Что в памяти храним. Глава 2 Моя работа

Юрий Бондаренко Проза
                Глава 2. МОЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    После приезда из Одессы через несколько дней я устроился на работу столяром-станочником второго разряда в столярный цех Алексеевского завода ЖБИ-2 треста Белгородсельстрой. Быстро влился в трудовой коллектив. Хорошо запомнился первый рабочий день. Бригадир Василий Кулеш закрепил меня, как новичка за опытным столяром-наставником Анатолием Варяницей. Мне выдали топор, рубанок и ножовку по дереву. Задание было простое. Анатолий собирал из заготовленных деталей большие оконные рамы, а я засверливал дрелью их по углам, скреплял деревянными, мною же изготавливаемыми колышками, срезал их ножовкой и зачищал рубанком. После полуторачасовой работы был объявлен перекур. Все выключили токарные станки, и пошли в бытовку. Я не курил, но тоже пошёл с бригадой. Когда же после перекура пришёл на своё рабочее место, то не обнаружил своих оставленных инструментов. Я начал с беспокойством их искать. Анатолий Варяница спросил, что я ищу. И когда я ему сказал, что пропали мои инструменты, и что это тут за люди такие работают, он меня упокоил: «Люди тут, Юра, ни причём. А инструмент надо всегда прибирать в шкафчик».  Он открыл наш навесной шкафчик для инструмента и отдал мои инструменты. Этот урок я запомнил на всю жизнь. Надо сказать, что все тогда устраивались на работу сами, без протекций и знакомств. В этом же цехе работал мой зять Иван Александрович Пархоменко. Он был в отпуске и даже не знал, что я поступил в его цех, а когда вышел на работу, то был удивлён. С ним  у нас вышел небольшой курьёз. В то время, когда я ещё не работал на ЖБИ-2 возле кинотеатра эфирокомбината  мы с пацанами стояли в очереди за билетами. Один  косоглазый парень Лёха с Дмитриевки, обладающий густыми золотистыми кудрями и широченными брюками-клёш рассказывал, что он трудится в столярном цехе на заводе ЖБИ-2 и у них в бригаде есть один интересный мужик, хохмач и рыболов Иван Шпилька. «Так это же мой родич!», воскликнул я. У моего зятя Ивана Пархоменко это была уличная фамилия, прозвище, как и у многих алексеевцев. Я об этом забыл, а Лёха, придя на работу всё убеждал Ивана, что разговаривал возле кинотеатра с его каким-то родичем. Как меня звать он не знал, а Иван долго ломал голову, что это у него за родич такой появился.  И тут, когда мой зять появился после отпуска на работе, и мы все встретились на перекуре в бытовке, Лёха громко заявил: «Шпилька! Так вот он твой родич!»  Бригада покатилась со смеху, а за мной надолго закрепилось прозвище Родич. Бригадир, часто выдавая нам задания, говорил после этого случая: «А ты, Шпилька с Родичем сегодня будете обрезать на циркулярной пиле доску».
  Собственно поработал я здесь до армии всего два месяца. Успел выписать тракторную телегу хороших дров, обрезков, чтобы маме было чем топить зимой.
 И ещё мы совместно с зятьями Иваном и Анатолием, с братом Володей перекрыли в доме крышу. Сбросили солому, соорудили стропила, обшили их доской-шилёвкой, покрыли шифером. Так, что я уходил в армию со спокойной совестью.
   Призвали меня в ряды Советской Армии 13 ноября 1970 года. Собрались друзья, родственники, отметили вечером это событие, а утром проводили до военкомата. Когда объявили сбор и посадку в автобус, меня подхватили на руки и стали подбрасывать. Так на руках и занесли во двор военкомата. Об этом событии в районной газете через два дня появилась заметка корреспондента Анатолия Кряженкова, в которой отмечалось, что среди призывников был и Юрий Бондаренко, столяр завода ЖБИ-2, разрядник по стрельбе, характеризовавшийся с лучшей стороны.
   Служил я в ракетных войсках стратегического назначения, на крупном узле связи Прикарпатского военного округа в городе Винница. Служил хорошо.

