Голоса Античности. Часть 2

Вадим Смиян
     В первой части своей подборки избранных высказываний представителей Античного мира я представил читателю слова и мысли «сильных мира сего», чьи имена остались в веках. Во второй части читатель найдет изречения людей самых  разных сословий античного общества. Значительную часть их составляют высказывания философов и людей, при жизни почитавшихся Учителями. Хочу сразу же отметить: каждый из этих мудрецов являлся основоположником той или иной философско-религиозной системы; однако здесь я не ставил себе задачи хоть в какой-то мере дать представление об их философских воззрениях. Это попросту нереально. Я стремился передать лишь некоторые их взгляды прежде всего на вопросы человеческого бытия, высказанные по тому или иному случаю. Определенный парадокс состоит еще и в том, что иногда человек простого звания, чье имя осталось вообще неизвестным, словно бы ненароком высказывал суждение, составившее бы честь иному философу! Именно поэтому я не стал обособлять мудрецов, чьи имена известны каждому, от представителей иных слоев античного общества. Ведь не столь важно, кем именно было высказано то или иное суждение – гораздо важнее суть высказывания. Особый интерес представляют также те обстоятельства, в которых человек Античности судил о том или ином предмете. Поэтому мне приходилось порой тщательно покопаться в источниках, чтобы найти эти обстоятельства и сжато, но емко изложить их читателю. В результате некоторые высказывания по форме получились похожи на маленькие новеллы.
    Здесь читатель встретит самые различные суждения самых разных людей Античного мира, которые дадут представление о том, насколько богат,
неоднозначен и противоречив был этот мир. Мы услышим изречения, способные и сегодня служить для нас настоящим руководством к действию; услышим и такие, которые поразят нас глубиной проникновения в суть проблемы; суждения, способные восхитить меткостью и остротой мысли, и такие вроде бы невинные высказывания, которые, будучи произнесенными в определенных обстоятельствах, повлекли за собой истинно трагические последствия! Но в любом случае каждое из них и сегодня, спустя тысячелетия, пригодно для того, чтобы мы, далекие потомки, могли извлечь немалую пользу для себя в нелегком труде постижения законов земной человеческой жизни.



        Часть II. Философы, политики, ораторы, люди разных сословий.


*  Биант из Приены, признанный первым из знаменитых «семи мудрецов», славился не только своей мудростью. Однажды во время 2-ой Мессенской войны (середина VII века до н. э.) Биант, будучи в Спарте, увидел продаваемых на рынке рабов нескольких мессенских девушек, попавших в плен к спартанцам. Проникнувшись состраданием, известный мудрец (он был небедным человеком) выкупил сестер из рабства, воспитал в своем доме как дочерей, дал приданое и отослал их в Мессению к их отцам. Через какое-то время рыбаки вблизи Афин вытащили из моря бронзовый треножник с надписью «Мудрейшему». В народном собрании стали обсуждать, кому же подобает присудить этот небывалый дар богов. Тогда перед собранием выступили эти девушки, выданные замуж в Афины. Они рассказали о своей судьбе и попросили присудить треножник Бианту как самому мудрому из людей. Треножник послали Бианту, но тот ответил афинянам очень просто:
  - Мудрейший – это не я. Это Аполлон.
  И не принял такого роскошного дара.


 *  Однажды Бианту довелось плыть на корабле, пассажиры которого вели себя нечестиво и в своих праздных разговорах всячески хулили богов.
    Внезапно налетел ветер, и вскоре разразилась буря. Недавние хулители принялись как один взывать к богам с мольбами о спасении, и только Биант оставался невозмутим. Когда кто-то из них обратился к нему, призывая присоединиться к их молитвам, Биант ответил:
  - Вы слишком шумите. Вам подобает вести себя как можно тише, может, тогда боги не услышат, что вы пребываете здесь.


 *  Некий нечестивец приставал к Бианту с требованием разъяснить ему, что такое благочестие. Но Биант молчал и отворачивался от него. Тот спросил,
почему он не разговаривает с ним.
    - Потому что ты спрашиваешь не о своем деле, - отвечал ему Биант.


 *  Когда Бианта спросили, что есть несчастье, он ответил так:
     - Несчастен тот, кто не обладает силами, чтобы перенести несчастье; только больная душа может влечься к невозможному и быть глухой к чужой беде.
    На вопрос, что, по его мнению, самое трудное, Биант ответил:
     - Благородно перенести перемену к худшему.


 *  Фалес Милетский, один из общепризнанных «семи мудрецов», философ, 
астроном и государственный деятель (VII – VI века до н.э.), один из Посвященных в египетские Священные мистерии, как-то беседовал о звездах с неизвестной женщиной. В ходе беседы (видимо, посвященной тайнам астрологии и астрономии) эта женщина вывела его из дома, чтобы рассмотреть какие-то созвездия на ночном небе. Неожиданно Фалес оступился и упал в глубокую яму; пытаясь безуспешно выкарабкаться оттуда, он попросил женщину о помощи, на что она ответила ему так:
 - Ну что же, Фалес? Ты не видишь даже того, что находится у тебя под ногами, а при этом надеешься познать то, что обретается высоко в небесах?

  Судя по ответу, эта неизвестная женщина также была философом и астрономом (явление в античности вовсе не такое редкое, как об этом принято думать
сегодня); можно также предположить, что она являлась оппонентом Фалеса, и остается лишь пожалеть, что имя ее в источниках не сохранено.


 * Однажды Фалес в какой-то приватной беседе высказался, что между жизнью и смертью нет существенной разницы. Тогда оппонент резонно спросил его:
   - Почему же ты тогда не умрешь?
   - Именно поэтому, - просто ответил Фалес.
  В этом утверждении Фалеса, как и в его ответе оппоненту, скрыт скорее всего не один лишь житейский смысл, но и тонкий намек на тайны, открываемые только
Посвященному.


 *  Однажды Фалеса спросили, что на свете самое трудное, и что самое легкое.
    - Самое трудное, - ответил Фалес, - это познать самого себя; а самое легкое – давать непрошенные советы другому.
  На вопрос одного из учеников, можно ли скрыть от богов совершенное дурное дело, Фалес ответил:
    - От богов невозможно скрыть даже дурное помышление!


 *  Кто-то задал Фалесу вопрос, что он может припомнить из самого небывалого, увиденного им  в жизни. Фалес ответил:
   - Тирана в старости.


 *  Однажды лидийский царь Крез, известный своим непомерным богатством (до сих пор живет сравнение -  «богат, как Крез»), принимал в гостях Солона –
афинского государственного деятеля и законодателя (также причисленного к «семи мудрецам»). Крезу была известна слава Солона как одного из мудрейших людей того времени. Надеясь поразить знаменитого гостя своим царским великолепием, Крез воссел на трон, облаченный в самый свой роскошный парадный наряд, и спросил афинянина, видел ли он что-либо более прекрасное. Солон ответил:
   - Видел, о царь: я видел и петухов, и фазанов, и павлинов – их убранство дано им самой природою, и оно прекраснее в тысячу раз.


