяться на перемены к лучшему (Э.Роттердамский), найти прибежище в своем воспитании (Аристотель), воодушевится своим безнадежным положением (Камю), надеяться на счастье (Л. да Винчи, Сервантес), взять дело счастья в свои собственные руки (Локк), чему-то научиться (Дизраэли), превратить горести в радости (Грасман-и-Моралес, Карнеги), изменить отношение к вещам, от которых зависишь (Марк Аврелий), гордиться своей невезучестью (Бертран Рассел), учесть, что не все зависит от судьбы (Ларошфуко), что ни праздность, ни леность не помогут (Сервантес), что каждый - кузнец своего счастья (Саллюстий Гай) и что большое горе врачует меньшее (Шекспир).

Поддержан ли интернет-проект?

Полагаю, что виртуальный круглый стол авторитетнейших экспертов по существу высказался за организацию всемирного интернет-форума «К счастливой жизни на Земле». В самом деле:

Не поддержано отношение к счастью как к чему-то ирреальному, из области фантазий и представлений. Наиболее выразительно эту точку зрения опроверг Хемингуэй. Многие эксперты давали просто конкретные практические рекомендации, как быть счастливым и как преодолевать несчастья. Тем самым они, как бы соглашаясь с Ницше, неявно исходили из того, что счастливую жизнь надо строить самому, своим умом и руками.

Подтверждена сложность, неоднозначность, трудность связанных со счастьем-несчастьем вопросов, что выразилось в удивительной разноголосице мнений экспертов. И это притом, что среди экспертов не оказалось ни одной женщины и что, помимо Фирдоуси и Ибн-Сины, неевропейский взгляд на счастье никто больше не  представил. Все это указывает на необходимость более представительного обсуждения, для чего интернет-форум как раз и задумывается.

Участие в преодолении конкретных жизненных проблем несчастных людей, выступления в теоретических дискуссиях, свои формулы счастья - все эти и другие формы соучастия в делах других несомненно поддержали бы Платон, Марк Аврелий, Дидро, Гоббс, Эйнштейн, позитивно оценившие альтруистическое понимание счастья, благодаря которому может возникнуть даже счастливое чувство приобщенности к хорошему делу. Можно быть уверенным, что такое коллективное дело, как интернет-форум о счастье,  поддержал бы и Ромен Роллан, негативно оценивший перспективы эгоистического счастья.

Что же касается альтруистической мысли Дж.Б. Шоу - «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его», -- то она перекидывает мостик к восточному пониманию счастья, задолго до рождения Шоу разработанного мудрецами тайного даосского клана Шоу-Дао. (Удивительно это случайное совпадение имен и идей!). В их понимании счастье - это универсальная гармония тела, духа и окружающего мира, а умение быть счастливым - одно из многих умений, наряду с ремеслами, которые человеку предназначалось освоить, поскольку быть счастливым - долг человека перед собой, обществом и природой. Это дает надежду на то, что интернет-форум мог бы в принципе стать многолетним диалогом западной и восточной цивилизаций.

Значительный вклад в обоснование необходимости интернет-форума по теме счастья внес Л.Толстой:  ведь участвовать в широком обсуждении проблемы счастья можно, по-видимому, лишь тогда, когда заинтересованно веришь в его достижимость.  Но это еще не все: великий романист снял со счастья флер греховности («Счастье есть удовольствие без раскаяния»), и тем самым своим авторитетом открыл будущий форум для всех верующих.

Связь счастья с интеллектом

За воображаемым круглым столом по проблеме разума Пифагор высказал мысль: «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь». Его поддержал Софокл: «Ум, несомненно, первое условие счастья». И это общее мнение древнегреческих мудрецов стало еще ценнее в сопоставлении с мыслью древнеримского комедиографа Тита Плавта, высказанной вполне всерьез: «Мудрый сам кует себе счастье». Французский мыслитель Блез Паскаль сумел расширить поле проявления мудрости, сказав: «Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели  в своих собственных». Это, по-моему, даже не толстый намек, а прямое руководство к действию: входи в круг чужих проблем, помогай их разрешить, а со своими неразрешенными проблемами озадачивай других, ибо со стороны виднее.

Ну, а уж если ум можно толковать расширительно -- как социальный интеллект, -- то последняя рекомендация - это прямой призыв к участию в интернет-форуме «К счастливой жизни на Земле».

Таким образом, мудрецы разных времен и народов подсказывают великую мысль: высокое качество жизни предопределяется высоким качеством мышления и, вполне возможно, является главным благоприобретением счастливой жизни. Намек на этот вывод можно выявить в высказывании Дж.Б.Шоу, А.П.Чехова и Н.В.Гоголя о том, что нет выше радости, чем радость творчества. А это значит, что последовательность императивов выстроена во времени правильно: вначале надо преодолеть свою умственную эволюционно-биологическую ограниченность, потом выстроить социальный интеллект, и после всего этого, 2-3 поколения спустя, овладев мышлением 3-го тысячелетия, разработав совершенные программы коллективного мышления, только и можно будет одолеть и проблему человеческого счастья, постановка которой, без учета перспективы человеческих поколений, может показаться кому-то проявлением наивности и утопичности мышления. И уж, конечно, только как проявление умственной лености можно расценить подобное отношение к созданию сетевого ресурса большой мощности и объема для запуска УЖЕ СЕЙЧАС диалога цивилизаций о счастье.

Это никак не повторение пройденного: такой возможности в человеческой истории еще не было, и не использовать эту возможность, и это при наличии средств для ее осуществления, было бы проявлением того самого, эволюционно обусловленного, очень-очень животно-человеческого... да-да, того самого дефицита панорамного мышления.

Приложение: Программа джунглей продолжает действовать

(Из книги супругов Александра и Ирины Медведевых «Формулы счастья. Технология счастья», Киев: София, 2001, с. 22-23, глава «Почему человек чувствует себя несчастным?»).

«По мере развития цивилизации выживание перестало зависеть от мгновенной реакции на раздражитель, но организм человека так и не успел перестроиться, и во время ссоры с соседом по коммунальной квартире «венец творения» испытывает столь же сильный выброс адреналина в кровь, как кроманьонец с каменным топором, готовящийся к схватке с медведем гризли. Но все отличие в том, что кроманьонец после завершившейся победой схватки или удачного бегства избавлялся от последствий гормональной атаки, выплеснув свое напряжение в активных действиях и вернув свой организм к состоянию равновесия.

Склоки в коммунальных квартирах или иные виды конфликтов обычно не дают их участникам подобных преимуществ, если, конечно, их участники достаточно цивилизованны, чтобы ограничить свои разборки уровнем дискуссий, а не требующим значительных физических усилий поединком на скалках и сковородках. Нежелательный избыток гормонов длительное время остается в крови, вызывая затяжные отрицательные эмоции, ощущение напряженности и фрустрации, которое может сопровождаться состояниями агрессии и ощущениями унижения, ненависти или печали.

Повторяющиеся стрессы подобного рода закрепляют спектр отрицательных эмоций, и отрицательные эмоции начинают автоматически возникать уже сами по себе при воспоминаниях о неприятной ситуации, при опасении ее повторения или при ассоциативной связи с каким-то событием, напоминавшим об испытанном стрессе.

Программа джунглей продолжает работать, в условиях современности гораздо чаще приводя к деструктивным, чем к конструктивным последствиям, но, не понимая этого, человек винит в своих несчастьях не несовершенство конструкции собственной психики, а злую судьбу, роковые обстоятельства или, опять-таки, паскудных соседей».