Партия 2017 года. Общие виды на власть
Проект Партии 2017 года, как и любой другой замысел или намерение создать политическую организацию, уже давно встал перед необходимостью своего собственного позиционирования в политическом процессе. Вопросов по нему множество, понятно, разом в них не определиться. Сам политический процесс возник не сегодня, история у него продолжительная и содержательная, в ней были не только события, но и глубокое их осмысление, сегодня у проекта есть своя задача - оживить и примерить теорию к проекту, к его пониманию политического процесса.
Появляется и другая сторона дела: проект проникает в существо теории. Эта взаимосвязь и формирует позицию. Проект ищет ясные решения, при этом не исключает возникновение ситуаций, когда та или иная позиция, мнение и высказывание могут значительно отличаться от других, давно известных и ставших привычными. Допускается и то чего нельзя пожелать себе - в будущем сменить свои взгляды на тот или иной вопрос. И при любой убеждённости в соразмерности и соответствия отдельного высказывания содержанию и сущности вопроса, отрицать возможность своей ошибки невозможно. Политика - многоплановый и взаимосвязанный процесс с множеством изменяющихся категорий, в ней каждый новый взгляд и мнение - всего лишь примерка отдельного представления к общей политической теории.
Проект партии 2017 года в последние дни представил ряд принципиальных решений. Они относятся не к отдельным вопросам, а затрагивают свою основу представлений в данной области и создают вид на перспективу общественного устройства и социального взаимодействия. В политическом процессе есть центральный вопрос - он о власти. Сегодня проект подошел к нему - его теории. Точнее, здесь будет рассмотрен общий план сложившихся видов на власть и, как обычно, сформирована проектная позиция по этому представлению, отношению к нему или отдельному вопросу. А сейчас посмотрим на общий план представления власти. На этом участке - первый шаг.
Вернёмся к раннему проектному определению политики. Против 20 существующих определений пришлось сформировать свое. Причина одна - все попавие на лист оказались сложными для использования Другая причина - иной взгляд на политику.
Первый вариант попал под критику. Закономерно. Как результат возник более простой вариант. К примеру, кто-то отторгнет и его. Но для проекта - это простое и универсальное решение.
Последнее (второе определение):
Политика - деятельность, связанная со стремлением к власти, её получением и использованием.
Первое:
Политика - (легитимная) деятельность как участие в процедуре получения, формирования и использования власти для реализации воли и программ.
Второе определение оказалось перегруженным дополнениями. Они убраны.
Центральное звено в политике - базисный элемент в определении - власть. Переходим к существующим видам.
1. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ВИД
Власть как результат стремления к доминированию и верховенству в установлении права и его реализации. Индивидуальный план основывается на природных особенностях( склонности, психика, задатки, стремление)
Здесь проект формирует свою позицию. Она утверждение: обособление власти предстаёт принудительным разделением труда, из которого выделяется правообеспечивающий труд, ставя под контроль и управление весь конкретный труд. Такое выделение, по существу, является первым разделением труда. Таким разделением, которое непрерывно воспроизводится.
= = = = = = =
2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (БИХЕВИОРИСТСКИЙ) ВИД.
Поведенческий вид на власть дал три образа: "силовая модель"; "рыночная модель"; "игровая модель".
- - - - - -
Силовой вид:
господствующая политическая воля, реализуемая принуждением и силой;
истоками выступают зачастую низменные, эгоистические, бессознательные, иррациональные мотивы;
такая модель как незыблемость высшего авторитета в политике
- - - - - - -
Рыночной вид:
Рыночный характер власти:
определяется рациональной организации политики на основе договорного аспекта и рынка власти
раскрывается спросом и предложением; стремлением к выгоде; конкуренцией … .
О правилах - есть честные и нечестные: нарушение законов; пренебрежение моралью; грубое воздействие силой; подкуп должностных лиц; демагогия, шантаж и пр.
О рынке: сделки, обмен ресурсами и потенциалом власти, (лоббирование), раздел сфер влияния, конкуренция за выгодные условия политического влияния, за сферу экономического действия, за контроль и управление процессами.
Как результат - доступ к распределению сырья , реализация экономических интересов согласование их с возможностями правительства, финансами, бюджетом, налогами.
Правило: организация власти на основе способов поиска решений, создающих поддержку граждан, при ограничении насилия. Сама власть должна быть доступна капиталу.
- - - - - - -
Игровой вид на власть:
Подчеркивает различия участников политического и их стратегических намерений и предпочтений. Это способны достижения целей и успеха, связанные с индивидуальными качествами участников.
= = = = = = = = = = = =
3. РОЛЕВОЙ ВИД ВЛАСТИ.
Основывается на представлениях о разделении общества на управляющих и управляемых, властвующих и подчиненных. Выделяется носители властных функций: социальные группы; сословия, касты, классы; отдельные индивиды с особым статусом.
Отношения строятся на зависимости, начальствующие и подчиненные - стороны этих отношений, в которых идёт подавление чужой воли, ориентирование её на достижение начальствующих интересов.
Поляризация интересов и возможностей создаёт вероятность конфликтов и применения силы при их ликвидации и подавлении.
4. РЕЛЯЦИОНИСТКИЙ ВИД ВЛАСТИ.
Формирует власть как субъект отношений, объясняет его отношения с другими участниками политического процесса и властных отношений, представляет власть в разрезе межличностных отношений, раскрывает конкретность содержания властного действия и принуждения.
В общем направлении выделяются концептуальные виды:
а. подчинения и сопротивления: власть предстаёт как правоспособность субъекта к воздействию на объект с целью принуждения и подавления.
б. легитимного господства: основанного на мотивации - стимулировании и взаимной адаптации политических агентов.
в. обмена ресурсами: через реализацию потребности объекта в ресурсах, которыми располагает субъект.
г. раздела зон влияния, когда происходит распределение зон влияния и контроля по сферам деятельности.
д. применения ресурсов или способов воздействия: использование методов и средств увеличения силы и влияния: утилитарные, принудительные, нормативные.
Все рассмотренные виды на власть на центральное место в политическом процессе и отношениях власти ставят человеческий фактор.
= = = = = = = = = = = = =
Много внимание уделено видам на власть, при этом оказалось, из поля зрения ушло раскрытие её определения. Что-то надо сделать, есть свое старое. Обратился к нему не нравиться. Пожалуйста, был момент - срочно требовалось определение - виноват. Он использовался только в обсуждении термина политики. была импровизация. Сейчас то, что было:
Власть - право осуществлять волю её обладателя - даёт возможность её применения и осуществления в любых областях.
Надо переделывать. Люди, мы с Вами уже подготовленные, давайте попробуем. Вспомним натуралистический вид на власть. И что там говорилось, что нам надо взять в определение? Далее смотрим на п.п. 2,3,4. Получаем.
Власть – субъект легитимного доминирования и верховенства своего права в среде социального взаимодействия
Это определение будет жить до Вашего замечания.