 *  Кто-то задал Солону вопрос, можно ли изжить преступления среди людей.
     - Можно, - ответил Солон. – Для этого надо сделать так, чтобы преступникам и пострадавшим от их преступлений было одинаково тяжело.
  От богатства родится пресыщение, а от пресыщения – спесь.


 *  Издавая для афинян законы, Солон распорядился, чтобы их вырезали на
деревянных четырехгранных столбах, которые поворачивались вокруг своей оси, и выставили вблизи городской агоры.
  Его спросили, будут ли эти законы гарантировать всеобщую справедливость.
   - К сожалению, нет, - отвечал Солон. – Законы подобны паутине: если в них попадется слабосильный и легкий, то они выдержат, а если большой и сильный – он попросту разорвет их, и вырвется.


 *  Философ Анахарсис был по происхождению скифом ( сын скифского царя от эллинки) и владел двумя языками. Однажды он приехал в Афины – родину своей матери. Прослышав о мудрости афинского законодателя Солона, Анахарсис захотел с ним познакомиться и пришел к его дому. Он велел одному из рабов передать господину, что к нему пришел Анахарсис, чтобы увидеть его и, если можно, стать его гостем и другом. Раб вернулся и передал пришельцу слова своего хозяина, что друзей обычно заводят у себя на родине. Анахарсис сказал:
   - Тогда передай своему господину: ведь Солон находится именно у себя
на родине, так почему бы ему не завести себе друга?
  Такой ответ весьма понравился афинскому мудрецу, он принял гостя
и действительно, со временем стал ему лучшим другом.


 *  Однажды Анахарсис посетил судостроительную верфь в Пирее.
 Один из мастеров на его вопрос о толщине досок, идущих на строительство корабельного днища, ответил ему, что она составляет четыре пальца.
 Анахарсис заметил:
   - Выходит, что корабельщики плывут всего на четыре пальца от смерти…


 *  Некий афинянин в ссоре с Анахарсисом попрекнул его скифским
 происхождением; в ответ на этот попрек Анахарсис ответил:
    - По-твоему, мне позор – моя родина, а по-моему, ты – позор твоей родине!


 *  Вернувшись из Элладу на родину, Анахарсис обрел много недоброжелателей, которые стали распускать о нем слухи, будто он намеревается ввести эллинские обычаи в Скифии. Это была, конечно, же клевета по большей части: причины неприятия Анахарсиса соотечественниками носили прежде всего политический характер, и в основе этой враждебности лежала борьба за власть.
  Анахарсис погиб на охоте в результате заговора – его поразила стрела, пущенная родным его братом. Перед смертью Анахарсис сказал:
   - Разум сберег меня в Элладе, а зависть погубила меня на родине.


 *  Впервые встретившись с Пифагором, флиунтский тиран Леонт спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ».
   - А кто это – философы? – спросил Леонт.
   - Жизнь человеческая подобна игрищам, - ответил Пифагор. – Одни приходят на них состязаться,  другие – торговать, а третьи – смотреть. Так и в жизни: иные, подобно рабам, рождаются жадными до страсти и наживы, между тем, как философы созерцают природу вещей ради одной лишь истины.


 *  Однажды ученики Пифагора спросили, кого и как следует почитать и в чем состоит основное правило общения между людьми. Пифагор ответил:
   - Чтить надо старейших, ибо всюду предшествующее почтеннее последующего; богов чтить выше демонов, героев выше простых людей, а из людей превыше всего чтить родителей. В общении же подобает держаться так, чтобы не друзей делать своими врагами, а врагов друзьями.


 *  Некий человек спросил Пифагора, кто и когда может считать себя свободным человеком. Пифагор дал ему такой ответ:
   - Человек не может считать себя свободным до тех пор, пока его пропитание не будет зависеть только от него самого.


 *  Пифагора спросили, какова природа Смерти, и вообще - что есть Смерть? Философ ответил так:
   - Душа бессмертна и совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь; а потому не стоит бояться смерти – смерть есть не более, чем перемена жилища. Истинная смерть есть невежество – сколько мертвых блуждают между живыми!


 *  Кто-то задал Пифагору вопрос, насколько важно для судьбы человека
 полученное им воспитание. Мудрец дал такой ответ:
  - Все достижения человека порождены его воспитанием. Лишь воспитанием философы отличаются от профанов, а свободные – от рабов.


 *  Пифагора спросили, что надо оставить после себя, чтобы заслужить
 благодарность потомков. Мудрец ответил:
   - Тот, кто хочет пережить себя, пусть оставит после своего ухода добродетельное семейство и хорошую книгу.


 *  Значительную часть своей жизни Пифагор провел в италийском городе
 Кротоне. Перед этим Пифагор прожил немало лет и многому научился: в молодости он побывал у индийских браминов; затем 22 года жил в Египте, где прошел все стадии обучения древней мудрости и стал Посвященным; в течение 12 лет был верховным жрецом бога Мардука в Вавилоне, и только после этого прибыл в Элладу, однако не задержался на своей родине и отбыл в Италию, в город
Кротон, где и создал свою знаменитую школу. Немалую часть своей деятельности Пифагор посвятил разработке законов, составивших основу законодательства не только для Кротона, но и многих других италийских городов. Вот некоторые из его заповедей:
  - Законодатель! Не говори народу о его правах, если он еще не знает своих должностей. Говорить людям о преимуществах, не напоминая им прежде об их обязанностях, значит оказывать им дурную услугу.
 
  - Не пиши законов народу, который не имеет собственности. Гражданин без собственности не имеет отечества.
 
  - Потщись, чтобы уложение твое было написано на немногих листах. Закон есть общенародное чтение; народ же не имеет времени много читать.
 
  - Не исполняющий должности отца семейства не может быть ни законодателем, ни градоправителем.
 
  - Градоправители! Если желаете, чтобы законы ваши были долговечнее меди и мрамора, прежде издания оных прилежно исследуйте людские нужды.
 
  - Поступай с народом так, как природа поступает с людьми: она делает их счастливыми, не объясняя им этого. Никогда не обманывай народ, но и всего ему не объясняй.
 
  - Законодатель! Ты не можешь назваться истинным законоположником, если
 в уложении твоем имеются исключения: законы справедливости их не терпят.
  ( Иными словами – закон одинаков для всех. Впервые об этом учил Пифагор.)
 
