Оружейный барон. Рецензия на фильм

Татьяна Гармаш
7 января 1964 года - День рождения Николаса Кейджа.

***

Фильм "Оружейный барон", производства США, был снят в 2005 году. У нас он вышел в прокат в 2006 году,
я как раз в то время работала в новом четырёх-зальном  кинотеатре. В основном мы, киномеханики,
смотрели фильмы в окошечко из кинопроекционной. А тут я решила пойти в зал и посмотреть его
нормально. И не пожалела, фильм оказался стоящий. Я даже могу сказать, что это лучший фильм 2006 года,
хотя и шёл он практически при пустом зале и продержался в прокате не больше недели.

Спустя какое-то время я даже приобрела его себе, когда он появился на диске.
И с тех пор всем своим знакомым советовала его посмотреть, ибо такие фильмы можно
смотреть не один раз. Лично я периодически его пересматриваю.

Сложно назвать жанр, к которому его можно отнести, это ни мелодрама, и уж тем более ни комедия,
это ни приключения, и уж никак ни боевик. Хотя наши прокатчики все фильмы, где стреляют,
безоговорочно относят к боевикам. По их понятиям, это видимо триллер.

Помню, как я однажды  решила сделать подарок одному своему знакомому, которого я очень уважаю.
Сделала копию этого фильма, вложила в коробочку с картинкой и преподнесла в знак признательности,
довольная от мысли, что у человека появится возможность посмотреть такой замечательный фильм.
И вот когда я спросила у него по телефону, понравился ли фильм, он сухо ответил: "Это не моё"…

Вот тебе и на, вот тебе и здрасьте… Ну, конечно, не его (он ведь музыкант), и не моё (я всего лишь киномеханик)
и вообще это ничьё и никого не должно касаться и волновать…

Фильм-то по всем соображениям политический! Главный герой фильма, ведя рассказ о своей жизни от первого лица,
обыкновенный торговец оружием, каких немало везде. Со временем его бизнес разрастается,
и он становится поставщиком оружия во многие горячие точки нашей планеты. Когда окружающие его близкие люди
начинают понимать весь ужас этого бизнеса и пытаются его остановить, он легко находит себе оправдание –
ведь он никого не убивает. Кроме того, в отличие от алкоголя и наркотиков, на его оружии есть предохранитель…

И даже когда агент  Интерпола, сев ему "на хвост", ловит его с поличным, он остаётся непоколебим в своих
убеждениях и правоте. Таков и его оправдательный монолог:

"Я действительно якшаюсь с самыми гнусными и жестокими людьми, которые называют себя вождями.
Но некоторые из них, враги ваших врагов. Главный торговец оружием – это ваш босс, президент Соединённых Штатов,
который продаёт в день больше, чем я за год. Порой ему неудобно оставлять свои отпечатки пальцев на пушках.
Иногда ему нужен честный делец, вроде меня, чтобы поставлять тем, кому он поставлять не может.
Так что считайте меня злом. К несчастью для вас, я необходимое зло".

Козе понятно, что после таких слов, сказанных главным героем агенту Интерпола, фильм "Оружейный барон"
уж точно никогда не будет выдвинут на премию "Оскар". И никогда его не станут рекламировать как
"Пиратов Карибского моря". Вот и проходят такие значительные ленты при пустых залах, не замеченные
ни публикой, ни критиками.

А фильм из разряда таких лент, как "Генералы песчаных карьеров". Помню, в советские времена этот фильм
никого не мог оставить равнодушным, и смотрела его вся страна. Если там дети умирали от голода,
то здесь их просто убивают, как физически, так и морально, вкладывая им в руки оружие.

Фильм поставлен прекрасно, потрясающий зрительный ряд, отлично подобранная музыка.
Бесподобная игра всех актёров. Да что говорить, фильм, особенно его конец, уж поверьте,
достоин быть разобран на цитаты. Приведу только некоторые.

"В жизни может быть две беды: одна не получить того, что хочешь; вторая – получить".

"Кто воюет со своей природой, обречён на поражение".

"Все заняты убийством друг друга, в этом секрет выживания".

"Зло побеждает, когда добро бездействует".

Не понимаю?! Как же такой фильм может не трогать? Весь ужас в том, что все мы равнодушны к тому,
что до поры до времени нас не касается. Не моё это! Не наше! Вот так и живём…

Подведу черту словами, сказанными в финале агентом Интерпола главному герою:

"Я послал бы вас в ад, но вы и так живёте в нём…"

Фильм "Оружейный барон" США 2005 год
Режиссёр и автор сценария - Эндрю Никкол.
В ролях: Николас Кейдж, Джаред Лето, Итан Хоук и др.

                ***