Глава 8. Вольдемар

Антонина Романова -Осипович
Мишель любила театр. Дома родители часто устраивали небольшие спектакли, наряжались, играли роли древних героев и героинь, но по-настоящему она ещё никогда не видела такого зрелища. Мир превращался в сказку. Красивая, элегантная публика, мистическое настроение, запахи, движения актёров, музыка и голоса, наполнявшие всё пространство зала. Восторг заполнил все её существо.

- Вам понравилось? – лукаво спросил кавалер.

- Разве может такое не нравится, - вздохнула его молодая спутница.

Они ехали домой, но Мишель никак не могла опуститься на землю с небес. Представляла себя на сцене, как она поет и даже танцует. Мысли  были ещё далеко, когда она услышала.

- А я вам нравлюсь?

Девушка отвела глаза:

- Вы тоже не можете не нравиться.

Они рассмеялись, стало спокойнее сидеть рядом с совсем чужим человеком, да ещё с мужчиной.

- Получается, что я – театр.

- Мы все театр, каждый играет роль. Только у некоторых получается лучше, а других хуже.

- Кого же я играю, скорее всего героя?  Иначе я не согласен.

- Посмотрим, пока я не поняла.

- А вы мне кажетесь естественной, настоящей. Без грима и общих фраз.

- Спасибо за комплимент, но вы ошибаетесь. Я такая же, как все. Вот сейчас притворюсь очень усталой и быстро уйду, не оглядываясь.

-Тогда я выберу себе роль безразличного эгоиста, хотя мне трудно будет это сделать.

Мишель взглянула на молодого человека и улыбнулась:

- А вы постарайтесь.

Ушла она, как и обещала, не оглядываясь. Мэри бросилась к ней с порога.

- Рассказывай скорей. Целовались?

- Вот ещё.

- Жалко, я думала, что целовались. Или ты обманываешь?

- Лондонский театр, волшебный. Я туда ещё хочу, вместе с вами, - перевела тему Мишель.

Мадам Элен взглянула на девушку, вздохнула, но промолчала.  Через неделю позвала обеих и объявила:

-Девушки, мне нужно уехать. Сын зовет в гости, на месяц. Вы тут не скучайте, следите за домом, а главное за своим здоровьем. Мэри, если придет постоялец, не выгоняй, а сдай ему дальнюю комнату.

- Какой ещё постоялец?

-Увидишь, сейчас мне нужно собираться. Завтра я уеду, недалеко. Если что, то зовите, пришлите экипаж и через час я с вами. Но постарайтесь сами, взрослеть пора. Особенно Мэри.

Ночью Мишель опять снился Александр. Он смеялся и обнимал её за плечи. Просыпаться не хотелось, но продлить счастье невозможно, если оно не настоящее.

- Может, увидимся скоро, - подумала она, - Жизнь только начинается.

А жизнь бурлила в стенах университета. Студенты факультета изобразительных искусств спорили постоянно, искали истину, рассуждали о Боге, об искусстве и свободе. Мишель любила эти споры, но девушки не поддерживали её увлечений, они интересовались другими вещами.

-Ты где покупала эти перчатки? На  Трафальгарской площади? Хочу такие же, в воскресенье туда непременно съезжу.

Француженке, любившей и новые платья и шляпки, все же скучно было говорить только о них. Её тянуло к мужской компании, к умным разговорам. Молодые студенты считали Мишель своим другом и интересным собеседником. То, что она красивая девушка, поэтому и мужчины всегда были ей рады, она как будто и не замечала.

- Мишель, вон твой поляк идёт, - ревниво сообщали  однокурсники.

Вольдемар шел к ней через толпу студентов, нисколько не смущаясь, с гордо поднятой головой.

- Мадмуазель, я к вам. Сегодня у моего друга день рождения. Не соизволите пойти со мной?

- Но я там совершенно ни с кем не знакома.

-Так я вас представлю. Будут даже преподаватели. Обещаю, не соскучитесь.
Мишель кивнула и отправилась на занятия.

- Сегодня, в семь вечера. Я за вами приеду.

- Хорошо.

Теперь её мысли отступили от высоких материй, а опустились гораздо ниже.

- Что я надену? – эта простая женская проблема не выходила из  головы.
 Она шепотом спросила соседку по мольберту:
- Маргарет, ты же разбираешься в лондонской моде? Где мне лучше купить платье?

