Особенности религиозной психологии

Люба Вильгельм
                Краткий путеводитель(психология верующих)
               


Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает, как совокупность нескольких элементов: религиозного сознания, религиозных обрядов (культа), религиозных учреждений.

Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня (две сферы): 1) религиозную идеологию, т. е. более или менее систематизированное изложение религиозных догм и мифов профессиональными церковниками и богословами; 2) религиозную психологию, т. е. религиозные представления и чувства, свойственные массе рядовых верующих.
В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований

В сознании громадного большинства верующих религия существует не в виде какой-либо оформленной системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин, мифических рассказов и т. п.

Религиозная вера невозможна без эмоционального отношения к сверхъестественным объектам, созданным человеческим воображением. А для того чтобы возникло эмоциональное отношение к объекту религиозной веры, необходимо, чтобы последний был представлен религиозным человеком в чувственно-конкретной, наглядной, форме.

Образный характер религиозных представлений проявляется и в содержании "священных" книг.
В действительности же нет никакого врожденного "религиозного чувства", принципиально отличного от других человеческих эмоций .религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства и страх, и любовь, и ненависть, и гнев, и восхищение и т. п. Поэтому несостоятельна попытка психологически обособить религиозное чувство, противопоставив его всем остальным.
При всех обстоятельствах религия направляет эмоции человека в сторону вымысла, которому приписывается реальность. Именно это и ведет к деформации обычных человеческих чувств

Сами верующие вреда религиозных эмоций не осознают. Они нередко говорят о том, что религиозные эмоции приносят им определенное облегчение, "забвение тягот жизни", помогают преодолевать жизненные трудности и невзгоды. Действительно, чисто субъективно, психологически религиозные чувства выступают как средство преодоления конфликтов в сознании человека, они создают известную психологическую устойчивость к внешним травмам,.

Но подобное преодоление жизненных конфликтов и трудностей носит иллюзорный характер, ибо религиозные эмоции не способствуют изменению реальных условий жизни людей, а лишь временно "выключают" человека из окружающего мира. "Разрешение" жизненных противоречий, которое предлагает религия, — это бегство от них в мир иллюзий и вымыслов. Хотя верующему и кажется, что религия принесла ему облегчение, но на самом деле условия его жизни остались прежними.
В результате подобных исступленных молений человек иногда доходит до экстаза, он перестает воспринимать окружающее, выкрикивает бессмысленные слова.

Религиозный страх - страх перед богом, перед загробной жизнью, страх перед муками в аду и т. д., т. е. страх перед тем, чего не существует.
В сознании верующего постоянно довлеет мысль: "не прогневить бы господа". А это означает практически необходимость соблюдать целый ряд предписаний, канонов, заповедей, которые дает религия. Такого рода страх принижает человека, делает его рабом собственных вымыслов.
                : "Бог есть любовь".


Посмотрим, в чем смысл христианской любви.

Здесь, как и в других религиозных чувствах, мы видим искажение естественного здорового чувства любви к реальному человеку. Главный объект любви верующего - это бог. В Евангелии от Матфея подчеркнуто: "Возлюби господа бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь".

Эту идею упорно проводят церковники и сектанты. Например, в "Братском вестнике" (1962 г., № 4) мы читаем следующее: "Любовь разделяется на два вида: любовь к богу (это первый, основной вид любви) и любовь к человеку, к ближнему, к брату своему - это второй, низший вид любви".
Таким образом, "брата", "ближнего" церковники учат любить в той мере, в какой эта любовь не противоречит любви к богу. Поэтому христианская любовь нередко сочетается с враждой к людям другой веры или неверующим.
. Если религиозный фанатик убежден, что бог от него чего-либо требует, то он может пойти на все, вплоть до преступления.

Извращение претерпевает также чувство раскаяния. Это чувство религия превращает в чувство греха, в чувство вины перед богом. Религиозный аскет расценивает свое поведение не с точки зрения того, морально оно или аморально по отношению к людям. Он заранее считает, что все естественные проявления человеческих чувств аморальны, греховны, ибо они уводят его от бога, "ввергают в соблазн". Поэтому главная задача, которую ставит перед собой подобный аскет, - уйти от реальной жизни, подавить свою "грешную плоть" и тем самым подняться до нравственного совершенства.

Определенные эмоциональные состояния человека создают благоприятную почву для воздействия на него религиозной идеологии.

К числу чувств, создающих психологическую почву для возникновения религии, следует отнести прежде всего страх.
Не всякий страх обязательно ведет к религии.
Но у людей слабых, нестойких, не имеющих твердых убеждений, страх смерти может создать благоприятную почву для восприятия мифа о бессмертии души и других религиозных идей и представлении. Сильные эмоции, не контролируемые разумом, могут стимулировать деятельность воображения и толкнуть его в ложное русло. Это относится и к страху смерти.

Есть еще один комплекс чувств и настроений, который может создать благоприятную почву для религии. Это чувства горя, скорби, одиночества, т. е. все те эмоции, которые связаны со страданиями людей.


                Чем верующий человек отличается от религиозного и существует ли принципиальное отличие?
               
