Врачи поклявшиеся и проклятые?

Михаил Архангородский
 Иллюстрация: Hippocrates examining a child, a painting by Robert Thom, 1950's.

В замечательном фильме М.Захарова «Формула любви» великолепный Л.Броневой, играющий роль сельского доктора, которого после осмотра больного приглашают «отобедать» отвечает: «Извольте, почему не отобедать. Коли врач сыт, то и больному легче». Не правда ли  эта ироническая фраза звучит сегодня актуально, когда властная воля лишила врачей «сытости» и их особого статуса в обществе? И процесс этот начался не вчера.  А начался он с 1917г, когда подобравшие власть большевики начали методично уничтожать российскую интеллигенцию, лишая ее важнейшей функции быть интеллектуальной элитой общества, его совестью, ее духовным движителем и хранителем моральных, этических и духовных традиций. Коллективной жертвой пролетарской диктатуры стали и отечественные врачи. На смену образованным врачам, которые не только являлись носителями профессиональных традиций, но и носителями высочайшей нравственности и социальной ответственности, в отношении своего народа, постепенно пришли «кухаркины дети», которые хотя и получили некие медицинские знания, но были начисто лишены нравственного потенциала «старых времен». Они уничтожили многие направления в отечественной медицине, биологии, психологии. Они «правильно» выступали на партсобраниях, писали правильные диссертации, где говоря о методе лечения болезни прямой кишки, не могли обойтись без цитат из классиков марксизма-ленинизма и трудов тов. Сталина и верных ему, а не науке профессоров и академиков. Они делали все, что бы профессионально, а часто и физически, например, написав донос, уничтожить тех докторов, которые сохраняли «буржуазный идеализм» прежних взглядов и традиций, клиническое и моральное свободомыслие.
С 90х годов 20 века история, вроде бы в России закрутилась по-иному. Хорошо или плохо это происходило, но исчез идеологический флер и в стране многое кардинально изменилось. Но, на удивление, в отношении к врачебному сообществу, не только ничего не изменилось в лучшую сторону, но ситуация еще более ухудшилось. Мы стали свидетелями похорон великих традиций отечественной медицины.
Для начала было отменено понятие «медицинской помощи», на котором зиждились представления о врачевании, как об искусстве, со всеми тысячелетними представлениями о нравственности и этике. Законодательно было закреплено, что медицинская деятельность есть не что иное, как «медицинские услуги», тем самым врачебная деятельность была приравнена к заурядному ремеслу сантехников, парикмахеров, автомехаников. Ничего не имею против представителей разных ремесел. Искренне уважаю. Без них не возможно было бы жить. Но медицина, все-таки, нечто иное. Но только не для властей и вскормленной ими армии медицинских чиновников. Оплачивать работу врача стали исходя из простого ремесленного труда.  Если советская медицина финансировалась по остаточному принципу, то медицина «новейшего времени» по ни какому. Впрочем,  принцип есть. Это принцип политической выгоды. Когда стало ясно, что народ перестал реагировать на предвыборные заклинания политиков, последние стали манипулировать медициной и социальной сферой. Кидать отдельные кости. Тут высокотехнологический центр построили, здесь поймали врача «коррупционера». Вспомнили, что на врачей можно натравить народ, что бы от себя отвести внимание масс, и здесь не нужно, стеснятся в выражениях. Врачи виноваты, что вы «больны и несчастны», врачи наживаются на вас, а мы вас защищаем. Снова врачи «враги народа»? Нет, теперь они «коррупционеры», которых нужно сажать. Новый этап социальной истерии? Но уже не по самодурству и мании преследования тов. Сталина, но по циничному и холодному расчету? Что же изменилось? Кто ушел от власти и кто пришел? Все тот же большевистский подход сдобренный современными  политтехнологиями.
Следующим этапом похорон отечественной медицины явилось поэтапное сокращение числа бюджетных поликлиник и больниц в стране – пресловутая оптимизация, а по сути, наступление на конституциональное право граждан на бесплатную медицинскую помощь не афишируемое ни одним представителем власти или медицинским чиновником. Если верить нашим СМИ «все только улучшается». Процесс оптимизации был дополнен введением, так называемых медико-экономических стандартов. Если в российской традиции врач в прошлом готов был сделать для больного все, что было в его силах, то теперь он ограничен рамками стандарта, то есть того объема медицинской помощи, который финансируется государством. А государство нежно мурлычет – на всех и на все денег не хватит. К чему это привело сейчас можно увидеть в уцелевших городских и сельских больницах по всей стране. И последнее циничное заявление Путина: зарплата врачам будет повышена…в 2018г., а за это время мы вам устроим переаттестацию. Так сказать проверку на вшивость. Как пелось в советской песне «надейся и жди, вся жизнь впереди».
О врачебных клятвах.
Хотел бы развить один из вопросов, затронутый в статье «Размышления старого врача», о клятве Гиппократа, на которую сейчас ссылается власть, общественное мнение формируемые не очень грамотными и чистоплотными СМИ и вытекающих из этого вопросов «ты должен, ты клялся», а так же удивления автора «почему нет клятвы сантехника,  автослесаря».
И здесь не обойтись без этимологических, исторических изысканий и обращения к первоисточникам  -  текстам медицинских клятв, а они были в разное время разными.
Клятва - ст.-слав. кл;тва ;;;;;;, ;;; (Супр.), болг. кле;тва, сербохорв. кле;тва "проклятие", др.-чеш. klatva, kletva "проклятие, отлучение от церкви", польск. kl;twa. От кляну;, клясть. (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)
Согласно Википедии, клятва — торжественное обещание или торжественное заверение.
Примеры клятв: «провалиться мне на месте», «клянусь головой», «…или я не <имя клянущегося>» мы не будем рассматривать.
    Клятва Гиппократа (клятва асклепиадов - потомков бога врачевания Асклепия) - этическое обязательство, которое давал врач в Древней Греции по окончании обучения. Текст данной клятвы, сжато формулирующей моральные нормы поведения врача, приписывают «отцу медицины» - Гиппократу, который по преданию относился к асклепиадам.

