Естественные основы разделения людей

Сергей Корягин
Естественные основы разделения людей. Есть некая константа в существовании каждого природного предмета, которая определяет способ его существования и направление движения. Человек. Отвлечемся от окружающей нас среды  и войдем внутрь. В основном люди делятся по силе и направлению воли, по тому, что дала им для этого природа, что они получили в семье, в обучении, в общении. (Оставим до лучших времен природные различия, а также вытекающие из этого последствия, между мужчиной и женщиной, между разными этносами; скажем в другом месте о малых, старых и больных.)  1. Политическая сторона. Одни могут и хотят продвинуться, проявиться на поприще власти (у Ницше это воля к власти), другие к власти равнодушны и готовы жить под началом, подчиняться чужой воле. В итоге в социуме появляются два крайних политических класса – правители и подданные. 2.  Экономическая сторона. Одни могут и хотят работать, другим умения и желания работать недостает. Первые, как правило, успешны, у вторых, как правило, успехи скромные. Или никакие. В итоге в социуме появляются два крайних экономических класса – богатые и бедные, или, говоря языком Маркса, – эксплуататоры и эксплуатируемые. Политические и экономические стремления людей (впрочем, как и все прочие стремления) переплетены,  взаимодействуют и сталкиваются. Они могут мешать друг другу, могут помогать друг другу.

С самого начала на силу и направление воли каждого человека накладывались  установившиеся общественные узы, связанные с положением семьи, традициями, с утвердившимся экономическим и политическим статусом, мешавшие проявиться способностям каждого отдельного человека или способствовавшие этому. Элемент обреченности, предопределенности, когда порабощенный был обречен оставаться порабощенным, бедный был обречен оставаться бедным, этнически неполноценный – этнически неполноценным, всегда присутствовал до того момента, пока цивилизация не узаконила принципы свободы, равенства и братства. Первой эту линию перешагнула Западная Европа. Перешагнула не вдруг, на это понадобились столетия. (Да и перешагнула ли?) Бесконечные войны, религиозная Реформация, революции, политические и экономические преобразовании работали на общественное развитие. За Европой во второй половине 19 века и в начале 20 века этот акт совершила  Россия, в 20 веке – ряд стран Азии и Африки. Общественное развитие человечества не имеет конца, сегодня вырабатываются новые мерки и свободы, и равенства, и братства.

В историческом плане сила и направление каждой индивидуальной воли отливались в касты  (этнические и религиозные общества в Индии), в сословия, в классы. Классический образец сословной организации – Франция, где с 14, 15 веков общество делилось на высшее сословие (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье  сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. К. Маркс связывал существование классов с определенным способом производства, считал классовую борьбу движущей силой истории.
 
3. Одни могут и хотят много знать и понимать, другие равнодушны к знанию и пониманию и живут т.н. здравым умом. Знание и развитой ум способствуют экономическим успехам и политической карьере. Обреченность и предопределенность имели место и на этом направлении, когда темные и необразованные люди, а также их дети, по своему социальному статусу не могли пробиться к свету знания. Однако единицы пробивались. Пример – наш М.В. Ломоносов. 4. Делятся люди и по развитию художественного вкуса. На этом поприще возможны различные градации по течениям, жанрам, видам.  Способностям, таланту.

5. Одни склонны к мистике, другие к рационализму, одни не могут жить без Бога, без веры в Чудо, в Святость, а другие – рационалисты и живут понятиями. У первых много извращений, связанных с сектантством, с мракобесием, у вторых немало «диких» безбожников, мракобесов с другой стороны. Большевики, к примеру, были атеистическими мракобесами. Они вынудили народ молиться не Богу на небесах, не духу, а мертвому телу вождя, положенному в усыпальницу. 
 
6. Деление общества по профессиям – производственным, научным, художественным, духовным… Непросто определить свое призвание, здесь молодые люди совершают нередко роковые ошибки. Неточно определил свои силы и способности, послушал ложного совета родителей, учителей, друзей. Традиция семьи может помочь выбрать профессию, а может и отвлечь от призвания. Известны профессиональные династии, но известны и ситуации, когда дети бегут от профессии родителей. 

7. Нравственная сила и направленность воли – это не специфический вид деятельности, а фактор, пронизывающий все виды воли, все виды деятельности, жизнь всех сословий, классов, профессий и персон. Можно сказать, что нравственность стоит над всем, находится во всем, является основанием и сущностью всего.

Был ли большевистский эксперимент в России по ходу истории или против хода истории, иными словами, принес ли он России и миру больше свободы, равенства и братства – об этом сегодня интеллигенты на форумах. Я нахожу, что он дискредитировал великую формулу, придуманную французами в эпоху Великой революции 1789 года. Основные посылки Марксовой теории являются ложными. Вот мои возражения. Возражение первое. Экономическая воля работника (экономический интерес, интерес желудка), являясь основой всех прочих человеческих побуждений, отнюдь не определяет образ жизни людей, содержание и форму общественных учреждений, идеи и вкусы общества. Экономика всегда остается всего лишь экономикой. Цель развития несут в себе нравственность, идеология, наука в качестве автономных сфер приложения воли. Возражение второе. Классовая борьба отнюдь не является стимулом общественного развития, таковым является борьба вместе с сотрудничеством. Угнетатели (исключая эпоху рабства и коммунистических диктатур)  – в такой же мере благодетели, в какой угнетенные – просто беспомощные люди, которым нужно протянуть руку. Возражение третье. Тенденция развития способа производства материальных благ отнюдь не требует  упразднения частной собственности. Под влиянием исторических обстоятельств частная собственность изменяется, приспосабливается к другим формам (кооперативной, государственной), чтобы в сотрудничестве с ними блюсти национальный интерес и соответствовать установившимся требованиям справедливого распределения материальных благ. Возражение четвертое. Буржуазия, соответственно, остается ведущим классом экономического развития. Буржуазия и пролетариат (сегодня это просто наемные работники), капитал и труд обречены существовать вместе, как два полюса магнита, как плюс и минус электрической цепи. Гарантом их разумного и мирного сосуществования является политическая власть демократического государства. Нет буржуазной и пролетарской демократии, есть одна национальная демократия. Возражение пятое. Идея Маркса о революционной диктатуре пролетариата – класса, не умеющего и не желающего управлять обществом, является таким же абсурдом, как и идея алхимиков создать золото, экспериментируя в пробирках. Возражение шестое. Эксплуатация имеет место прежде всего там, где есть физическое и политическое насилие над гражданами. Эксплуатация существовала в Восточных деспотиях, в античном мире, в эпоху крепостничества, в начальный период капиталистической эпохи. Особенно изощренной эксплуатация была в государствах, построенных на марксистских принципах, в «научных» диктатурах.  воскресенье, 26 февраля 2012 г.