Средний класс миф и реальность

Владимир Костылев
Что такое «средний класс», или
       НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОЦИАЛЬНОЙ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.


Важнейший результат прошедших лет – гигантское расслоение общества. На одном полюсе богатство и собственность, на другом бедность и наемный труд. Одним – широкий доступ к нефтедолларам, другим -  бюджетные рамки, или зарплата из-под полы. Одним – прибыль и роскошная жизнь в особняках,  другим – невыплаченные зарплаты и нищенское существование в  неотапливаемых трущобах. Налицо классовое расслоение, усиливающееся по мере развития дикого капитализма.

Однако и здесь поработали либеральные теоретики, старающиеся, во что бы то ни стало, сгладить данное противоречие. Они усиленно внедряют в сознание людей теорию так называемого среднего класса. Якобы в России даже при социализме существовал 1% сверх богатых партийных боссов, 1% бомжей и 98% представителей среднего класса, существующего в бедности, зато в равенстве. Что позволяло, якобы, сохранять социальное спокойствие.  В пореформенной России будто бы начал складываться иной средний класс из наиболее активных, самостоятельных людей, принявших реформы и добившихся благосостояния.

Основной критерий выделения среднего класса – уровень доходов и, соответственно, потребления.  Получаешь от 2000 долларов и выше – пожалуйте в средний класс. Не имеет значения, за что ты получаешь эти деньги, как ты их получаешь. Главное, каков размер твоего кошелька и что ты можешь себе позволить купить. Таким образом, в средний класс зачисляются все без разбора, и высокооплачиваемые рабочие, и проститутки с наркоторговцами, и рантье, и рэкетиры, и уличные торговцы, и управленцы, и т.п.

Критерий выделения среднего класса элементарен, зато идеологически привлекателен. Ну, как же, никаких тебе классовых противоречий, никакой, тем более, классовой борьбы. Идиллия. Главное - всем пробраться в средний класс, а там и до преуспевания и всеобщей благодати – рукой подать.

Целью либерально-буржуазной идеологии и экономической политики сегодня является попытка доказать, что любой член общества может добиться преуспевания, что любому дано выбиться в миллионеры, что стоит только захотеть и все атрибуты среднего класса станут вам доступны (машина, квартира, загородный дом, поездки за границу...). И не имеет значения, откуда у тебя деньги и всегда ли они у тебя будут.

Эта примитивнейшая схемка, появившаяся с подачи новых социологов от буржуазии, активно тиражируется многочисленными СМИ, пропагандируется как некий научный анализ, подкрепленный социологическими исследованиями. Она нужна для необходимого психологического воздействия на деятельные слои населения, является частью манипулятивного психологического воздействия.

Кому приятно чувствовать себя наёмным работником, зарабатывающим прибыль для своего хозяина? Нет, говорят тебе, ты не наёмный работник, ты представитель среднего класса, раз у тебя есть работа, да ещё и хорошая заработная плата. А это - главное. Закрой глаза на то, что ты подневольное существо и работаешь, пока нужен хозяину.

На самом деле, такой средний класс – это разношёрстная публика, экономические, культурные  интересы которой подчас диаметрально противоположны. Это и наёмные работники, и мелкие собственники, и рантье, и служивый люд, и просто бездельники, живущие за счёт богатых содержанок и содержателей.

Теория так называемой элиты также является неотъемлемой частью либеральных  представлений о социальной структуре современного общества. Элите предписываются такие социальные качества, которые бы оправдывали существование сложившейся структуры собственности и бюрократии.

На самом же деле всё выглядит примерно так.

Главным и определяющим критерием классовой принадлежности было, есть и будет ещё длительное время отношение тех или иных групп людей к средствам производства (см. работы на эту тему). Наличие этой собственности так или иначе приводит к выделению собственников из всей массы населения. Их экономическое, правовое, политическое положение, их психология, даже их морально-нравственные качества имеют свои особенности.

Благодаря воровской, грабительской приватизации, возник класс крупных собственников, владельцев крупных средств производства, имеющих в своём распоряжении огромные материальные и финансовые   активы. Как известно, сегодня Россия стоит на 3-м месте по числу  миллиардеров в мире (после США и КНР). К ним примыкает группа капиталистов, имеющих в собственности сотни миллионов долларов. Этих людей уже тысячи. И несколько сотен тысяч имеют в собственности  миллион долларов и выше. К этой группе относится и крупная бюрократия, сумевшая за эти годы сколотить немалый капитал, используя свои административные возможности.  Жизнь многих этих людей на виду и, естественно, психологически оценивается со всех сторон.  Количество этих людей  составляет по разным  оценкам от 1,5 до 5%  населения.

То есть, реально становящаяся социально-классовая структура российского общества как нельзя лучше иллюстрирует марксистскую теорию классов и классовой борьбы (так и слышу шипение и вой наших доморощенных либералов). Общество все больше и больше раскалывается на классические для капитализма слои и классы. Крупная, средняя и мелкая буржуазия – это уже реальный факт социальной структуры.

Пролетариат (ничего не имеющий в своей собственности наёмный рабочий, занимающийся, главным образом, физическим трудом), хотя и идеологически жалкий, не осознающий пока своей роли и места в общественном развитии, во многом деклассированный, но, все-таки, постепенно пробуждающийся от идеологической спячки, пролетариат также есть факт социальной структуры.

