Великое сомнение на Великий Пост, ВВП

Леонид Черненко
Нет способа лучше, чтобы укрепиться в вере, чем сомнение, снятие которого и укрепляет веру. Усомнимся же мы ни в чём ином, как в особом пути христианства – в Православии, - что есть такая особая вера.

Сколь труден вопрос определения веры как Православного Вероучения видно из неоконченного обращения в ИНТЕРНЕТе http://drevo-info.ru/articles/109.html Здесь вопрос глубоко затронут, но мне хочется всё же дать временное определение, которое было бы короче приведённых в ссылке соображений.

Исходить будем из молитв, как мы молимся…

Преподобный Серафим Саровский в своем кратком молитвенном правиле для мирян заповедовал читать молитву “Отче наш” (3 раза), “Богородице дево радуйся” (3 раза) и “Символ веры” – 1 раз.

“Держась этого правила”, говорит о. Серафим, “можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры”.

Текст молитвы:

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Здесь http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/17.htm можно прочитать объяснения терминов встречающихся в Символе Веры.

Символ веры — это то, чем в идеале должен отвечать Православный христианин на вопрос: «Во что, собственно ты веришь?» (см. здесь http://www.molitva.gr/category/simvol/ ). Но…

и приведённые выдержки длинные, хочется всё же ещё короче.

Для того, чтобы выработать краткое резюме Православной Веры, сделаем работу во время Великого Поста, а потом подытожим её. Мы уже сказали, что при этом будем сомневаться и снимать сомнения. Почему мы приурочили этот вопрос к Великому Посту?

Ответ на последний вопрос скоро станет понятным. В сущности он связан с желанием прожить Четыредесятницу так, чтобы подойти к Пасхе.

Великий Пост – это время приготовления к самому большому христианскому празднику – Воскресению Христову или Пасхе: «Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную). См. здесь http://drevo-info.ru/articles/163.html

Итак, исходить будем из молитв…

и за основу возьмём Символ Веры. Прежде всего мне самому необходимо знать эту молитву наизусть, чего пока не знаю. Прости Господи!

Знание молитвы наизусть приучает мысль к порядку, навыку, в котором смысл её становится ясным, так как Сам Господь помогает принять её сердцем.

Ответить на исходный вопрос необходимо будет в рамках сравнительного религиоведения, труднейшей дисциплины из всех известных мне. Мы будем размышлять, искренне принимая религии на душу, а такими религиями будут христианство и ислам. Почему так? Это прихоть автора, он принимает это ввиду главных конфессий современной религиозной России. Аминь.