- Для вечеринки или для театра.

- Для вечеринки.

- Поздравляю, ты выходишь в свет. Давай после занятий вместе съедим, все тебе покажу.

- Спасибо.

Фиолетовое платье выбрали не случайно. Оно очень гармонировало с цветом кожи Мишель, да и фасон был великолепен.

-Вот это и покупай, не сомневайся. Сиреневые перчатки и шляпку, и ты неотразима.

-Ещё раз спасибо. Никак не могу привыкнуть к английскому стилю.

-Это просто. Слишком много читаешь книг, иногда стоит и собой заняться. Такого кавалера имеешь, даже непонятно почему он тебя выбрал.

Мишель не стала обижаться. Она достаточно часто слышала от подруг эту фразу. Красавец и простушка, так их за глаза называли сокурсницы. Все чувствовали в Мишель скрытую тайну таланта. Такие как она пугали мужчин, но и притягивали одновременно. Казалось, что если она сама выберет себе мужчину, то так и будет правильно.

Компания, в которую попала Мишель, отличалась от всех, в которых она когда-то бывала. Безрассудно веселясь, они много пили вина и виски, не соблюдая никаких общепринятых приличий. Мужчины, в основном представители среднего класса, напоминали ей отца, если не считать их стремления к полной безответственности за сказанное слово. Не хватало маминой аристократичности и в женщинах. Но, ей было весело. Вино действовало, молодость рвалась наружу, сметая все условности, которые ей внушала мама. Случайно она услышала шепот Константина, русского друга Вольдемара:

- Она ничего, одобряю. Но больно правильная, боюсь что ты не получишь того, чего хочешь. Дерзай!

Обидевшись, она решила не разговаривать с Вольдемаром, но долго не выдержала. Забыла о воспитании и просто веселилась. Она теперь вообще редко вспоминала о маме с папой, писала не больше одного раза в месяц. Чаще за неё писала Мэри.
Все студенты старшекурсники факультета отличались особым беспечным нравом. Курили сигареты, ездили на пикники, рисовали друг друга в обнаженном виде. Все стало возможно и для Мишель. Попробовать, почувствовать, испытать, ей захотелось стать как все. Стихи больше не писала. Вольдемар с Константином  часто ночевали в доме мадам Элен, в гостиной. Мэри кормила их, но постоянно приговаривала:

- Вы если обидите мою Мишель, я вам не спущу.

Мишель только смеялась:

- Мэри, я сама смогу себя защитить. Мы просто друзья.

- Знаю я этих друзей, вон как глазки бегают.

Но всё изменилось, когда однажды  утром в дверь постучались. Мэри открыла и очень удивилась, увидев на пороге дома молодого человека лет тридцати.

- Извините, вы комнату сдаете? – спросил он у ошеломленной девушки.

- Сдаем, - выдохнула она.

- Слава богу, а то я уже устал искать.

Мэри проводила Джона до дальней спальни, которую никто не занимал уже лет сорок. Хорошо, что недавно она проводила генеральную уборку и протерла там всю пыль. Новый жилец занёс свои вещи и закрыл дверь.

- Нет, ты видела!? Мадам Элен предупреждала меня,  но  я не очень верила.

-А что ты так разволновалась? Симпатичный мужчина, невысокий, но милый.

С этого дня Мэри особенно усердствовала на кухне. Вкусно и много готовила, краснела, когда Джон хвалил её стряпню. Старшая подруга совсем перестала контролировать Мишель, забывала писать письма родителям во Францию, даже позволяла всей компании жить в доме неделями. Каждая из девушек зажила своей жизнью.
Университет «Англия Раскин»  находился не очень далеко от дома мадам, и это позволяло всем новым друзьям Мишель весело проводить выходные в маленьком саду, на первой весенней травке. Джон  оказался начинающим юристом. Он часто спорил с неугомонной молодежью, считая себя взрослым и правым.

-Долой все ваши законы, главное творчество и свобода, - кричал пьяный Константин.

-Ну как же так. Будет анархия. Люди ещё не могут жить правильно, если не будут бояться законов.

-Если законы так хороши, то почему женщины не голосуют? – вмешивалась в мужской спор Мишель.

-Я надеюсь, ты уже выбрала меня? – смеялся Вольдемар.