Музыкальное воспитание в школе будущего

Павлова Вера Калиновна
            МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ БУДУЩЕГО.
               
     В период работы в музыкальной школе, а затем и в ДШИ нередко приходилось слышать, что, мол, «серьёзное музыкальное образование – для особо талантливых детей, не всем это нужно, не все это могут».

     Разговор пойдёт о необходимых музыкальных знаниях, которыми должен обладать каждый человек в России - страны, чьё богатейшее в мире музыкальное наследие не вполне востребовано её гражданами. Начинается это со школы и той эстетической среды, в которой обитают наши дети.

     Мы не слышим по радио, как это было в Советское время, ни популярных арий, ни сцен, ни хоров из опер, ни романсов ( ниже я приведу их популярный тогда перечень, который на слуху до сих пор и у вас, дорогие читатели) и не видим по телевидению ничего в этом смысле познавательно-обогащающего душу и сознание, питающего наше эстетическое национальное самосознание, кроме выхолащивающих мораль и нравственность пресловутых всем известных названий передач и каналов.

     Только по каналу Культура есть передачи, которые хочется смотреть и слушать. Но в масштабах страны и разнообразия жанров - этого очень мало. Вовсе «неохваченными» остаются все категории школьников.

     По радио, что ни канал, то - либо иностранная речь, либо - балагурно-гламурный междусобойчик в эфире. Кто это оплачивает, и для кого эти «развлекашки»? Помнится, ко времени в эфире и качеству передач был строгий государственный подход и контроль. Сейчас цветёт пышным цветом пошлость: недопустимый для русского языка сленг, в духе «плюрализма» - бессодержательные, циничные высказывания и мнения, западный музыкальный ширпотреб.

     Всё это особенно легко «клеится» к неокрепшему сознанию детей всех возрастов, постепенно превращаясь в их убеждение, вкус и традицию нынешних поколений .  Необходимо вернуть чистоту эфира на прежний государственный уровень.

     Я  за то, чтобы вернуться к той школе , что была в Стране Советов, взять всё лучшее, но на новом, более высоком витке. На мой взгляд, весь учебный процесс должен быть пронизан музыкой и поэзией. Вся атмосфера жизни в школе должна стать вдохновляющей, ассоциативной в плане искусств - художественного, музыкального, поэтического. 

     Почему девятнадцатый век так богат на разнообразных гениев и талантов в музыке, живописи, в поэзии? Потому что часто весь уклад домашней жизни, студенческой жизни в учебных заведениях проходил в духе творчества, художественного, музыкально - поэтического сотрудничества. Даже в технических и военных заведениях.
 
     Нередко оканчивавшие их студенты становились поэтами, писателями и композиторами.  Нашу школу задушили ЕГЭ под оглушительные  западные аплодисменты и хохот.

Музыкальная политика в школе.

     В школе должен быть свой гимн. Его можно выбрать из числа замечательных Советских песен о школе. Звучать он может (или должен) утром, перед началом первого урока. 
 
    К примеру, уроки истории в школе должны сопровождаться музыкальным материалом на проходимую в программе дисциплины тему. Особенно, что касается русской истории, начиная с ХУ – ХУ1 веков, периода «смутного» времени. По этой теме благодатный материал по операм М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (хор «Батя, батя, выйди к нам»  и «Хованщина» (симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке»), «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
    
    Великолепная запоминающаяся музыка. Героику и патриотизм темы эмоционально и эстетически обогащают полноценные музыкальные образы. Эта же тема ярко звучит в опере А.П.Бородина Князь Игорь. Всем известен из этой оперы хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра». Мы знаем его только потому, что он часто звучал по радио:

                Улетай на крыльях ветра
                Ты в край родной, родная песня наша,
                Туда, где мы тебя свободно пели,
                Где было так привольно нам с тобою.
               
Помните? Примеры приводятся как возможная сумма знаний по русской музыке, которая остаётся в памяти учащихся, в том числе, и в связи с изучаемой по истории темой.  В свою очередь, программа по истории усваивается лучше, когда она обогащена ярким музыкальным ли, художественным материалом.
 
    Наложение музыкальных и художественных ассоциаций на бывшие в жизни исторические события формируют конгломерат разностороннего знания о культурно-эстетическом фоне изучаемой исторической эпохи или события и составляют алгоритм подхода к изучению любой дисциплины, исключая зацикленность внимания на одной или ограниченной сумме  составляющих изучаемой темы.

    Продолжая историческую тему, можно добавить, что в каждой или к каждой эпохе найдутся адекватные ей выдающиеся музыкальные и художественные произведения, мимо которых нельзя пройти. Освещая эпоху революции и гражданской войны нельзя не упомянуть о композиторах и произведениях, созданных в эту пору и ярко отразивших её: Мясковский, Глазунов, хор Давиденко «На десятой версте», «Сказ о партизане» Коваля,  множество песен о гражданской войне.
 