Ни о какой принадлежности к среднему классу здесь и речи идти не может. Пролетариат (за исключением так называемой рабочей аристократии - высоко квалифицированных рабочих) получал и будет получать мизерную зарплату, зависящую прежде всего от стоимости рабочей силы в стране. А она определяется, в свою очередь, стоимостью прожиточныого минимума для содержания жизнедеятельности рабочего и его семьи (грубо, ибо это положение требует для понимания серьёзной образовательной подготовки).

Новым явлением социально-классовой структуры является так называемая "пролетарская интеллигенция" (мой термин, требует дальнейшей проработки, или - "пролетариат, занятый преимущественно умственным трудом"). Это многочисленный слой людей, занимающихся главным образом умственным трудом (не физическим), но также не имеющим в своей собственности ничего, кроме способности трудиться, и, в то же время, обладающий образованием и достаточно высокой квалификацией. Слой этот закономерно появился в результате научно-технической революции, потребовавшей многочисленных управленцев, программистов, офисных работников (бухгалтеров, налоговиков,  экономистов, работников услуг и т.п.). Сюда входит и так называемый "офисный планктон". К ним можно отнести и работников силовых структур, и государственных служащих низшего звена. Большинство этих людей проживает в крупных городах, ввиду концентрации соответствующих экономических структур, и причисляет себя к интеллигенции, плохо понимая свою участь наёмных работников.

Эти люди по-своему восприняли переход к капитализму и были на начальных этапах его развития востребованными и необходимыми. По мере развития капитализма, усиления его противоречий (кризисы, дефолт, инфляция, конкуренция на рынке рабочей силы) эти слои стали терпеть всё больше лишений и испытывать всё больше проблем и трудностей. Именно они стали жертвами  всякого рода строительных мошенников, вляпались в кабальные кредиты, многие в последнее время потеряли работу. Именно эти слои и пытаются определить как средний класс.

Однако, как только ухудшается экономическое положение, как только наступают кризисные явления и усиливается давление бюрократических структур, так сразу же именно эти люди начинают испытывать невзгоды и чувствовать ухудшение своего положения.
Данные слои наиболее остро ощущают своё зыбкое положение, неуверенность в завтрашнем дне. Именно это является одной из главных причин выхода этих слоёв на митинги в конце 2011 г.

Очень близко к "пролетарской интеллигенции" по своему социально-экономическому положению находится мелкая буржуазия - люди, ведущие индивидуальную трудовую деятельность, владельцы различных ИЧП, мелкие торговцы, мелкие производители и т.п. Они, естественно, заинтересованы в развитии своего бизнеса, но в условиях засилья крупного капитала, диктата цен со стороны монопольных структур, это сделать фактически невозможно. Именно эти люди, пытаясь решить свои насущные вопросы, дают взятки, идут для этого на сговор с бюрократией, занимаются всяческим мошенничеством и т.п.

Но и они, по мнению либеральных идеологов, есть часть среднего класса. Параметры их заработков являются критерием для этого.

Хотят того или нет антикоммунисты и иже с ними, жизнь неумолимо будет давать все больше и больше проявлений именно такой социально-классовой структуры, по мере движения России по капиталистическому пути. И все сопутствующие этому пути противоречия также будут проявляться все сильнее – такова логика исторического бытия, отменить которую никто не в силах.

После кризисов 1998г., 2008г. только и слышно было о крахе среднего класса, о его уничтожении. Бедные брокеры и журналисты, менеджеры и чиновники, владельцы палаток и т.п. труженики капитализма, куда им деваться? Их разорили, им не дают работать. Их семьи уже не могут позволить себе икру и сотовые телефоны. И ни слова о том, что именно эти люди, именно они также повинны в том, что страна оказалась в кризисе, что всё, что происходило все эти годы и есть результат их деятельности в том числе.

Это они не хотели платить налоги, расчёты вели «черным налом», кормили взятками всех и вся, зарплату получали из-под полы, беззастенчиво обворовывали государство и граждан, если позволяла ситуация, обманывали друг друга. А главное – не хотели делиться прибылью, забывая в погоне за ней всё на свете – дружбу, честь, совесть, обязательства. Они напрочь забыли элементарную историческую истину об общественных последствиях своей деятельности, о том, что, если мы хотим удовлетворить свое стремление к счастью, мы должны уметь правильно оценивать последствия наших поступков, и, кроме того, уважать равное право других на то же самое стремление (Ф.Энгельс).

Мы стали свидетелями колоссальных преступлений, освященных одной единственной целью и желанием – прибыль, как можно больше прибыли, все что угодно за прибыль. Кризис продолжается перманентно все эти годы, и именно эти слои, мелкобуржуазные в своей основе, которые действительно стали опорой новых отношений, стали, в то же время, и орудием, и участниками всего того, что называется капиталистическими противоречиями.

В эти противоречия, конечно, верить никто не хочет, никто не хочет о них говорить. Но это факт. И если сейчас и наступила некоторая стабилизация (а, скорее всего, ее видимость, подогреваемая СМИ), то не за горами очередной виток кризиса, который рано или поздно охватит Россию (это написано в 2001 г., а в 2008 г. и в 2011 г.- подтвердилось).