  - Прежде сооружения великолепных храмов богам вашим, постройте себе спокойные дома: люди имеют в жилищах больше нужды, нежели боги.
  (Эту Пифагорову заповедь наши правители напрочь забыли еще со времени
памятной многим Олимпиады-80; не соблюдают ее и сейчас. Может, просто не знают?)
 
  - Законодатель! Положи предел страстям гражданина и его собственности.
Кто имеет мало, хочет иметь больше; кто имеет много, жаждет иметь много больше.
  ( А у нас в стране  есть такой предел? Был вообще когда-нибудь? А?..)
 
  - Законодатель! Покори свой народ владычеству разума и добродетели: в сем только состоит его истинная свобода.
 
  - Да изгладится на века память о народе, первоначально поставившем над собою властителя.
   ( !!!)
 
  Хотелось бы сделать замечание. Дорогой читатель, давайте зададимся вопросом: справедливы ли эти пифагорейские заповеди для современной нам эпохи?
  И второй вопрос: соблюдаются ли они сейчас? Хоть где-нибудь?
   Ответы вполне очевидны.
  Так может быть, не стоит удивляться тому, что воинствующее и разрушительное безумие распространяется нынче по всему миру, из страны в страну, подобно лесному пожару – из тех, с которыми безуспешно борются из года в год?!

 
 *  После смерти Пифагора осталось созданное им братство пифагорейцев, свято преданное памяти Учителя и из поколения в поколение передающее основы его учения и правила поведения. Известен такой примечательный случай.
 Один пифагореец впал в нищету, заболел и во время какого-то своего странствия был подобран хозяином постоялого двора. Ему была оказана помощь, но страннику становилось все хуже и хуже. Почувствовав приближение смерти, этот человек начертал на входной двери постоялого двора некие загадочные знаки и сказал хозяину:
 - Благодарю тебя за помощь и лечение. Однако мне уже никто не в силах помочь: мой смертный час близок. Я совершенно нищ, и мне нечем расплатиться с тобою. Но не беспокойся: мои долги перед тобой заплатит один из моих братьев.
  Странник умер и был похоронен. Прошел год. Однажды некий человек, проходя мимо постоялого двора, увидел на его дверях начертанные знаки, вошел и сказал хозяину:
  - Я пифагореец. Здесь, в твоем постоялом дворе, умер один из моих братьев; он наказал мне заплатить за него.

 
 * Один спартанец в беседе с жителем Метапонта (греческий город-колония на юге Италии) обвинил метапонтцев в трусости. Тот ответил:
  - Если бы мы были трусами, не захватили бы столько чужой земли!
  - Стало быть, вы не только трусливы, но и еще несправедливы, - ответил спартанец.


 * Какие-то люди, встретивши на дороге нескольких спартанцев, сказали им:
   - Вам очень повезло. Совсем недавно здесь прошел целый отряд разбойников.
   - Клянемся Аресом Эниалием! – воскликнули спартанцы. – Это им повезло, что они не встретили нас!


 * У спартанцев был такой обычай:
   победитель на Олимпийских играх удостаивался особых воинских почестей. Каждый спартанец очень дорожил ими.
   Одному спартанскому борцу на Олимпийских играх представители какого-то города предлагали огромные деньги за то, чтобы он «лег» в предстоящем поединке под их атлета и тем самым пропустил его к победе. Спартанец отказался наотрез. В тяжелой борцовской схватке он одолел своего противника и был провозглашен чемпионом. Раздосадованные  взяткодатели после соревнований сказали ему:
  - Мы предлагали тебе целое состояние для того лишь, чтобы ты уступил нашему городу первенство, но ты отверг наше предложение. И что теперь? Разве твои сограждане вознаградят тебя за одержанную победу еще большими деньгами?   
   - Нет, - отвечал спартанец.
   - Тогда чего ты добился, отказав нам?  Что тебе пользы в твоей победе?
   - Зато теперь в сражение я пойду в первом ряду, вместе с царем, впереди всего войска! – гордо ответил спартанец.
   Более ценную награду за свою победу спартанский атлет себе не представлял.


 * Один нищий попросил спартанца подать ему милостыню.
   - Если я подам тебе, - ответил спартанец, - ты будешь побираться и дальше. Тот, кто первый подал тебе милостыню, сделал тебя тунеядцем – он и виновен в твоем позоре.


 * В Афинах на Панафинейских играх некий старец, пришедший посмотреть соревнования, никак не мог найти место, чтобы присесть. Никто не желал
уступать старому человеку места: все делали вид, что не замечают его. Нашлись среди зрителей даже такие, кто дразнил его: они подзывали старика к себе якобы за тем, чтобы уступить ему место, но когда он подходил, они осыпали его
насмешками и не думали подниматься. Наконец старец оказался возле спартанцев, приглашенных на соревнования в качестве гостей.
  При виде старика все спартанские эфебы встали как один, предлагая ему свои места. В знак одобрения такого благородного единодушия восхищенная толпа зрителей приветствовала спартанских юношей аплодисментами. Тогда один из спартанцев сказал своим товарищам:
  - Клянусь богами, вот странно! Похоже на то, что афиняне знают, как подобает поступать, однако сами при этом поступают совсем по-другому…


 *  Всем известный философ Сократ не оставил после себя записей, не брал денег за проводимые им философские занятия; его часто видели на рынках и в других общественных местах бродящим босиком и в поношенном плаще.
  Сократ был проповедником нравственной философии в противоположность Архелаю и Анаксагору – носителям философии физической. Так как Сократ учил людей нравственным правилам жизни, его нередко подвергали поношению и гонению, и философ принимал это с завидным спокойствием. Один раз на рынке он получил пинка от какого-то грубияна, а когда кто-то подивился его безразличию к случившемуся, Сократ заметил:
   - Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?


 *  Сократ состоял в большой дружбе с афинским политиком и стратегом
Алкивиадом – их связывало боевое братство (в молодости Сократ был храбрым
воином и участвовал в битвах при Амфиполе, Делии, Потидее и других, заслужив боевые награды). Однажды  Алкивиад предложил ему в подарок большой участок земли для строительства нового дома; но Сократ ответил своему другу:
   - Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них кожу целого быка, разве не смешон бы я стал с таким подарком?


 *  Как-то раз Сократ позвал в гости нескольких друзей; так как жил он весьма скромно, то его жене Ксантиппе было стыдно за свой непритязательный обед. Сократ сказал ей:
   - Не бойся! Если они люди порядочные, то останутся вполне довольны, если же пустые, то нам до них никакого дела нет.