    Далее - опера «Катерина Измайлова», (1034г.) Д.Шостаковича. оратория Шапорина «Сказание о битве за русскую землю» о героизме советских солдат в Великой Отечественной войне (1944г.) В годы войны в кольце блокады Д.Шостакович создаёт седьмую симфонию, Ленинградскую, посвящённую борьбе Советского народа против фашизма и прозвучавшую в Большом зале филармонии в 1942 году. С тех пор её главные темы захватчиков и русской сечи стали узнаваемыми лейтмотивами симфонии не только профессионалами, но и простыми любителями музыки.

    Этой же теме Великой Отечественной войны посвящён Военный Реквием Беджамина Бриттена, написанный в 1960 году; оригинальный по стилю, современный по музыкальному языку. Монументальным вокально-симфоническим произведениям (опера, оратория, кантата) даётся краткая характеристика, и прослушиваются их наиболее яркие эпизоды, части.

    Уроки математики иногда могут сопровождаться музыкой И.С.Баха. Многие его органные (фортепианные) произведения – токкаты и фуги насыщены очень сильной «клокочущей» энергией ритма. Полифонический их склад мощно раздвигает  границы мышления, провоцируя на поливосприятие музыки, объекта мышления.Музыка может звучать на уроке музыкальными паузами или в конце его.
 
    Нужно слышать тему и противосложение, звучащие поочерёдно в разных голосах и сливающиеся затем в одно стройное гармоническое целое. (Дифференциал и интеграл в музыкальном воплощении!) Такой же классикой (совершенством) музыкального языка обладает  и музыка Моцарта, Вивальди, Гайдна, С.Танеева! И не только! Сколько прекрасной, воспитывающей музыки!

    Уроки чтения в 1 - 4 классах должны быть заполнены поэзией поэтов Х1Х века о России, о родной природе, чтением  народных сказок, рассказов о подвигах русских богатырей и воинов русской, русско-Советской армии. Уроки пения - изучением народных песен, народного фольклора, доступными по сложности музыкальными фрагментами из опер и балетов русских композиторов. песен о детях-героях, песен советских композиторов, созданных для младших школьников.
             
Орлёнок, Орлёнок, взлети выше солнца
И степи с высот огляди!
Навеки умолкли весёлые хлопцы,
В живых я остался один.

     Литература К примеру, при прохождении поэм «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» частично используется музыкальный материал этих опер: дуэт Онегина и Ленского (сцена дуэли), ариозо Ленского «Что день грядущий», письмо Татьяны, хор девушек «Девицы- красавицы» и т.д. Дуэт Лизы и Полины, дуэт Прилепы и Миловзора, и др.- в опере «Пиковая дама», божественная по красоте сцена таяния Снегурочки, песни Леля - в опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и т.д.
 
    Дорогие читатели, произведения в нижеприведённом списке вы помните так же не потому, что вы где-то их изучали. Они тоже часто звучали по радио в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра под руководством Ю. Реентовича:

И.С.Бах – Ш.Гуно,   Прелюдия;      
Н. Паганини,  Вечное движение; 
А. Глазунов,  Антракт из балета Раймонда; 
Н. Римский-Корсаков, Полёт шмеля;         
Ш. Сен-Санс,  Лебедь;          
С. Рахманинов,  Вокализ;   
Д. Шостакович, Романс;
   Цыганская песня

    Эта музыка входила в нас и воспринималась нами настолько естественно и ненавязчиво потому, что она красива и задевает эмоционально-эстетические струны, близкие и понятные всем людям. А также потому, что была правильная государственная политика эстетического воспитания народа. В этом, в частности, состоял высокий патриотизм пропаганды отечественных культуры и искусства.
 
    Со времени пресловутой «перестройки» у нас эта возможность отнята.Как отнята возможность посещения концертов, оперных спектаклей, по стоимости, доступной в Советское время. Особенно это коснулось школьников, студенчества. Интересуясь  нынешними музыкально-эстетическими пристрастиями внуков, завожу об этом разговор:

  -  Даник (17 лет,11 класс, шахматист, почти отличник), ты когда был на концерте,  -  -  Ну,… в декабре, ездили с ребятами в Питер.
  -  На какойконцерт?
  -  Мы обычно ходим на исполнителя…
  -  Ну, кто исполнитель?
  -  Noize  NC 
  -  Что это означает?
  -  Первое слово – шум, а NC – дисжей, заводила…
  -  Чем понравился концерт? Как музыка? Стиль?
  -  Да мы в основном тексты слушаем. Стиль – рок, реп.
  -  Так это стихи, поэзия? И рифма есть
  -  Есть. Мы называем их текстами
  -  Сколько стоит билет на этот концерт?
  -  В зависимости от времени приобретения. Я купил за 500 рублей. На этот концерт, который будет в апреле мне достался за 400… Чем ближе к концерту, тем дороже. До 900 рублей. На другие группы - дороже. На Сплин - 1200…, ДДТ, Наутилус...