 Был отличником Советской Армии, воином разрядником первой степени,  специалистом-радиомехаником второго класса. За отличия на ученьях получил звание ефрейтора, а затем и краткосрочный отпуск на родину. Очень много интересного было во время службы. Научился играть на шестиструнной гитаре. Приобрёл много друзей. С некоторыми однополчанами и, особенно с ленинградцем Валерием Денисовым поддерживаю связь и до сих пор.
 После окончания службы в рядах СА вернулся на завод ЖБИ-2 столяром 3 разряда.
 Директором завода в то время был Лапыгин Михаил Лукич, участник Великой Отечественной войны. Я бы с ним не был знаком, если бы ни случай.
    Как-то газете «Ленинская смена» мне попалось на глаза объявление о приёме учащихся на заочное отделение в Харьковский строительный техникум. Я заинтересовался специальностью «Монтаж электрооборудования промышленных предприятий». Послал туда запрос и получил приглашение и подробные условия приёма. Во время очередного отпуска поехал на вступительные экзамены, которые успешно сдал и был зачислен на 3 курс.  Когда же мне пришёл вызов на первую установочную сессию, то Лапыгин не подписывал моё заявление на учебный отпуск, так как надо было ехать с бригадой столяров в командировку на строительство комбикормового завода в посёлке Троицке под городом Губкин. Я зашел к нему в кабинет и стал настаивать на отпуске, но он не соглашался. Тогда я ему категорически заявил, что народная советская власть дала возможность ему получит образование, так почему же он не даёт мне такой возможности?  Ему было нечем крыть, и Михаилу Лукичу всё-таки пришлось подписать моё заявление на учебный отпуск.

     В октябре 1973 года, на установочной сессии в Харьковском строительном техникуме преподаватели и руководители заочного отделения убедили нас в том, что необходимо обязательно работать по специальности. Тогда и учёба будет поддаваться намного легче и толк в последующем от этого будет соответствующий.
  Приехав из Харькова, я не стал откладывать это дело в долгий ящик и пошёл искать работу, связанную с электричеством.  Почему-то сразу направился на Алексеевскую районную электрическую подстанцию, так как посчитал, видимо, её серьёзным объектом в местной электроэнергетике. Намерения у меня тоже были серьёзные.
  И я не ошибся. Здесь меня встретил начальник Алексеевской группы подстанций молодой, подтянутый и серьёзный Малюков Вячеслав Иванович. Он переговорил со мной и представил старшему мастеру Алексеевского РЭС, рембаза которого находилась в трёхстах метрах, Болдыреву Виктору Кузьмичу. После некоторых переговоров с начальником РЭС Кузнецовым Петром Ильичём 13 ноября 1973 года меня приняли дежурным электромонтёром районной электрической подстанции.
  Моим наставником на время учёбы по новой должности был назначен старший дежурный электромонтёр подстанции Кравченко Борис Иванович. Это был замечательный, душевный, добрый и порядочный человек, отличный и опытный специалист. К тому же по совместительству он являлся секретарём первичной партийной организации КПСС Алексеевского РЭС. (О своей деятельности в коммунистической партии я обязательно напишу в отдельной главе).
    Помимо   производственных тем мы с наставником часто разговаривали на разные житейские темы. Однажды у нас разгорелся спор, – каких людей больше, хороших или плохих?   Я утверждал, что хороших больше, так как мне встречались чаще прекрасные товарищи, преподаватели, командиры, руководители. Борис Иванович утверждал, что это единицы, а в основном люди  все неважные, с гнильцой, жадные, завистные и злые.

