Глава 5. В заочной аспирантуре

Владилен Николаев
 В 1958 году, по настойчивому совету Н.В.Вершинского, я поступил в заочную аспирантуру Института океанологии. Приёмные экзамены по иностранному (немецкому) языку и по основам марксизма - ленинизма (был тогда такой предмет!) сдавал на соответствующих кафедрах Академии наук, по физической океанографии - в Институте океанологии приёмной экзаменационной комиссии под председательством профессора А.Д.Добровольского.

 Научным руководителем был утверждён Н.В.Вершинский. Тему и название диссертационной работы я выбрал и сформулировал сам: «Исследование факторов, определяющих дальность подводного телевизионного наблюдения». 
      
 В начале шестидесятых годов с понтона в море были проведены сравнительные испытания различных подводных телевизионных установок с целью определения дальности видимости с их помощью. Изучались также закономерности ослабления водной толщей направленного пучка  света и закономерности ослабления контраста светящегося объекта, наблюдаемого сквозь  водную толщу.

 В работах на понтоне участвовали сотрудники Института океанологии, Ленинградского телевизионного института, Государственного оптического института, института физики АН Белорусской ССР и ряда других.

 Меня к этому времени всё больше увлекала идея использования в океанологии водолазных  методов, в частности, для гидрооптических измерений. По моему предложению несколько сотрудников моей группы (и я в том числе) в 1961 году приобрели квалификацию спортсменов - подводников, а затем в 1968 году, водолазов – совместителей.

 В 1973 году я учился на двухмесячных курсах Московской школы водолазов при ЦМК ДОСААФ. Получил профессиональную квалификацию водолаза второго класса 1 и 11 групп специализации водолазных работ.
       
 Параллельно с измерениями на понтоне, я провёл в море исследования закономерностей  ослабления контраста объекта, наблюдаемого под водой водолазом при естественном   освещении. Эти измерения проводились группой наблюдателей - водолазов. В качестве наблюдаемых объектов использовались чёрные конусы различных размеров.