  -  Надя (14 лет, 7 класс, неплохо учится), какая музыка звучит у вас во время занятий? Она посещает кружок современного танца
  - Хип-хоп, - не задумываясь и бодро отвечает Надя, 6 лет проучившаяся в музыкальной школе. В домашних «показах» она демонстрировала нам, чему учат их на занятиях в этом кружке. Танец представляет собой каскад вычурных движений акробатико-физкультурного порядка. Ни намёка на танцевальность, хореографию, пластику, тем более, женственность.

  -  А что в этот «хип-хоп» входит?, - продолжаю допытываться я, -         
  -  Ну-у.. там разное…
  -  Сколько стоят занятия в месяц?
  -  1950 рублей.

    Вот пример всяческого «воспитания» в «современной» школе. Всё учебно-эстетико-художественно-музыкальное воспитание должно быть организовано в ШКОЛЕ по ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРОГРАММАМ и наГОСУДАРСТВЕННОМ обеспечении. Обучение и воспитание детей должно стать одной из главных ГОСУДАРСТВЕННЫХ задач и направлений внутренней ПОЛИТИКИ в стране и КАДРОВОЙ политики в сфере Культуры и Образования.
 
    Ещё о значении и влиянии музыки на психологию человека. Музыка, звук быстрее и сильнее всех «раздражителей» достигает нашего тончайшего из органов восприятия – слуха, самого богатого на ответную реакцию на разнообразнейшие оттенки; подаваемые извне. На различные звуки наш организм откликается различными эмоциональными, психическими, двигательными реакциями.

    Не буду углубляться в эту тему, ибо уже давно известно о положительном влиянии классической музыки на привесы, и увеличение надоев. Какое же благотворное влияние оказывает просто хорошая музыка, тем более, классическая, на душу человека, в особенности, на ребёнка, если заниматься его воспитанием с раннего детства. (!)
 
    Когда мы наблюдаем  большие скопления молодёжи на концертах, мы видим её отнюдь не благородное выражение эмоций, вызываемых адекватной им музыкой, звучащей с эстрады. Чаще –это выплеск негатива, отрицательных эмоций, агрессии. В среде молодёжи и подростков эти эмоции обладают большой заразительной силой. Здесь не нужны работа ума, души… Децибелы, звучащие со сцены прямо бьют по ушам и эмоциям, вызывая ответный «бешеный» адекват...

    Это один из истоков нигилизма, цинизма и отрицания всего и вся, так часто встречаемые у подростков и молодых людей. Все эти детские «вкусы» и пристрастия – плод революции, перестройки, и результат хорошо отлаженной и оплаченной западной пропаганды с  восьмидесятых, грамотно, с учётом психологии выстроенной.

    Кажется, даже непосвящённому понятны все причины, все влияния, что породило нынешний хаос в воспитании и образовании, и надо бы действовать и принимать меры. Но, кажется, наши руководители наслаждаются продолжающимся упадком в этой сфере, тогда как дорог каждый день и час. Надо занимать детей в школе разнообразными интересными делами и выделять на это необходимые средства, как это было в Советской школе.  Ломать – то ведь - не строить!
 
    Почему нынешние дети занимаются наркоманией, становятся беспризорниками, кончают жизнь самоубийством? Потому что в школе разрушены ученические организации – октябрятская, пионерская, комсомольская. Это тот организационный, идеологический каркас, на котором стояла школа. Дети с младшего школьного возраста чувствовали ответственность за свои поступки, в них было желание участвовать в коллективной общественной работе, они готовились к следующему боле взрослому иответственному этапу своей жизни - пионер, комсомолец. Это было стимулом и к улучшению учёбы.
 
    Почему все это было сломано? Пионер – это ведь не обязательно Ленинец, если «организаторам» этого шабаша-перестройеи не нравилась принадлежность звания пионера к этому имени. Комсомольская организация могла быть временно переименована в Российский Союз Молодёжи. Дальше жизнь обычно расставляет всё на свои места, но не была бы разрушена внутренняя дисциплинирующая организационная структура школы. А песни?

              В один момент уничтожены три пласта детского песенного репертуара: октябрятские песни, пионерские, артековские, и комсомольские. Песня – это организующий, духовно объединяющий фактор в жизни любой детской или взрослой организации. Из души детства, отрочества  и старших школьников вырвана и песня. Вот, что такое безголовая, тупая перестройка и последовавшая за ней такая же не дальновидная «революция»!.