 *  Однажды Ксантиппа сперва разругала Сократа за какую-то провинность, а потом окатила его водой. Сократ заметил:
   - Вот у Ксантиппы всегда так: сначала гром, а затем и дождь!
   Алкивиад заметил однажды ему, что ругань его жены Ксантиппы совершенно невыносима; Сократ в ответ задал стратегу вопрос:
   - Но вот ты переносишь же гусиный гогот без труда? Вот и я привык к голосу своей жены, как привыкают к вечному скрипу колеса.
   - Однако гуси приносят мне яйца и птенцов к столу, - отвечал Алкивиад.
   - А Ксантиппа рожает мне детей, - сказал Сократ.


 *  Однажды философ-киник Антисфен нарочно повернулся к присутствующим таким образом, чтобы были видны дыры, зияющие в его плаще (киники проповедовали показную бедность). Находящийся здесь же Сократ заметил ему:
   - Сквозь эти дыры, любезный Антисфен, мне видно твое тщеславие.


 *  Пришедшие к власти в Афинах демократы постановили привлечь Сократа к суду. Ему вменялось в вину то, что он якобы не чтит богов, которых почитают в городе, что он вводит культы новых божеств и своими поучениями развращает юношество.
   Кто-то из друзей заблаговременно сообщил Сократу об этих обвинениях и добавил, что приговор ему уже вынесен – смертная казнь.
   Сократ спокойно ответил:
   - Ну что ж, они осудили меня, но их самих осудила природа.
   - Но ты умираешь безвинно! – горестно воскликнула Ксантиппа.
   - Моя милая! А ты бы хотела, чтобы меня приговорили к смерти заслуженно? – улыбнулся в ответ Сократ.
 
    Здесь можно заметить, что Сократ и Ксантиппа представляли собой весьма своеобразную пару. Прежде всего, известно, что у супругов была огромная
разница в возрасте – порядка 40 лет. Сократ был казнен в 70-летнем возрасте, его старший сын был тогда юношей, а двое младших были еще малолетками.
 Имеются сведения и о второй его жене – Мирто, дочери Аристида, соратника и соперника Фемистокла. По некоторым данным, Сократ был женат на обеих женщинах сразу: на сей счет после разорительной Пелопоннесской войны был принят закон о двоеженстве, дабы возместить убыль населения.
    Имя Ксантиппы стало нарицательным  для обозначения сварливой и вздорной жены, однако следует представить себе, как нелегка была жизнь этой женщины, вынужденной терпеть все сумасбродство своего мужа и его нестандартное
поведение! Особенно должна была бесить Ксантиппу привычка Сократа отвергать дары его благодарных слушателей и не брать плату за философские занятия.
  Ее муж при желании мог стать богачом, однако семья жила бедно, ибо Сократ учил, что богатство и знатность не несут никакого достоинства – одно лишь дурное. Ксантиппе приходилось с этим мириться, а какая жена не хочет, чтобы ее дом был полная чаша?
    Тем не менее, известно, что ни один недоброжелатель или сплетник так и не смог найти повода злословить о том, что Сократ и Ксантиппа были неверны друг другу. Ксантиппа оставалась верной своему мужу до последнего мига его жизни.


 *  Ученика Сократа Аристиппа однажды спросили, какое из двух зол хуже – быть  нищим или быть невеждой? Аристипп ответил:
   - Лучше быть нищим, чем невеждой; первый лишен только денег, второй же лишен образа человеческого!


 *  Аристипп был не чужд роскоши, ибо брал хорошую плату за преподавание философии в отличие от своего учителя. Известен был этот философ и как
сластолюбец. Однажды некая гетера сказала ему, что она беременна, и отцом будущего ребенка является он. Однако Аристипп лишь рассмеялся в ответ и сказал ей:
   - Тебе самой это известно не более, чем как если бы ты шла сквозь заросли тростника и сказала: «Вот эта колючка меня уколола».


 *  Некий приятель, придя к Аристиппу домой, был поражен роскошью его стола и наличием сразу нескольких куртизанок; этот человек начал порицать его,
говоря, будто Аристипп ведет образ жизни, недостойный истинного философа.
Аристипп спросил его, отказался бы он купить все это великолепие всего за три обола? Приятель ответил, что за три обола, конечно же, не отказался бы.
   - Вот видишь, - заметил Аристипп. – Просто тебе больше дороги твои деньги, а мне больше дорого мое наслаждение.
 

 *  Когда Аристипп был в гостях у сицилийского тирана Дионисия, тот велел
своему казначею, фригийцу Симу, показать гостю дворец со множеством комнат, украшенными пышной мозаикой и с богатым убранством. Сим повел Аристиппа по комнатам, назойливо и неумеренно расхваливая ему все это великолепие.
   Аристипп молча слушал, потом в какой-то момент кашлянул и смачно сплюнул прямо в лицо Симу. Ошалевшему от ярости казначею Аристипп невозмутимо заметил:
   - Извини, конечно, однако нигде вокруг не было более подходящего места…


 *  Другой ученик Сократа, всемирно известный философ  Платон однажды
вступился за своего друга афинского военачальника Хабрия, которого обвинили в том, что он якобы сдал фиванцам город Оронт.
   Обвинение грозило смертной казнью, и все друзья Хабрия быстро подсуетились и оставили его. Платон оказался единственным из его друзей, кто отважился сопровождать его к Акрополю, чтобы выступить в суде в его защиту.
  По дороге им попался некто Кробил, известный в Афинах доносчик, который едко заметил Платону:
    - Ты заступаешься за другого, будто не знаешь, что тебе самому грозит Сократова цикута?
    - Я встречался со смертью, сражаясь за свое Отечество, - отвечал невозмутимо Платон, - не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы.


 *  Одного своего приятеля Платон как-то застал за азартной игрой в кости.
 В ответ на упреки философа приятель ответил беспечно:
   - Клянусь богами, за что ты укоряешь меня? Это же такая мелочь!
   - Возможно, - ответил ему Платон. – Однако дурная привычка – уже отнюдь не мелочь!


