Деньги на ветер

Вера Подколзина
Нельзя сказать, чтобы Светка Лукина была человеком высокой нравственности. Нельзя было бы сказать про нее, что она достигла десятой степени просветления дао.  Неправда и то, чтобы она строго соблюдала посты и церковные обряды. Вряд ли даже она могла бы точно сказать, какие церковные праздники отмечаются в этом месяце. В общем, она была обычной молодой женщиной, не особо напрягающейся по поводу какой-то там прописной морали.

Но любой брошенный котенок или  потерянный пекинесс, повстречав Светку,  мог твердо рассчитывать на Светкину защиту и действенную помощь. Светка пристраивала в добрые руки котов, собак, а также своих подопечных людского рода, оказавшихся, что называется, «в трудной жизненной ситуации», а такие подопечные у адвоката Лукиной в связи с работой случались постоянно. Поэтому друзей у нее была масса, а вот денег — не густо.

Так вот однажды к нашей героиней случилась такая странность. Выходила она как-то из Макдональдса, который на Пушкинской. Московская зима была уже на излете, шел пушистый снег, мгновенно тающий и растекающийся под ногами чавкающей грязью, месимой толпой до угольной черноты.
И практически спиной, на самом повороте головы, Светка поймала чей-то взгляд. Даже не сам взгляд, а чье-то ищущее присутствие. Светка обернулась. Маленькая старушка с нелепым черным ридикюлем стояла перед дверьми Макдональдса с протянутой рукой.

Светка дурой не была. И про мафию, курирующую нищих Москвы, знала не понаслышке, а по роду деятельности. Но какая-то сила подхватила ее и поставила перед старушкой.
Бабушка посмотрела на молодую женщину. Глаза ее были большие, в морщинках, но  светло-лучистые. Черная толпа втекала в Макдональдс и вытекала обратно. Вряд ли она были бы более одиноки на берегу необитаемого острова.
Светка дурой не была. И знала, что профессиональный нищий вовсе не обязательно похож на профессионального нищего.
Бабушка все так же спокойно смотрела на Светку светлыми лучистыми глазами, вылинявшими с годами до белой голубизны.
И Светка сказала себе: «Нет. Нет. Я не верю, что это очередной лохотрон. Этой женщине нужна помощь.»

-Здравствуйте.
-Здравствуйте, доченька. Дайте сколько не затруднит.
Светка порылась в кошельке. Двести пятьдесят рублей с мелочью. Двести рублей с мелочью высыпала в руки женщине. Себе оставила полтинник. С одной стороны, ни на что не хватит. С другой стороны, Светка ехала домой, а бензина  - почти полный бак.
-Ой, доченька, спасибо, так много...
-А что у вас  случилось?
-Слепну я, доченька. На операцию собираю. Один глаз прооперировали хорошо, видеть стала — а на другой денег нет. Мне 86 лет уже.
-А дети что ж не помогают?
-Дочка у меня. Но тоже инвалид, на пенсии.
-А много ли надо на операцию?
-Двадцать тысяч надо. А взять негде. Вот решила пособирать.

Бабушка была маленькая, потерянная, но в этой сухонькой фигурке еще угадывалась порода, в этом увядшем лице еще угадывалась интеллигентная тонкая красота. «Точно -  лохотрон, - подумала Светка, - и на слишком уж хорошем месте стоит бабушка...».
Лучистые глаза. Вязаная шапочка.
Лохотрон. Разводка. А с другой стороны — вот стоит одинокая женщина. И надо-то ей всего двадцать тысяч. Но взять их негде. И жизнь позади, и обратиться не к кому. А впереди — слепота и смерть.
А ты пройди мимо, восхитись собственной проницательностью. Не дай себя развести.

-Я привезу вам деньги на операцию, - неожиданно для самой себя сказала Светка и закопалась в сумке, отыскивая ручку. - Вот. Это мой телефон. Позвоните мне сегодня и мы договоримся о встрече.
-Ой, доченька, спасибо..., - и старушка спрятала бумажку с номером в свою черную нелепую сумку с медяками на дне.
-А как вас зовут?
-Яна Ивановна Ясминская.
Ничего себе имечко.. - подумала Светка Лукина, происхождения сугубо пятиэтажково-пролетарского.
-Я не дура. Нет, я не дура, - уговаривала себя в машине Светка. Я дам ей денег на операцию. Но на операцию. То есть я оплачу счет.  А наличными в руки не дам.

-Вот так я и пообещала ей денег, - закончила Светка свой рассказ Одному Приятелю.
-Да ты с ума сошла!, - захохотал Один Приятель. - это профессиональная попрошайка!  Это деньги на ветер! Ты что, офигенно богатая?! Откажись, ну ляпнула глупость и ляпнула.
-Я не могу отказаться, - тихо сказала Светка. - Пусть деньги на ветер. Пусть. А вдруг правда?
-Ну и дура, - сказал Один Приятель.
-Ну не умру я в крайнем случае из-за этих двадцати тысяч, - ответила Светка, - заработаю.
Мужу Светка даже рассказывать не стала. Скручивание по рукам и ногам с отобранием ключей и кошелька.
Вечером бабушка Яна позвонила Светке. Долго благодарила и извинялась. Решено было встретиться завтра, там же, на Пушкинской.