 Только теперь, когда за плечами уже полувековой жизненный опыт я могу во многом с ним согласиться. Жаль, что он ушёл из жизни в 39 лет, в 1975 году. Всё таки, как мне теперь кажется, есть некоторый баланс между добром и злом.  Иначе мир перестал бы существовать.         
      В июне 1976 года я защитил с отличием дипломный проект на тему «Реконструкция подстанции 35/10 кВ «Ново-Уколово», в октябре меня перевели на должность инженера оперативной группы. Работа была сложная и ответственная. Приходилось всё время учиться. В марте 1986 года был на месячных курсах в институте повышения квалификации кадров в Ленинграде (ВИПК ЭНЕРГО), в январе 1991 года в Московском ВИПК ЭНЕРГО.
    В 1976 году поступил в ряды КПСС, а через год меня избрали не освобождённым секретарём первичной партийной организации.
 Алексеевский горком КПСС в 1985 году направил меня на учёбу заочно в Ростовскую межобластную высшую партийную школу (ВПШ), которую я закончил в 1989 году.
    Большим испытанием для меня было стихийное бедствие в январе 1985 года. Сильный гололёд и ветер повредил сотни километров питающих ЛЭП в нашем и соседних районах области. Об этом я написал отдельную главу «Гололёд-1985. Как это было».
     В августе 1987 года в условиях демократических преобразований в стране на общем собрании коллектива Алексеевского РЭС меня, показавшему свои организаторские способности во время ликвидации гололёда в 1985 году, избрали начальником РЭС. Надо отметить, что в 35 летнем возрасте это очень огромная ответственность.
    Приходилось работать сутками, без выходных.  Кроме основной работы по ремонту и эксплуатации электрических сетей двух районов (в состав Алексеевского входил ещё и Красненский район) выполнялись большие объёмы подрядных работ и работ хозяйственным способом по строительству  распределительных электрических сетей пришедших в негодность и  по их реконструкции, строительство жилых домов для работников РЭС, ремонт существующего жилого фонда и коммуникаций.
    Несовершенство структуры управления электросетевым хозяйством в стране вынуждало заниматься всем: планированием, снабжением, кадрами, учётом и сбытом электроэнергии, транспортом, складскими и бухгалтерскими делами, охраной, связями с общественностью и т.п. и т.д.
    Особенно было сложно работать в период 1991 – 2004 г.г., во время всеобщих неплатежей за электрическую энергию, взаимозачётов, повального воровства цветного металла из  нашего электрохозяйства.
  Постоянный поиск новых форм и методов работы с персоналом, главного звена в цепи всех производственных задач за 20-летний период моей управленческой деятельности дал некоторые существенные успехи. К примеру, беря за основу демократические методы управления, посредством рабочих собраний в коллективе, на которых каждый мог внести своё предложение, отстоять свою точку зрения, через принятие выверенных и согласованных решений в коллективе Алексеевского РЭС была поднята производственная и трудовая дисциплина, достигнуты наивысшие производственные показатели.
    С 1999 года по 2004 год среди двадцати РЭС Белгородской области наш коллектив занимал 1 и 2 места в соревновании «Лучший РЭС Белгородэнерго». Каждый работник имел возможность получать 20-30% надбавку к заработной плате.
   К 2004 году практически все нуждающиеся получили квартиры или улучшили свои жилищные условия методом расширения жилой площади.
   
   

Руководство, конечно, не могло не заметить положительных результатов моего труда, и я был отмечен соответствующими наградами:
 «Победитель социалистического соревнования 1976 года», «Заслуженный работник РАО ЕЭС России», «Ветеран МРСК Центра», ветеран труда.
    За плодотворную работу в системе Министерства энергетики и электрификации СССР награждён почётной грамотой ТЭО «Центрэнерго», награждался почетными грамотами ОАО «Белгородэнерго», почетными грамотами Белгородского комитета «Электропрофсоюза», почётной грамотой администрации Алексеевского района и города Алексеевка. За высокие трудовые достижения, значительный вклад в социально-экономическое развитие Белгородской области и в связи с 50-летием со дня её образования получил благодарность от губернатора Белгородской области.
    Занесён в Белгородскую энциклопедию (вкладыш ОАО «Белгородэнерго» -2000), в Алексеевский биографический словарь «Памятные имена».

      Однако работа в постоянной тревоге, в условиях многочисленных стрессов и самое главное в конечном итоге – несогласие с той технической и организационной политикой, методами управления, тактикой и стратегией производства, которую проводило новое руководство энергосистемы привели к подрыву здоровья.
 В конце 2003 года я перенёс тяжёлый криз тиреотоксикоза, заболевание эндокринной системы, щитовидной железы.
  Пришлось уйти с руководящей работы сначала заместителем главного инженера Алексеевского РЭС, затем ведущим инженером службы распределительных сетей, ведущим инженером отдела присоединений Восточных электрических сетей, диспетчером Алексеевского РЭС.
   31 декабря 2009 года я ушёл на заслуженный отдых (как проживающий и работающий в зоне радиоактивного заражения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в возрасте 57 лет).

   Ещё работая диспетчером меня пригласил старый мой приятель, бывший директор ПТУ-24, ныне покойный директор Учебного центра компании «ЭФКО» Николай Александрович Кустов на преподавательскую работу по совмещению. В течение 2009 учебного года я читал лекции по специальной технологии в группе подготовки электромонтёров Учебного центра. Когда же появилась вакансия заместителя директора по Учебно-производственной работе и административно-хозяйственной деятельности, я согласился после ухода на пенсию из Белгородэнерго перейти на эту должность. Где и работаю пока до сей поры.