 *  Настоящее имя Платона было Аристокл. Имя Платон он получил от своего учителя искусству борьбы за атлетическое сложение (Платон – от греческого «плато» - широкий). Затем он стал одним из слушателей Сократа. После казни последнего он в 29-летнем возрасте отправился в Египет, где прошел обучение у жрецов и был принят в круг Посвященных в Египетские мистерии, как в свое время Пифагор. Платон покинул Египет, когда ему было уже 40 лет. Разработав теорию построения идеального государства, Платон стал искать страну, где он мог бы применить теорию на практике. Его пригласил сицилийский тиран Дионисий.
  Он всячески удерживал знаменитого философа при своем дворе, но не спешил приложить его знания к усовершенствованию государственного устройства. Фактически Платон оказался на положении почетного пленника. Однажды в ходе беседы с Дионисием Платон сказал:
   - Не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, коли тиран этот не отличается добродетелью.
   - Ты болтаешь, как старик! – отвечал Дионисий, рассерженный прозрачным намеком.
   - А ты болтаешь как тиран, - сказал ему Платон.
   Разгневанный Дионисий немедля выдал строптивого мудреца спартанскому послу
Поллиду, поручив ему продать философа в рабство.
   Поллид отвез Платона на остров Эгину( по другим данным – в Италию) и вывел на продажу на невольничьем рынке. Философу грозила участь быть проданным на галеры или в каменоломни. Но случайно Платон был узнан в толпе рабов неким Анникеридом из Кирены, который являлся страстным почитателем философа. Несмотря на то, что работорговец запросил астрономическую сумму за непростого
невольника, этот человек сумел быстро собрать деньги и выкупил Платона из
рабства, после чего с почетом препроводил его в Афины.
   Афиняне с почестями приняли мудрого земляка (отношение к памяти Сократа к тому времени диаметрально поменялось). Друзья Платона собрали сумму, уплаченную Анникеридом за выкуп философа, и отослали ему. Но Анникерид не принял денег и вернул их Платону, разъяснив, что оказав ему услугу, он уже получил награду, обессмертив свое имя в памяти потомков. Тогда на эти деньги Платон купил рощу героя Академа в Афинах, в которой основал свою философскую школу, называемую с тех пор Академией.
  Между тем, спартанский полководец Поллид, продававший Платона в рабство, был разбит афинянином Хабрием и утонул во время морской битвы при Гелике в 372 году до н.э. Узнав об этом, Дионисий, будучи суеверным, как все тираны, испугался, решив, что таким образом боги мстят за великого мудреца; он послал к Платону человека с просьбой простить его за причиненное зло и не говорить о Дионисии дурного. Платон же ответил тирану через его посланца очень просто:
  - Кто это – Дионисий? Просит не говорить о нем дурного? Передай этому самому
Дионисию, что мне даже помнить о нем недосуг, не то, что говорить!
   Знаменитая школа Платона просуществовала без малого 900 лет(!).
   Платоновская Академия была закрыта лишь в 529 году н.э. византийским императором Юстинианом I, еще одним мракобесом и упырем, планомерно уничтожавшим античную культуру в угоду господствующему христианству.
   Но в средние века школа Платона возродилась снова…


 *  Ксенократ, один из учеников Платона, был известен своей неподкупностью. Однажды, когда Филипп Македонский готовился к войне за установление гегемонии над Элладой, афиняне отправили его в составе афинского посольства в Македонию. Хитрый Филипп принял послов радушно: он осыпал их подарками и каждый день приглашал на званые обеды. Послы пьянствовали со своими будущими противниками и выбалтывали им военные секреты.
   Только Ксенократ игнорировал эти провокационные пиры. Вернувшись в Афины, послы сказали в народном собрании, что Ксенократ ездил с ними напрасно, предлагая его наказать. Выступая с ответным словом, философ сказал:
   - Вам, сограждане, следует еще пуще заботиться об Отечестве; а этих так
именуемых послов отстранить от государственных дел – ибо Филипп знает, кто и как из них подкуплен, также, как знает и то, что меня ему ничем не подкупить!


 *  Самого известного из учеников Платона – Аристотеля однажды спросили,
какова разница между человеком образованным и необразованным.
   - Как между живым и мертвым, - ответил Аристотель.
    На вопрос, какую пользу он получил от философии, Аристотель ответил:
   - Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом.


 *  Однажды некий болтливый человек, мнящий себя знатоком, приставал к
Аристотелю с какими-то россказнями, при этом то и дело повторяя фразу:
 «Ну разве это не удивительно, Аристотель?».
 Когда у философа лопнуло терпение, он сказал навязчивому болтуну:
  - Не это удивительно, а то, что кто-то, имея ноги, еще стоит рядом с тобой!


 *  Однажды оратор Лисий написал речь, предназначенную для некоего человека, имевшего судебную тяжбу. Тот вскоре явился к нему унылый и сообщил, что с первого прочтения речь показалась ему превосходной и убедительной, но когда он взялся читать ее во второй, а затем и в третий раз, то впечатление было уже намного хуже. Знаменитый оратор засмеялся и спросил его:
   - А разве не один раз ты собираешься говорить ее перед судьями?


 *   В Афинах в IV веке до н. э. жил знаменитый живописец Паррасий, много писавший на мифологические и героические сюжеты. Особенно была знаменита его картина под названием «Афинский народ», собиравшая зрителей со всех концов Эллады. Паррасий умел изображать вещи так, что они казались настоящими.   Однажды другой великий живописец Зевксипп спросил его, где же выставленная им на состязание художников картина. «Вот, за этим занавесом», - ответил Паррасий. Зевксипп протянул руку, чтобы отдернуть занавес, но нащупал лишь полотно: занавес оказался нарисованным. После этого случая Зевксипп признал себя лишь вторым после Паррасия.
 Однажды Паррасий задумал картину, изображающую мучения Прометея, прикованного к скале. Как раз в это время Филипп Македонский взял город Олинф.
На невольничьих рынках оказалось много жителей разоренного македонцами города. Паррасий купил одного из них – это был старик с очень выразительными чертами лица, и великий живописец решил сделать из него натурщика.
 Он привел купленного раба в свою мастерскую  и велел двум другим своим рабам жестоко пытать его.
  Несчастного пленника бичевали, затем прижигали огнем, потом рвали его тело клещами, а Паррасий наблюдал за его мучениями и делал эскизы для будущей картины о муках Прометея. В ходе ужасных пыток старик скончался, и Паррасий не успел завершить свое произведение. Тогда истерзанный труп заморозили в снегу, благодаря чему сохранились рваные раны на теле и гримаса страдания на лице; поэтому великий художник сумел-таки завершить свой труд, после чего подарил созданную им картину храму Афины.
  Среди зрителей нашлись такие, кто догадался о происхождении столь натурально изображенных мук мифического героя; на художника подали в суд. Его обвинили в применении пыток, а также в нанесении прямого ущерба государству, ибо он лишил жизни человека,который,хоть и будучи рабом, при этом не являлся преступником. 
Оправдываясь перед судьями, Паррасий высокомерно ответил:
 - Я не нанес никакого ущерба государству. Это был всего лишь раб, и я владел им по праву военной добычи. Все, что мы имеем, нам дает война! Я купил его!
Я заменил бессильного, полуживого старика картиной, которая переживет столетия!
  Но Паррасий оказался неправ: ни одна его картина не дождалась суда потомков, все его произведения погибли в вихре бесчисленных войн, за которые он так ратовал. Лишь некоторые из его произведений стали известны только по описаниям современников.