Клятва Гиппократа:
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Как видим текст этот имеет мало общего с сегодняшней реальностью, хотя некоторые провозглашенные этические принципы, носят вневременной характер, например обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного; обязательство личного совершенствования; врачебная тайна (принцип конфиденциальности).
Но даже если кто-то и вздумал бы в наше время буквально следовать клятве, то «счастья в жизни и в искусстве и славы у всех людей на вечные времена» он вряд ли бы получил.

Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Египте Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записанная Гиппократом, клятва стала документом с III в. до н. э. Первоначальный вариант был написан якобы Гиппократом в V веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. С тех пор текст клятвы многократно переводился на другие  языки, подвергался редактированию в угоду моменту, поитическим и научным реалиям времени, существенно меняющим его смысл.
В чем же дело? Почему из всех «гражданских специальностей» только врачи давали некие клятвы?
1.Клятва служила своеобразной инициацией, посвящением в особое искусство врачевания. Искусство, доверенное богами человеку. И за это его, врачевателя,  следовало почитать.
2.Клятва означала переход в особо уважаемое профессиональное сословие.
3.Клятва задавала высочайшую нравственную планку врачебному искусству, без которой врачевание становится безнравственным ремеслом.
4.Клятва выполняла роль общественного договора. Ты, врачеватель, делаешь все возможное для нашего исцеления и продления жизни, мы уважаем и почитаем тебя, обеспечиваем безбедное существование.
Клятва была настолько значима и для появившегося, в последствии, христианского мира, для которого греческие боги уже ничего не значили, что и он принимает эту традицию врачебной клятвы, хотя и с изменением начала: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословен во веки веков; я не лгу».
По сообщениям прессы, в Северной Америке и Европе в 2006 г. текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.
В СССР врачи принимали «Присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971г., а в постсоветской России, в середине 1990-х она сменилась на «Клятву российского врача». В 1999-м Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.

            ФАКУЛЬТЕТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ РУССКИХ ВРАЧЕЙ
В Российской империи выпускники медицинских факультетов до революции 1917 г. при присвоении первого врачебного звания «Лекарь» давали так называемое «Факультетское обещание». Текст «Обещания» прилагался к свидетельству об окончании медицинского факультета.
Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, даю обещание в течение всей своей жизни не омрачать чести сословия, в которое ныне вступаю.

Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне врачебные [семейные] тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.

Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.

Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств.

Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.

