Всякое бывает со студентами

Алифтина Павловна Попова
               
 Смешная история приключилась со мной, когда я поступала в Кабардино-Балкарский государственного университета. В то время я жила на Северном Кавказе.

 Вспоминаю, как в большом актовом зале собрались абитуриенты, поступавшие на заочное обучение, чтобы писать сочинение. Мы все сидели за столами, переговаривались между собой,  ждали, когда придут члены приёмной комиссии. Конечно же, большая часть присутствовавших уселась на задние ряды зала, чтобы быть подальше от стола приёмной комиссии. Девушка, сидевшая рядом со мной, села у окна, а я - со стороны прохода.

- Абитуриенты, сидящие на задних рядах, займите пустые места впереди зала! – обратился к нам председатель комиссии, зайдя в актовый зал. Все двинулись вперёд.
Я осталась на месте. Когда все определились со своим местом, оказалось, что впереди меня два стула были не заняты, и я была открыта для членов комиссии. А я собиралась сочинение списывать со шпаргалки.

Вот мужчина в военной форме припоздал и сел на пустой стул. Осталось одно место свободное передо мной. Потом зашёл еще один мужчина и торопливо направился мимо меня вперед. Я увидела, что он прошёл мимо пустого стула, соскочила с места, догнала его, схватила за руку и потянула к незанятому месту, что было впереди меня.

   - Парень, парень, куда ты пошёл?  - сказала я. Он оглянулся, остановился.
   - А что такое? - спросил он меня.
   - Иди сюда, садись на этот стул, здесь есть место свободное! – сказала я и с усилием потянула его назад, к пустому стулу.
   - Зачем? – спросил коренастый, небольшого роста, молодой мужчина.
   - Ты своей широкой спиной закроешь меня от приемной комиссии, когда я буду со шпаргалки списывать. А я тебе буду подсказывать, как без ошибки, правильно по-русски слова писать. Ты же не русский, можешь ошибок наделать в сочинении, - откровенно обозначила я ему цель своего действия.

   - Да, нет. Мне туда надо, - сказал парень и пошел вперёд,  сел за стол среди членов приёмной комиссии. Стало ясно, что диалог у меня состоялся с одним из её членов. Позднее выяснилось, что он преподавал в этом университете русский язык, русскую и советскую литературу. А я собиралась подсказывать ему, как правильно писать слова. Преподаватель сидел за столом, улыбаясь, смотрел на меня.

    Записав на доске темы сочинений, председатель приёмной комиссии зачитал их вслух.  Все абитуриенты начали писать сочинение. А "широкоплечий парень" смотрел на меня и улыбался. Поняв то, что списать мне не удастся, выбрала свободную тему, начала сочинять. Как-то тема сразу пошла, и я спокойно писала сочинение. По сторонам уже не смотрела, но заметила, что немного посидев за столом, широкоплечий преподаватель вышел из зала и больше не появлялся.

   Я сдала все экзамены успешно, поступила в университет. И вот уже шла установочная сессия, которая началась сразу же после экзаменов, а длилась она целый месяц. Однажды иду в университет на занятие. Его филиал находился в здании, расположенном в Долинске. Это так называют в Нальчике  прекрасный парк с голубыми елями, с аллеями из каштанов и прекрасными клумбами, усаженными розами.

   А поскольку это было лето, то всё цвело и благоухало. В воздухе стоял такой аромат! И пение птиц ласкало слух. Чистота и свежесть утра просто очаровывали меня. Я шла по аллее, направляясь к зданию, в очень хорошем настроении. С другой стороны шёл мне навстречу широкоплечий преподаватель с коллегой. Я заметила их издали и замедлила шаг, чтобы не встретиться с ним, решила пропустить их вперёд.

   На углу, где ограда делала поворот к входу в здание, они остановились, поджидая меня. Пока я медленно вышагивала в их сторону, он рассказал, видно, мою историю коллеге, они стояли и смеялись. Я подошла, поприветствовала их и извинилась за свою былую бестактность.
 - Ничего, ничего. Всякое бывает со студентами, - заметил преподаватель.