*  В одной сицилийской цирюльне посетители толковали о владычестве тирана Дионисия – мол, оно нерушимо и незыблемо.
   Тогда цирюльник, которого периодически звали ко двору тирана, остроумно заметил:
   - И это вы говорите о Дионисии, который каждые несколько дней подставляет свое горло моей бритве?
   Как это нередко случается, среди посетителей несдержанного на язык мастера нашелся бдительный «доброжелатель»: не прошло и суток, как несчастный
цирюльник был арестован, подвергнут пытке, а затем распят на кресте.


 *  Когда Александр Македонский захватил Фивы, он отдал великий город на разграбление своему войску. Дом знатной фиванской девушки Тимоклеи достался на разграбление фракийцам, союзникам македонян. Их командир –человек необузданный и дикий, - не просто разорил ее имущество, но и саму Тимоклею принудил стать его наложницей. При этом он начал требовать с нее золото, которое, по его разумению, было хорошо припрятано. Негодяй то прибегал к угрозам, то пускался на уговоры, обещая сделать ее законной супругой. Тимоклея сказала ему, что золото спрятано в колодце, что находится в саду. Велев запереть входы в дом и сад, фракиец отправился искать добычу. Он спустился в колодец, в то время, как Тимоклея принялась собирать камни. Убедившись, что негодяй добрался до самого дна, девушка сбросила несколько больших камней в колодец и убила фракийца.
  Когда македоняне узнали о происшедшем и вытащили труп, уже был отдан приказ прекратить убийства горожан. Тимоклею привели к царю и доложили о ее поступке.
    - Кто ты? – спросил ее Александр.
    - Меня зовут Тимоклея, - отвечала молодая фиванка, - мой брат Феаген
доблестно бился против вас при Херонее и погиб там, сражаясь за свободу Эллады и ради того, чтобы нам не пришлось вытерпеть то, что творится вами сейчас.
Претерпев такое, мы уже не боимся смерти! Я не стремлюсь остаться в живых,
чтобы пережить хотя бы еще одну такую ночь, которая у меня была.
   Александр восхитился доблестью девушки и ее речью; царь приказал своим командирам тщательно следить, чтобы подобные бесчинства не повторялись, а Тимоклею и ее родных освободил из плена.


 *  Одного из виднейших представителей кинической школы – Диогена Синопского некий человек однажды спросил, в какое время лучше следует завтракать.
 - Если ты богат, то завтракай, когда захочешь; а если беден – то ешь, когда сможешь, - ответил ему Диоген.


 *  Один суеверный человек пожаловался Диогену, что он очень боится дурных снов, предвещающих, как говорят, несчастье. Диоген ответил так:
   - Не следует беспокоиться о том, что приходит тебе в голову ночью; гораздо полезнее позаботиться о том, что ты делаешь днем!


 *  Кто-то спросил Диогена, есть ли у него раб или рабыня.
    - Нет, - ответил Диоген.
    - Кто же тогда похоронит тебя, когда ты умрешь? – спросил собеседник.
    - Тот, кому понадобится мое жилище, - ответил Диоген.


 *  Какой-то путешественник, придя в Спарту и понаблюдав, как молодые люди
относятся к старшим, на вопрос, каковы его впечатления о Спарте, ответил:
   - Спарта – это единственная страна, где выгодно стареть.
 

 *   Однажды к тирану Лигдамиду прибыли спартанские послы, но тот, всячески уклоняясь от встречи, многократно переносил аудиенцию. Наконец кто-то из придворных сообщил послам, что Лигдамид не в состоянии их принять, так как с утра чувствует телесную слабость.
   - Ради всех богов, - воскликнул предводитель спартанского посольства, - передай же ему, что мы пришли не бороться с ним, а разговаривать!


 *  Некая ионянка, будучи в гостях у спартанской женщины, хвасталась перед 
хозяйкой своим великолепным нарядом и богатыми драгоценностями. Потом, когда ей уже нечего стало показывать, она обратилась к спартанке со словами:
  - Ну, а ты? Покажи и ты мне свои лучшие украшения!
   В отличие от своей гостьи спартанская женщина была одета скромно и не
блистала обилием драгоценностей на одежде. В ответ на предложение гостьи она позвала своих четверых сыновей.
  Когда юноши предстали перед матерью, спартанка сказала ионянке:
   - Вот мои лучшие украшения!

 
 *  Один богатый афинянин принимал в своем доме послов некоего царя; среди присутствующих на пиру были и философы. В общей застольной беседе все гости рассказывали каждый о себе, и лишь один философ Зенон хранил безмолвие.
   Тогда захмелевшие гости подняли чаши за его здоровье и спросили:
   - А о тебе, Зенон, что рассказать нашему царю?
   - Ничего, - отвечал Зенон, – кроме того, что есть в Афинах старик, умеющий молчать во время всеобщей попойки.


 *   В 189 году до н. э. римские легионы вторглись в Галатию (страна в Малой Азии, заселенная кельтами, осевшими там после нашествия последних на Элладу – см. "Фермопилы-2. Кельты против эллинов"). В плен к римлянам попала жена кельтского вождя Хиомара. Она досталась римскому центуриону, который совершил над знатной пленницей насилие. Узнав, что она жена вождя, центурион решил заработать на этом и послал ее мужу письмо с предложением выкупа.
   Обмен состоялся, и посланцы племени Хиомары прибыли в условленное место и привезли требуемую сумму. Но как только центурион передал Хиомару в руки соплеменников, Хиомара подала условленный знак, и один из кельтов мгновенно снес римлянину голову. Хиомара забрала голову центуриона себе и, прибыв домой, показала ее своему мужу. Тот в ужасе воскликнул:
   - Женщина! Мы же нарушили заключенный договор – это ужасно!
 Хиомара ответила:
   - Да, это ужасно; однако прекрасно то, что теперь в живых остался только один мужчина, который делил со мною ложе!


 *  Когда Помпей проиграл Цезарю роковую для него битву при Фарсале, Нонний, один из ярых приверженцев Помпея, воскликнул:
   - Мужайтесь! У нас есть еще целых семь легионных орлов!
   Знаменитый оратор Цицерон заметил:
   - Это было бы просто замечательно, если бы мы воевали с галками.


