Из детства

Людмила Ослоповских
                Из детства.
           Мое детство пришлось на послевоенное время. Начиная с пяти лет, я жила с родителями одна. Сестра вышла замуж, старший брат уже давно покинул родительский дом. Разница в годах у нас была большая. Отец работал в геологоразведке и поэтому все время находился в лесу. И только в выходные дни,а они тоже были заполнены домашним трудом, я могла с ним пообщаться.
             Мы жили в, так называемых, сталинских домах. Это были четырехквартирные деревянные дома без всяких удобств, с русской печкой, комнаты и кухня шли одна за другой.
             В субботу отец приезжал из леса,и мы всей немногочисленной семьей отправлялись вечером в общественную баню. Занимали очередь и ждали. А когда она подходила, каждый шел в свое отделение. Через некоторое время выходили распаренные,намытые и обязательно покупали лимонад. Он был очень вкусный, шипучий! Идти обратно домой было неблизко.Помню,что я  часто хитрила и сказывалась усталой, тогда  отец брал меня на руки, я крепко обхватывала его шею, и нес до самого дома. Как мне было хорошо на отцовском плече! Он был такой надежный, бесстрашный, сильный.               
             Маму отец любил всегда. Жили они дружно между собой.  Нам детям было радостно рядом с ними. Первую книжку прочитал мне отец. У Бажова есть сказка" Огневушка- поскакушка". Я помню, картинка в книжке была только одна. Выполнена она была черной краской. На костре пляшет девчонка. А вот костер был красным , будто горел. Так и запомнилось мне это красное пятнышко из моей первой книжки и негромкий голос отца. Каким хорошим он был рассказчиком! Позже,когда у меня появились дети, они часто гостили у дедушки с бабушкой. Сколько интересных сказок он им рассказал, сколько зимой горок построил. Дети очень любили деда.               
            Я росла такой спортивной. Мне хотелось кататься на лыжах и коньках. Помню,отец дома прикручивал мне коньки-снегурки на валенки или  закреплял лыжи, брал меня под мышки и сносил вниз с высокого крыльца. Потихоньку передвигаясь, я добиралась до русла речушки и каталась там на льду или бродила по снегу. Возвращаясь обратно,  лыжной палкой дотягивалась до окна, стучала. Выходил отец и уносил меня домой, где, сообща с мамой, они стаскивали с меня заледеневшую одежду. Отец подсаживал на русскую печку отогреваться. И подавался туда горячий чай с молоком, кусок хлеба,толсто намазанный сметаной и посыпанный сахаром. Не было ничего лучше этих моментов. Любящие родители, вкусная еда,теплая печка, усталость быстро клонили в сон.               
            Мне хорошо запомнилась мамина подготовка к Новому году. Всегда в дом в этот праздник приглашали моих друзей. Хотя время было послевоенное, во всем чувствовался недостаток. Но моя мама была великая затейница. Вначале она шила из серой крепкой бумаги  большие пакеты для подарков. Вечером  ставила тесто и готовила начинку для пирогов. А стряпуха она была знатная. Научилась этому, живя в людях. Семья моей мамы   была большой.Дедушка не мог всех детей прокормить. И отдали маму в 12 лет в няньки, а  потом в прислуги.Время голодное было в 20 годы, после революции . Так и прожила она у чужих людей до восемнадцатилетия. А потом её выдали замуж... Но вернемся к празднику. Сшиты пакеты, состряпаны вкусные пирожки, печенюшки, куплены карамельки. Все это разложено поровну.                Вот тогда отец приносил из сеней ранее припасенную елку, устанавливал ее. Мы с мамой украшали зелёную красавицу самодельными игрушками и назначали время прихода гостей. Дом был чисто вымыт, вкусно пахло. Все радовало глаз. И такое волнение охватывало меня,что накануне праздника я не могла  долго уснуть. Когда гости приходили, мама наряжалась дедом Морозом,выходила к нам детям и развлекала нас. Мы читали стихи, водили хороводы,пели,играли, срезали с закрытыми глазами нехитрые сувенирчики с веревочки и были очень счастливы! А потом мама раздавала приготовленные подарки.               
            Помню еще, как моя мама ходила в клуб на хор(тогда это называлось на спевку). Иногда брала меня с собой. Запомнились мне слова одной из песен, которую пел хор таких же домохозяек,как моя мама. " Летят утки, летят утки и два гуся. Кого люблю, кого люблю я уж не дождуся." Все они были одеты в русские сарафаны , хорошо причесаны,а губы у всех были накрашены одинаковой ярко-красной помадой.Очень часто они ездили с выступлением по району. Возвращались затемно. Отец обязательно маму встречал. Она у нас была такая трусиха...               
             Хорошо мне запомнилось первое знакомство с театром. В комнате,где  находилась моя кровать, стоял на полочке радиоприемник, какой был в то время, наверное, в каждом доме.Очень я любила  по вечерам , лежа в постели, слушать передачи для детей. А еще позже по радио разыгрывались целые спектакли.  Шли ли эти передачи в записи,или это была прямая трансляция из театра, не помню, не знаю. Я слушала, затаив дыхание. Мне это страшно нравилось...
             Моя старшая сестра, выйдя замуж, жила в центре большого города, недалеко от драматического театра. Достаток семьи, как и у всех,был небольшой. Но она  из копеечного бюджета покупала мне билет в театр, когда я приезжала на каникулы. Помню первый спектакль в театре-"Гроза" по Островскому. Ходила я одна. Дома нагладили мне ситцевое платьице,завязали бантики, а на ногах - валенки.Как меня поразила роскошная обстановка зала: хрустальная люстра под потолком, тяжелый бархатный занавес, легкие шелковые шторы,мягкие кресла, дорожки между ними.. Все было необычно! Это был настоящий театр. Когда прозвучал третий звонок и началось действие на сцене, все остальное отступило куда-то. Училась я  только во 2 или 3 классе. Казалось бы, не понять мне спектакль, мала еще. А он так запал в душу, что, спустя много лет, на экзаменах в институт я писала сочинение по этому произведению, про Катерину и Кабаниху,про любовь и жестокие нравы того времени. С тех самых пор любовь к театру поселилась в моем сердце.  Работая в школе, эту любовь я старалась привить и своим ученикам. Один из них стал актером и служит в местном театре.               
              С  раннего возраста я хорошо читала стихи. Уже  в начальной школе  выступала на клубной сцене во время  праздников.  В один из таких дней собиралась в клуб, повторяя  выученное стихотворение. Мама  приготовила школьную форму, белый фартучек, другого наряда  не было,но ,оказалось,у меня нет целых чулок. Какое это было горе, а купить было негде. Мама предложила мне свои шелковые чулки. Как я тогда боялась, что кто- нибудь увидит, что у школьницы  чулки шелковые.
             Однажды родители по какому-то талону купили мне настоящее зимнее пальто с меховым воротничком. Такое, в каких ходили все детдомовские ребята в нашей школе. Как я была счастлива!
               Трудное время пришлось на мое детство. С большой благодарностью я всегда вспоминаю родителей, своих брата и сестру. Сколько заботы, участия, теплоты и любви они подарили мне.               
              Совсем недавно слушала спор о том , должны ли что-то дети своим родителям? Я считаю, что должны, потому что всему самому хорошему, что есть в нас, мы  обязаны в большинстве случаев своим родителям!