   До третьего курса я с ним в университете больше не встречалась. А на третьем курсе я занималась во время сессии  вместе со студентами из английской группы, так как я одна из всей группы немецкого языка ходила на лекции. Другие студенты-заочники нашей группы имели "хвосты" - не появлялись на лекциях. Методистка объединяла в расписании группы английского и немецкого языка, занятия по общим предметам ставила в одни и те же часы.
 
Посмотрев расписание, я увидела, что среди прочих предметов стояла литература. Всего-то  две лекции прочитал нам этот широкоплечий преподаватель во время этой сессии, затем он дал вопросы и назвал литературу для подготовки к экзамену. В конце занятий его вызвали за дверь. И пока он там выяснял вопросы, я рассказала студентам свою историю, приключившуюся со мной перед написанием сочинения во время поступления в университет. Все студенты громко смеялись, когда он вошёл в аудиторию.

   - Вижу знакомое лицо, но что-то я не помню, чтобы я у вас раньше читал лекции? – сказал он, глядя на меня. - Нет, у нас был другой преподаватель, - ответили ему.

Подготовка к экзамену по литературе была такой, что страшно вспомнить. В нашей библиотеке я взяла все книги, предложенные преподавателем. Стол в моей комнате был уложен ими «выше крыши». Все эти книги я перелистала, перечитала, законспектировала главные смысловые опоры. Готовилась к экзамену по советской литературе серьёзно, ещё и потому, что люблю литературу, читаю с удовольствием  прозу и стихи. После этой подготовки и сдачи экзамена я десять лет точно художественную книгу в руки не брала. Но тогда экзамен по литературе ещё нужно было сдать.

   Наступил день сдачи экзамена. В билете было два вопроса: один по русской литературе, другой по советской литературе. Я ответила на первый вопрос экзаменационного билета. Ответила и на второй вопрос. Но преподавателю, этому широкоплечему парню,  показалось, что поэма «Любава» поэта Ручьёва (Кривощёкова) Бориса Александровича была мной освещена не достаточно хорошо.

   - У Вас много общих фраз. Прочтите поэму ещё раз! Приходите для пересдачи этого вопроса в любой учебный день, как только будете готовы! – заявил преподаватель. - Почитайте, почитайте еще раз! Потом повторно сдадите эту часть вопроса!

   Через пару месяцев приехала я в Нальчик пересдавать второй вопрос. Сижу в коридоре университета, там, где их кафедра. Жду преподавателя. В расписании его нет. Чего жду, не знаю. От дома, где я жила, 40 километров ехала до города Нальчика. Не ехать же назад?! Сижу, выглядываю, во все стороны поглядываю. Звонок звенит то с урока, то на урок. Студенты и  преподаватели снуют туда-сюда по коридору. Прошло уже больше часа. Уже жду почти два часа, надоело выглядывать, решила ехать домой.

 Ну что же, не повезло в этот раз, значит,  приеду в другой раз. Я поднялась с места, намереваясь уходить. Смотрю, в конце коридора появилась фигура преподавателя. Я так обрадовалась, бросилась ему навстречу со словами:
   - А я тут Вас жду, как Бога, второй час! Ой, как хорошо, что Вы пришли!

   - Как ждете? Мы же не договаривались на сегодня. Да, у меня сегодня и лекций нет. Я мог бы и не прийти. А я сижу за столом, и меня что-то просто вытолкает из дома, пошёл в университет. Ищите свободную аудиторию! – сказал он.

  Заглянув в пару учебных кабинетов, заметила, что второе помещение было не занято, так как за столом преподавателя никто не сидел, и учебные столы около него были не заняты. Помещение было большое, заставленное шкафами, учебными столами, да ещё и по форме напоминало букву «Г».