 *  Когда к власти в Риме пришел 2-ой триумвират (Антоний, Октавиан, Лепид), были составлены новые проскрипции – списки людей, объявленных вне закона.  Бывший консул и великий оратор Цицерон стоял в них первым. Убивать Цицерона Марк Антоний послал некоего Попиллия, который был обязан Цицерону жизнью
(своей речью на судебном процессе Цицерон некогда спас его от смертной казни, а Попиллий обвинялся в отцеубийстве – страшнее такого преступления римское правосудие не знало: по римскому закону, человек, лишь ударивший отца, карался отсечением руки!). Попиллий с тяжким сердцем отправился выполнять тяжелейшее для него поручение, ибо Антоний сказал: «Республика только тогда обретет мир, когда этот человек умрет».
  Цицерона предупредили о приближении убийц, и он попытался спастись бегством. Поэтому, когда Попиллий с отрядом легионеров прибыл в усадьбу оратора в Гаэте, он застал ее покинутой. Но вольноотпущенник Цицерона по имени Филолог показал убийцам тропу, по которой ушли Цицерон и его люди. Заметив погоню, тот велел носильщикам остановиться и раздвинул занавески своих носилок. Попиллий настиг его кортеж и приблизился к носилкам.
   - Ты, вероятно, очень торопишься, Цицерон… - с горечью сказал он.
   Великий оратор узнал того, кто послан был за его головой.
   Цицерон улыбнулся ему и спокойно ответил:
  - Для Попиллия у меня всегда найдется свободное время.
  - Теперь у тебя будет много свободного времени, - ответил Попиллий и одним ударом меча отсек Цицерону голову вместе с шеей. Затем он отрубил мертвому кисти рук и отправил ужасные трофеи в Рим.
  Когда голову и руки великого оратора преподнесли Антонию, тот велел прибить их на рострах на форуме, куда приколачивали головы и руки всех людей, убитых согласно проскрипциям. Но присутствующая здесь жена Антония Фульвия
остановила мужа. Она взяла отрубленную голову, пальцами разомкнула челюсти Цицерона и вытащила наружу его язык. Затем она воткнула в язык оратора несколько длинных иголок, с удовлетворением заметив:
    - Вот теперь пусть говорит, сколько захочет.


 *  Однажды на приеме у императора Октавиана Августа, широко
покровительствовавшего литераторам, встретились известный писатель Гай Альбуций Сил и великий поэт Публий Вергилий Марон. Когда в разговоре Альбуций походя заметил (в расчете на похвалу), что он отклонил богатый дар известного ценителя искусств Мецената, Вергилий сухо сказал ему:
   - Если хочешь знать мое мнение, дорогой друг, то вот оно: показная ненависть
к богатству весьма отдает дешевым тщеславием!


 *  Знаменитый философ-пифагореец и один из Великих Посвященных Аполлоний Тианский, живший в I веке н. э., посетил однажды Элевсин, дабы приобщиться таинств древних мистерий. День был праздничный, и там собралось много людей; увидев гостя, слава которого была распространена по всей империи, многие паломники собрались вокруг него. Аполлоний же обещал, что поговорит с ними позже, а пока призвал их приступить к исполнению обрядов, тем более, что и сам он примет в них участие. Однако верховный жрец, увидев повышенное внимание к известному гостю, оскорбился и отказался допустить его к священнодействиям. Аполлоний, ничуть не смутившись, ответил:
    - Ты еще не назвал главной причины запираться от меня, а именно того, что будучи сведущ в таинствах более тебя, я все же явился к тебе как к мудрейшему.
   Присутствующие паломники встретили такой ответ рукоплесканиями. Увидев, что он ведет себя наперекор симпатиям гостей святилища, верховный жрец сказал тогда:
    - Приобщись таинств, пришелец, ибо истинно похож ты на мудреца.
    Аполлоний спокойно ответил:
    - Приобщусь непременно, но только в другой раз, когда верховным жрецом будет вот этот, - и он указал на одного из молодых жрецов, стоявших среди
рядовых служителей богини.
    - Долго же придется ждать, - усмехнулся верховный жрец.
    - Недолго, - сказал Аполлоний.- Всего четыре года.
И действительно: через четыре года верховный жрец умер, а его должность
перешла к указанному Тианцем жрецу, принадлежавшему к роду Эвмолпидов, ибо только представители этого рода могли занимать должность иерофанта
Элевсинского святилища.


 *  Аполлоний Тианский славился предельной ясностью своих ответов на
задаваемые ему вопросы. Будучи в гостях в Спарте( которая в ту эпоху давно была уже частью римской провинции Ахайя), он согласился поговорить со спартанскими властями о занимающих их предметах.
   Его спросили – как подобает почитать богов. Аполлоний ответил:
   - Как владык.
   На следующий вопрос – как почитать героев, он дал ответ:
   - Как отцов!
 Затем его спросили, какого он мнения о спартанских законах. Аполлоний ответил так:
   - Учителей хвалят, когда их ученики не ленятся.
 Наконец, спартанцы спросили его, что он им посоветует относительно известной всем спартанской храбрости.
   - Быть храбрыми – вот и все! – отвечал знаменитый Тианец.


 *  Однажды Аполлония спросили, как он относится к нищим. Тианец ответил:
     - Не стыдно быть нищим от рождения; однако стыдно, ежели причиной нищеты сделалось бесчестие.
 

 *  На вопрос слушателей о самом гнусном из людских пороков Аполлоний ответил:
   - Никогда никому не завидуйте, ибо добрые свое добро заслужили, а злодеям и в достатке живется худо.


 *  Знаменитый римский врач Сатир, учитель еще более известного врача Клавдия Галена, однажды в беседе с Аполлонием спросил, как по его мнению, следует относиться к чужим и своим ошибкам. Тианский мудрец ответил так:
    - Почти все люди своим ошибкам защитники, зато чужим ошибкам – обвинители.


 *  Незадолго до смерти (Аполлоний Тианский жил более ста лет) он находился в городе Эфесе, и там ему помогали две служанки.
 Одной из них Тианец дал вольную, и тут другая принялась его упрекать, почему и ей нет такой милости, на что мудрец ответил:
   - Тебе полезно побывать у нее в рабстве, именно с этого начнется твое благоденствие.
   По римским законам отпущенная на волю рабыня могла наследовать господину по завещанию и стать его единственной наследницей, сделавшись также и владелицей других рабов.


 *  Одного римлянина друзья попрекали тем,что он неожиданно для всех развелся с целомудренной, красивой и богатой женой. В ответ римлянин выставил вперед ногу и сказал:
- На вид этот башмак вполне красив и ничуть не изношен, однако никто не знает, где он мне жмет!


 *  Широко известный своей свирепостью и непредсказуемостью император Гай Калигула (37-41 гг. н. э.) однажды совершил благой поступок: он вернул из
давней ссылки изгнанника, попавшего в опалу при его предшественнике Тиберии.
   На вопрос императора, чем он там занимался, глупец не нашел ничего более умного, чем льстиво ответить:
 - Неустанно молил богов о смерти Тиберия и о том, чтобы ты стал императором, что и сбылось!
   Калигула подумал, что и ему его ссыльные упорно желают смерти и молят об этом богов; он послал по островам, где томились ссыльные, отряды легионеров с приказом перебить всех.