Судя по толковым словарям разницы существенной нет между этими словами. Например:
РЕЛИГИОЗНЫЙ - приверженный религии, верующий в Бога.

ВЕРУЮЩИЙ - признающий существование Бога, верящий в Бога; религиозный, набожный. Глубоко верующий человек.
Вопрос теперь, что понимать под «верить в бога»?


 Теперь лично мои мысли по этому поводу.

Когда меня спрашивают, кукую религию я исповедую и, как отношусь к вере в бога
я всегда отвечаю, что я не исповедую никакую религию, так как с позиции человека меня больше прельщает вера в Бога , а он для всех един! И мы все для него едины(равны).
Спор что такое вера и, что такое религия, приведёт просто ни к какому разумному обьяснению. Хотя и существует такое название, как «религиозная секта» и вражда между религиями. Но это по большей степени, по моему, связано с плитикой в которую вторгаться мне совершенно не хочется. Очень интересно когда задаёшь людям вопрос о том . Чем отличается верующий человек от религиозного и набожного, то у каждого сужествует на это определённое мнение, но подкрепить своё мнение не удалось никому более менее достоверными фактами.

Одни говорят, что «Религиозный человек - человек, исповедующий какую-то религию. Магометанство, христианство, буддизм, иудаизм. Исполняющий обряды этой религии, посещающий храмы.»

Верующий человек это «
Верующий человек - человек, верящий в Бога и старающийся жить по Его заповедям.»

Набожный человек это «Для него естественное состояние - верить и жить по вере. Без поиска объяснений, без логических цепей»
 Конечно во всех этих версиях есть большая доля правды и разумной логики.
Только . Где всё таки находится грань между верой и религией? И есть ли она?

Вот несколько заинтересовавших меня лично  высказываний оппонентов на эту тему:

«Религия - это замена вера.
А вера - это то, с чем ты себя отождествляешь.» 

«Вера это доктрина которую человек принял в результате сложившейся системы оценок и убеждений(заблуждений)Религия институт власти и кому то кусок хлеба!!»

          В Библии говорится, что вера - "это обоснованное ожидание". Но, позвольте, на чем же тогда основана вера людей в смерть и воскрешение Иешуа бен-Йозефа или в ветхозаветные чудеса?  Может быть, тому есть исторические свидетельства? А, может, кому во сне явился святой и рассказал, как дело было? Нет.

И если доверие связано с разумом, то вера - с эмоциями. Правильно, вера нуждается в эмоциях. Стоит посмотреть, какой именно процент от всех людей в церкви занимают женщины (особенно - пожилые), и вспомнить, что женщине по природе своей более эмоциональны и более полагаются на эмоции при принятии решений, чем на логику.

Слово "религия" происходит от латинского "religio" - "связь с богами". Также, "религия" подразумевает наличие взглядов и представлений, основанных на мистике (от греческого слова "mystika" - таинство, таинственный). Итак, религия должна быть основана на неких таинствах или тайнах и с их помощью устанавливать связь с богом - это следует из самого слова .


Религия опирается на веру, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Слово "религия" имеет очень любопытную этимологию. Ре - повтор (ребрендинг, репродукция, рекреация и т.п.), Лига - объединение. То есть все вместе - повторное объединение. В нашем случае центральной идеей является Бог. Выходит слово "религия"

 
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям.


означает повторное объединение людей вокруг центральной идеи Бога.
«Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя.»
Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.
Подходя к концу своей статьи я даже уже почти согласилась, что вера (везде имеется ввиду вера в Бога) и религия отличаются между собой, о чём сомневалась в начале статьи, но
объяснить можно всё, что мы хотим объяснить и, если нету достоверных фактов то всё это так и будет оставаться философией жизни.

Невероятно интересным мне показалось это
 - «Таким образом, происхождение религии, а также нравственности, можно объяснить теорией эволюции и естественного отбора, что говорит о том, что для развития морали наличие религии не является необходимым.
Времена меняются, меняются понятия морали и нравственности – и вот уже описанные в Библии события кажутся нам чудовищными и немыслимыми – к примеру «казнить за то, что человек работает в субботу», «убить за измену», «убить детей, не слушающихся родителей» и многие другие «убить» и «покарать». Великий потоп, попытка принесения Авраама в жертву своего сына, приказ Моисея убить соплеменников, воздвигших алтарь другому богу – золотому тельцу , предложение Лота изнасиловать своих дочерей, но не трогать гостей. Неужели это примеры нравственности? А когда-то всё описанное, что в Ветхом, что в Новом завете было вполне естественным и разумным.
Интересно, что десять заповедей – достаточно релятивистские положения – «работали» только по отношению к богоизбранным евреям, и не распространялись, к примеру, на язычников, т.е. «Не убий» – означал запрет на убийство евреем еврея, но никак не язычника. Библия (да и другие священные книги) возводят все предписания в ранг абсолюта, что в корне неправильно, но способствует развитию абсолютизма и фундаментализма, что может повлечь (да и уже повлекло) многие человеческие несчастья и жертвы.»
                Из книги Ричарда Докинза «Бог как иллюзия».

И напоследок соглашусь с автором статьи сказавшим, что
«Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы и необходимость сохранения этой веры.»

 Религия и философия.