  В подобных аудиториях мы не занимались. Они были слишком большими для наших групп иностранного языка, которые ещё и делились в группе на две подгруппы в первые два года обучения. Потом эти подгруппы становились малочисленными, так как  многие из группы просто отсеивались из-за неуспеваемости. Поэтому для групп иностранного языка в университете были маленькие аудитории, с небольшим количеством столов. А это аудитория была слишком большая.

  Я пригласила преподавателя в аудиторию. Там было тихо, ничто не выдавало присутствие кого-либо, и мы прошли к столу. Преподаватель взял мою зачётную книжку и разрешил занять место напротив себя.

   -  Ну, какой у Вас  должок? – спросил он.
   - Я недостаточно хорошо осветила поэму «Любава» поэта Бориса Александровича Ручьёва.
   – А-а-а! Помню, помню. Он посмотрел на меня долго и внимательно и сказал: «Расскажите-ка мне что-нибудь из литературы военных лет! Ну, например, что Вы знаете о романе Григория Медынского «Марья»!»
 
   Это надо же было ему спросить, именно про этот роман, из-за которого у меня было столько неприятностей.
   - Рассказать о романе «Марья» Григория Александровича Медынского? – удивлённо воскликнула я.
    - А почему Вы так удивились?

 Роман «Марья» Медынского я прочла ещё в раннем детстве, когда училась в пятом  классе. Как-то пришла домой из школы, открыла книгу и так увлеклась чтением, что   закрыла её в три часа ночи, с перерывом на ужин.

   Это был пятый класс, и прочитать за 12 часов довольно толстую книгу?! Домашнее задание, конечно, я не делала  и ничего не учила. На следующий день начали спрашивать  меня учителя с первого урока. Домой принесла в дневнике столбиком проставленные пять двоек. Последний шестой урок был физкультура. Там у меня всегда стояла пятерка. Пять двоек за день и пятерка.

- Это надо же так умудриться! – сказала мама, заглянув в дневник.
В конце недели по субботам в школе собирался ученический комитет.
Старшеклассники – учащиеся седьмого класса, так как школа была семилетняя, учителя, директор школы и одноклассники собрались в нашей классной комнате.

  Разбирали двоечников из других классов. Вызвали к столу и меня. Разговор был такой:
- Почему, Иванова, ты получила столько двоек?
- Много работы было дома, - ответила я.
- Почему двойку по русскому языку получила?
- Правило не выучила, упражнение не написала.
- Почему не выучила? – допрашивал меня учкомовец.
- Бельё стирала.
- Почему по географии «два»?
- Полы мыла, в доме убиралась.

   Пять раз прозвучало слово «почему», и на каждую двойку я нашла разный ответ в своё оправдание, говорила, что выполняла какие-то работы по дому.
- Как тебе, Аля, удалось столько дел переделать в один день? – спросил классный руководитель.
- Говори честно! Почему получила эти двойки? – добавил он.
- Я книгу «Марья» читала до ночи, не успела выполнить домашнее задание, - ответила я. Решение принял ученический комитет такое: - Запретить Ивановой Але брать книги в школьной библиотеке целый месяц.

 По содержанию книги я тоже прошлась, оно цепко держалось в моей памяти.  Преподаватель внимательно выслушал меня и сказал: - Хорошо. Какую оценку Вы хотели бы получить сейчас?
  - «Четыре», - сказала я.
  - А я бы поставил Вам за Ваш рассказ «отлично».
  - Нет, нет. Мне достаточно оценки «хорошо».

    В аудитории, позади меня, раздался взрыв смеха. Я оглянулась, увидела в конце  аудитории стояли несколько больших шкафов. За ними сидела небольшая группа студентов-парней вместе с преподавателем. Они весело смеялись. Я не заметила их, когда вошла.

Или они выполняли какую-то письменную работу, или просто сидели тихо, я не знаю. В зачетной книжке широкоплечий  преподаватель литературы поставил мне  за экзамен «хорошо». И правда, чего только со студентами не случается, как однажды сказал он мне после того, как я хотела усадить его на стул, стоявший впереди меня, перед вступительным экзаменом.  Интересно то, что больше мы с ним в университете не встречались.

Фото из Интернета.