Глава 5. Общественный транспорт тех лет

Владилен Николаев
  В первые годы моей жизни в Геленджике в ходу была такая шутка: "Что такое - город Геленджик?" Ответ: "Это обычная небольшая кубанская станица со случайно заасфальтированной центральной улицей."

К 1956 году на территории Геленджика были асфальтированы только те улицы, по которым проходило Сухумское шоссе: Луначарского, Ленина, частично Первомайская и Островского. С посёлками на северо-западной стороне Геленджикской бухты, включая «Океанологию», город был связан только просёлочными дорогами. Общественного транспорта в городе не было.   Исключение составлял небольшой катер, ходивший через бухту от городского причала до причала в посёлке Солнцедар. При хорошей погоде и только в светлое время суток!

 На путь в одну сторону катеру требовалось около 30 минут. Но от "Океанологии" до причала в Солнцедаре нужно было идти пешком пять километров. При невозможности воспользоваться катером в город добирались либо пешком, либо на случайных попутных машинах, которых тогда было в десятки (если не в сотни) раз меньше, чем теперь.

 В начале 60–х годов от центра города до «Океанологии» стал ходить рейсовый автобус, половина маршрута которого приходилась на просёлок. О его предстоящем прибытии в  «Океанологии» становилось известно заранее - по страшному скрипу и грохоту, которые он издавал, трясясь на неровной жёсткой просёлочной дороге.

 Дорогу от Сухумского шоссе до Геленджикского аэропорта заасфальтировали только в 1968 году после скандала, устроенного, по слухам, министром обороны маршалом Гречко, прилетевшим на 25 – летний юбилей освобождения Новороссийска. Пожилого маршала провезли тогда от аэропорта до Сухумского шоссе по пыльному, тряскому просёлку, и это его возмутило. 

 И только в 1970 – ом году асфальт был проложен до «Океанологии». До начала 60 - х   годов то совсем небольшое количество сотрудников ЧЭНИС (человек 15 - 20), живших не в  «Океанологии», а в самом городе, на работу доставляли обычно на грузовой автомашине с  деревянными скамейками поперёк кузова, иногда - при хорошей погоде - на мотоботе «Дооб». Большинство из нас, сотрудников ЧЭНИС, живших в «Океанологии», и были знакомы только с теми «горожанами», которые сами работали здесь же, на ЧЭНИС.