ПРИСЯГА ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Именно этим текстом клялось старшее поколение ныне действующих врачей.
Утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 года
(с изм. и доп., внесёнными Указом Президиума ВС СССР от 15.11.1983 — Ведомости ВС СССР, 1983, N 47, ст. 722)
Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболевания, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали;
сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны;
всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством.
Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.
ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИНЕСЕНИЯ ПРИСЯГИ ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Присяга приносится стоя, текст присяги повторяют одновременно все приносящие присягу вслед за тем, кто его зачитывает. По окончании принесения присяги исполняется Государственный гимн СССР и Государственный гимн союзной республики.
Текст присяги врача Советского Союза подписывается лицом, принёсшим присягу, и хранится в его личном деле. О принятии присяги врача Советского Союза производится отметка в дипломе. В диплом вкладывается также текст присяги, напечатанный на специальном бланке.

 

КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Принята 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в Москве в ноябре 1994 г.:
Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить её и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мной и моим пациентом.
Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться Этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии.
Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством.

Но и это еще не все.

КЛЯТВА ВРАЧА.
Федеральный закон, принятый 17 ноября 1999 года Государственной думой Российской Федерации и утверждённый президентом России Б. Н. Ельциным взамен «Клятвы российского врача», пришедшей на смену «Присяге врача Советского Союза» (1971 год). Изложена в статье 60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг,
посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым:
оказать медицинскую помощь,
хранить врачебную тайну,
внимательно и заботливо относиться к больному,
действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям,
быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам,
обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного,
и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
беречь и развивать благородные традиции медицины.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Надеюсь, читатель понимает какой хаос с клятвами царит во врачебном сообществе и что клятва Гиппократа здесь совсем ни при чем. Некоторые пассажи этих текстов я оставляю без комментариев для изучения пытливым читателем. Главное, в  другом. Для чего властям и части общества до сих пор нужен миф о клятве Гиппократа и о том, что каждый врач ею связан. Вспомните пункты, вышеописанные,  в связи с которыми существовали тысячелетиями различные врачебные клятвы. Их отменили советская и  последующая российская власть. И вот что получилось:
1. Власть отменила таинство посвящения в искусство врачевания, поскольку таковое искусство отрицает. Никаких «уполномоченных» от богов кроме представителей власти и чиновников, в связи, с чем отменяется всякое почитание врачей.
2.Власть отменила особый уважаемый статус врачебного профессионального сословия превратив врачей в своих рабов.
3. Безнравственная власть не может вынести чью-то нравственность и фактически отменяет врачебную этику, опуская нравственную планку общества, соответственно и врачей. Все становятся одинаковыми бракованными винтиками авторитарной системы. Врачам навязан статус и мораль ремесленников.
4.Тайно нарушен общественный договор. Вы делаете то, что мы вам скажем, при этом удовлетворяетесь рабской оплатой и нищенским существованием. Если ты для нас и существуешь, врачебное сообщество, то, как дешевая обслуга, объект предвыборных манипуляций, как коллективный Пьеро, своими причитаниями озлобляющий почтеннейшую публику. Мы, власть не нуждаемся в твоих услугах, врачебное сообщество. Для наших нужд есть прикормленные клиники, заграничные специалисты. А для народа вы и в таком виде сойдете. Так удобнее держать вас на коротком поводке, а то вы,  невесть, что о себе вообразите и пополните отряды оппозиции.
Все вышесказанное и объясняет стойкость мифа о клятве Гиппократа и о врачах злостно не желающих ее соблюдать.
Как писал В. Старцев в статье «Миф о клятве Гиппократа» - «После принятия врачом клятвы Гиппократа  на его шее «затягивается стетоскоп», а на жизни ставится большой красный крест». И там же: «Какие мысли у Вас вызывают слова "Клятва Гиппократа"? Не появляются ли перед глазами, хотя бы на секунду, стройные многочисленные ряды ангелов, одетых в белые халаты, которые, не жалея своих сил и времени, охраняют здоровье людей? Общество само создало этот миф и верит в него. Однажды придумав миф о «Клятве Гиппократа», общество надежно законспирировало первоисточник (а был ли он вообще?), и, стало упорно поддерживать в социуме иллюзорное представление о враче и о том, каким он должен быть. Постепенно наше общество настолько сильно поверило в этот миф и привыкло к образу бесправного врача-бессребреника, то ли юродивого, то ли монаха-отшельника, начисто лишенного материальных и духовных потребностей и прав, что при любой попытке докторов изменить свое материальное  и социальное положение в обществе апологеты мифологии стали ссылаться на эту клятву – «Поклялись? Терпите!!!».

Клятва, поклявшиеся, проклятые… какой тяжелый корень у этих слов…