Поздней ночью Светка проснулась. Глупое происшествие не выходило из головы. С одной стороны — действительно, вполне возможен развод ее, дурочки, на деньги. С другой — если бабушка сказала правду, как страшно ей, никому не нужной и практически слепой, в центре Москвы, с протянутой первый раз в жизни рукой.

Яна Ясминская...Имя непростое....Если ей 86 лет, она где-то 1926 года рождения...
Милая интеллигентная старомосковская семья, в которой родилась  очаровательная Яночка Ясминская - как любили эту девочку, какая фонетическая точность имени! Яна-Ясминская.. Тихие звуки фортепьяно, лошади под окном, каток, стиль модерн...Отцовская библиотека, полная старых фолиантов, квартира в центре  - и потом война, бомбежки, визг сирен, лучи прожекторов...
И такая долгая, долгая, долгая жизнь...И Макдональдс в черном тающем снегу — в ее конце. И страшно, так страшно, ведь сердцу человека всегда 25, это глупому старому телу — 86...

Следующий день был выходной, и, кстати, Светка уже месяц назад взяла для своего сына, восьмилетнего Никиты (ну для себя тоже), билеты в цирк. Поэтому было решено сначала съездить к бабушке Яне на Пушкинскую, а в цирк потом.
Выйдя на Пушкинскую, Света с Никитой вдруг оказались в центре политической жизни страны. Светка увидела перед собой толпу с лозунгами, восьмилетний Никита — семерку жигулей с газовым баллоном, с помощью которого молодые парни выдували огромные желтые воздушные шары. На каждом шаре была нарисована улыбка.
Никита был обаятельным парнем, и своего не упустил. С подаренным оппозиционерами огромным желтым воздушным шаром он гордо шел за ручку с мамой мимо гудящего митинга.
-Бизнес должен быть социально ответственным! - завывал митинг. Качались лозунги, гремела толпа. Над толпой качались десятки желтых солнц с улыбками.

Бабушка Яна еще не подошла, и, разумеется, Никита затащил маму в Макдональдс. Светка заказала сыну хеппи-мил, усадила Никиту за столик — и в окне увидела знакомую фигурку.
-Здравствуйте.
-Здравствуй, доченька, - разулыбалась бабушка Яна., - вот приступ у меня ночью был, думала, умру. А я вот хотела тебе справки показать, чтобы ты не думала, я  тебя не обманываю!
Действительно, в руках бабушки Яны была амбулаторная карта.
-Я привезла деньги, возьмите.
-Ой, доченька...А мне ведь столько не надо. Это операция стоит двадцать тысяч, а девять-то у меня есть. Мне надо только одиннадцать.
Тут Светка окончательно убедилась, что это не разводняк. Попрошайка сгребла бы все двадцать. Светка поцеловала бабушку Яну и попросила сообщить ей, как пройдет операция. Попрощались очень тепло. Светка вернулась к Никите в Макдональдс. Пока Никита обедал, пока капризничал, не желая одевать шарф, потому что крутые парни шарфов не носят — прошло минут двадцать.

Выйдя из Макдональдса, Светка увидела...бабушку Яну на прежнем месте. «Зачем она здесь стоит до сих пор? Ведь она получила деньги....значит, все-таки профессиональная попрошайка...» - Светке стало так грустно-грустно и одновременно гадостно. Дело было даже не в деньгах, брошенных на ветер - хотя и в них тоже — деньги на Светку не падали с неба. Грустно стало.
Через несколько дней бабушка Яна позвонила сама.
-Доченька, здравствуй.
-Здравствуйте, Яна Ивановна.
-Поехала я домой с Пушкинской — а деньги у меня в рукавичке были — а сумку-то и потеряла. А живу я одна, а в сумке ключи были, а дверь железная...
       «Сейчас она скажет, что ей еще нужно денег...,» - обреченно и как-то отстраненно  подумала Светка.

-Поехала я назад, пошла к милиционеру — так сумку мою и нашли. Везет мне на хороших людей, доченька.
Светка вдруг поняла, что перед ней никакая не попрошайка, что ее первое впечатление оказалось совершенно верным — перед ней старая одинокая женщина, которой не с кем поговорить. И уже тепло улыбаясь, выслушала Светка про сумку, которую женщина со сказочным именем Яна Ясминская потеряла, а потом нашла, а в сумке ключи были, и как она волновалась, а деньги-то у нее были в рукавичке, а операция будет, и будет благодаря ей, Светке...

И в голове Светки все время разговора крутилась неизвестно откуда взявшаяся дурацкая фраза:
-Бизнес должен быть социально ответственным!