Глава 4. Завершение поисков работы

Владилен Николаев
 На фото в центре: здание физического факультета МГУ на Воробьёвых горах.

СЧАСТЛИВОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ПОИСКОВ РАБОТЫ

Узнав о моём отказе от предложения МВД, на кафедре мне дали на выбор ещё два варианта  возможного трудоустройства. Из них я выбрал должность лаборанта в Вычислительном Центре МГУ, созданном совсем недавно. Разумеется, я не собирался идти в эту «лаборантуру».

 Но был уверен, что, когда потребуется, меня легко отпустят из этого места, считавшегося среди студентов - москвичей (и особенно - москвичек) вполне престижным. А «мою» вакансию в МВД занял выпускник нашей группы Лёня Похилько. Теперь он полковник МВД (или ФСБ?) в отставке. 
 
 Я несколько раз звонил в Главсевморпуть по номеру, который мне дал В.Ф.Бурханов. Но организация Антарктической экспедиции затягивалась, а меня стало поджимать время: подходила пора освободить комнату в общежитии. И денег никто мне не платил. Я бродил по Москве и искал интересную для себя работу.

 Работы, даже для зелёного выпускника физфака, в Москве в те годы было немало. Меня были готовы, например, принять с предоставлением общежития в лабораторию спектроскопии института металлургии АН СССР. Но меня больше заинтересовала неведомая тогда организация с названием «Запсибнефтегазгеофизика», набиравшая сотрудников для работы в Тюмени. Я оформил контракт с этой «Запсиб. и т.д.» Оставалось только подписать его.
 
  НА МОЁМ ГОРИЗОНТЕ ПОЯВИЛСЯ ИНСТИТУТ ОКЕАНОЛОГИИ.
 Но в самый последний момент всё–таки ещё раз позвонил Бурханову. Видимо, я уже порядком надоел ему и, чтобы я отстал, он «нашёл вариант». Он сказал, что даст мне телефон своего старого друга, неоднократно зимовавшего в Арктике в качестве начальника полярной станции, который теперь работает в Институте океанологии АН СССР. И если я позвоню этому человеку, тот поможет мне найти интересную работу.

 Так я вышел на Арефа Ивановича Минеева, очень доброжелательного старого полярника. При встрече в Институте океанологии на улице Лужниковской (ныне - улица Бахрушина) Ареф Иванович сказал, что Институту, несомненно, нужны физики. Он тут же отвёл меня в лабораторию физической океанографии, располагавшуюся в двух небольших комнатах, и представил профессору А.Д. Добровольскому, заведующему лабораторией.

 Узнав, что я закончил физфак по кафедре оптики, профессор крикнул: «Михаил Владимирович! Нам нужны физики – оптики?» Из соседней комнатки раздался ответный крик: «Конечно!» и тут же из неё, как «чёртик из табакерки», выскочил М.В.Козлянинов, руководитель группы гидрооптики.

 Он немедленно спросил меня, согласен ли я занять должность помощника капитана по науке на научно – исследовательском судне «Витязь», базирующимся во Владивостоке. Разве мог я отказаться от такого предложения? Ни минуты не колеблясь, я ответил: "Конечно, согласен!" И тут же написал заявление о приёме меня на работу на должность помощника капитана по науке.

 Проф. Добровольский завизировал его. Дело было в пятницу, документов у меня с собой не было. М.В. Козлянинов предложил мне прийти в Институт с паспортом и дипломом в понедельник утром. Почти двое с половиной суток я ощущал себя будущим помощником капитана корабля с прекрасным названием «Витязь»…

 Утром в понедельник М.В. пришёл со мной в отдел кадров Института. Но там выяснилось, что все вакантные ставки так называемого постоянного научного состава судна, которыми  обычно имел право распоряжаться А.Д.Добровольский, на время ремонта заняты заводскими инженерами. (Для ускорения ремонта!)

 «А когда судно выйдет из ремонта?» - спросил М.В. «В отделе флота говорят, что не раньше мая.» - ответила очень солидная дама, зав.отделом кадров А.А. Ведерникова. «Но я не могу так долго ждать.» - откликнулся я, совершенно расстроенный.

 Именно в этот момент, в отделе кадров возник Н.В.Вершинский, заведующий лабораторией морской электроники Института. Уяснив ситуацию, он, как демон – искуситель, обратился ко мне: «Мне тоже нужен физик – оптик. Может быть, вместо Дальнего Востока Вы согласитесь поехать на Ближний Юг, в Геленджик? Там, на ЧЭНИС, у меня есть вакантная должность. И свободное жильё там имеется.»

 До этого момента я, как ни странно, никогда не слышал о существовании города с таким названием и, конечно, не представлял, что такое - ЧЗНИС. Мне тут же объяснили: ЧЭНИС - это Черноморская экспериментальная научно – исследовательская станция Института океанологии в Геленджике. У меня не оставалось времени на поиски других вариантов. И я согласился.

 За пару дней выполнил необходимые формальности: получил у руководителя Вычислительного Центра МГУ проф. И.С.Берёзина согласие отпустить меня восвояси, передал на родную кафедру бумагу с этим согласием и - одновременно - официальную заявку от Института океанологии имени П.П. Ширшова АН СССР на меня как на молодого специалиста.
 
 В итоге 13 марта 1956 года я был принят на работу в лабораторию морской электроники  Института океанологии на должность старшего инженера с окладом 1100 рублей в месяц. А 17 марта сел в поезд Москва - Новороссийск. На вокзале в Новороссийске меня встречал мой шеф Николай Всеволодович Вершинский, приехавший из Москвы на юг на своей «Победе».

 На этой самой «Победе» он привёз меня из Новороссийска в Геленджик, точнее, в Голубую бухту, на ЧЭНИС. Это знаменательное событие состоялось 19 марта 1956 года. На первых порах Н.В. сам помог устроиться в отведенной мне комнате. Здесь, в посёлке ЧЭНИС на берегу Голубой (Рыбацкой) бухты, я с семьёй прожил 16 лет. А всего на Черноморской Станции, получившей в декабре 1967 года статут Южного отделения Института океанологии, я проработал до выхода на пенсию 45 лет.   

 В заключение истории поисков работы мне хочется принести запоздалые слова благодарности контр - адмиралу, доктору экономических наук, заместителю министра Морского Флота СССР Василию Федотовичу Бурханову за его внимательное и доброжелательное отношение к случайно встреченному очень молодому человеку. Встреча с ним в Актовом зале МГУ стала для меня началом взрослой жизни. А прекрасная интересная работа, обретённая с его помощью, позволила мне с удовольствием прожить большой кусок жизни.