 *  В 42 году н. э. в Риме был раскрыт заговор консула Скрибониана с целью свержения императора Клавдия. Все заговорщики договорились покончить с собой не только ради того, чтобы избежать позорной казни, но и согласно обычаю  патрицианских родов. Однако консул Авл Цецина Пэт в самую последнюю минуту
не смог совершить самоубийство – в решающий момент мужество оставило его.
  Его супруга Аррия всячески убеждала его исполнить тяжкую необходимость, однако Пэт никак не мог решиться. Наконец он сказал ей:
    - Я не смогу оставить тебя, Аррия!
    - Я уйду с тобой, - отвечала верная жена. – В светлые поля Элизиума мы
войдем с тобою вместе! Ну же, решайся! – и протянула ему кинжал.
   Но Пэт был не в силах покончить с собой. Тогда Аррия сказала ему:
    - Смотри же, Пэт: сделай вот так!
    И твердой рукой вонзила кинжал себе в грудь. Затем, уже слабея с каждой секундой, она протянула мужу окровавленный кинжал и, умирая, произнесла:
    - Возьми его, Пэт!.. Это… не больно…


 *   Император Авл Вителлий царствовал меньше восьми месяцев 69 года; этот год так и назвали годом четырех императоров, когда в результате гражданской войны, разразившейся после смерти Нерона, в империи сменилось четыре правителя. Восточные легионы под командованием Веспасиана разбили армию Вителлия, их передовые отряды ворвались в столицу. Вителлия вытащили из дворца и поволокли по улицам Рима. Со связанными за спиной руками, с петлей на шее, в разодранной одежде бывший император был доставлен на форум.
  Римская чернь, обезумевшая от вседозволенности, всячески издевалась над тем, кого люто боялась раньше, и кто теперь не мог ответить на поношения. Вителлию оттянули голову назад, как уголовнику, подставив под подбородок острие меча, чтобы он не мог опустить лицо, и все его видели. В него швыряли навозом и грязью, обзывали обжорой и поджигателем, избивали и всячески хулили.
  Свергнутый император презрительно переносил все издевательства разнузданной толпы, но когда захвативший его во дворце трибун когорты Юлий Плацид лягнул его ногой и плюнул в лицо, Вителлий с горечью заметил римскому офицеру:
   - Что же ты делаешь?..Ведь я был твоим императором…


 *  Сделавшись императором, Веспасиан проявил себя выдающимся государственным деятелем, талантливым администратором и крепким хозяйственником.
   Будучи щедрым ко всем сословиям, порой он проявлял мелочную скаредность и жадность. По случаю своего воцарения он отпустил на свободу многих рабов в императорском дворце; но один старый пастух не удостоился этой милости.
   Старик лично просил новоиспеченного повелителя дать ему вольную, однако получил снова отказ. В сердцах пастух сказал Веспасиану в лицо:
   - Лисица шерстью слиняла, да свой нрав не сменяла!
  К чести императора следует заметить, что столь неуважительное высказывание в свой адрес он оставил без последствий.


 *  В 260 году н.э. римская армия, которой командовал сам император Валериан, была разбита персами под Эдессой; поражение было сокрушительным, император попал в плен (единственный такой случай за всю историю империи). В плену Валериан подвергался невероятным унижениям со стороны шаха Шапура I: римский монарх становился на четвереньки, а повелитель Сасанидского Ирана ставил ногу ему на спину, садясь на коня. Об ужасной участи повелителя империи знали все правители тогдашнего мира – они неустанно слали Шапуру послания с требованиями освободить Валериана. Армянский царь Артабазд написал ему так: «Ты взял в плен одного старика, но сделал племена всего круга земель злейшими врагами себе!»  Обращались к Шапуру и бактрийцы, и кавказские албанцы, иберы, и славянские князья, и даже князь кадусиев(племя в Северной Индии!) – но тщеславный варвар оставался глух и к голосу разума, и к нормам международного права.
  Он продолжал удерживать императора в плену.
  Среди всех повелителей тогдашнего мира лишь один сохранял по этому поводу олимпийское спокойствие. То был римский император Галлиен, сын Валериана и его соправитель. Он и пальцем не шевельнул,чтобы вызволить родного отца из плена! 
Когда же кто-то из приближенных робко заметил ему, что было бы необходимо предпринять какие-то действия ради освобождения старого императора из унизительного персидского плена, Галлиен только пожал плечами и философски ответил:
   - Я знал, что мой отец всего лишь смертный…
    Однако в Риме было немало людей, которых не устраивало такое отношение
к императору Рима. Они считали факт пленения Валериана величайшим позором родины. Однажды Галлиен, любивший потешные развлечения, устроил в Риме шутовской триумф. В общей колонне вели толпу персов – якобы пленных; и тогда несколько римских граждан смешались с их толпой, демонстративно осматривая каждого перса и вглядываясь в их лица. Тем самым они сильно мешали движению. Когда Галлиен послал узнать, в чем дело, «шутники» ответили:
   - Мы ищем среди пленных персов отца нашего императора!
  Судя по всему, они пытались воззвать к совести повелителя Рима. Но Галлиен не оценил «шутки» - всех смутьянов переловили и сожгли живьем.
   Валериан погиб в персидском плену, а еще через восемь лет Галлиен был убит в результате заговора.


 *  В III веке н.э. в Италии в области Этрурии по знаменитой Аппиевой дороге  вплоть до приморских Альп тянулись на огромном пространстве плодородные и покрытые лесами земли. Император Аврелиан загорелся однажды идеей: дать в этой области италийским хозяевам столько земли, сколько они пожелают, поселить там рабов из числа военнопленных, их силами засадить горные склоны
виноградниками, а получаемое с них вино раздавать даром римскому народу.
   Уже был произведен необходимый расчет количества кораблей и рабочих рук.
Однако префект претория, узнав, что императорская казна, по замыслу императора, не будет иметь с этого грандиозного мероприятия никаких доходов,
а все будет доставаться народу без всякого труда с его стороны, заметил Аврелиану:
    - Если мы будем давать римскому народу дармовое вино, то он захочет, чтобы мы также задаром раздавали ему еще цыплят и гусей!
    Император прислушался к словам  чиновника, подумал и отказался от своего замысла.
 

                Конец.



  P. S.  В произведении использованы сочинения Плутарха, Диогена Лаэрция, Гая Альбуция Сила (в изложении П. Киньяра), Гая Светония Транквилла, Корнелия Тацита, Флавия Филострата, Требеллия Поллиона, Флавия Вописка Сиракузянина.
  А также «Золотые законы и нравственные правила Пифагора» изд. «Амрита-Русь», 2011г., «Великие Посвященные» Э. Шюре ( репринтное издание 1914 г.).