Швербот Электрон

Борис Калашник
               
                Ш В Е Р Б О Т       Э Л Е К Т Р О Н

http://youtu.be/13efoewYpfA  древний киноролик про швербот.

          Эге!  Только  в  серёдке  текста,  при описании  шверта,  сообразил,  что  правильное  название будет с буквой т  -  швертбот. Да  ляд с ней с этой  правильностью.  Мне  больше  нравится - швербот.

   Когда зафурыкала    ЭВМ  М-20,  то  появилось много свободного времени.  Ведь существует парадокс - чем лучше работает техника, которую ты обслуживаешь, тем больше у тебя свободного времени.  Прыплюсовалаись ещё два фактора:  свободный подвал и увлечение Репко /начальник первого отдела/ рыбалкой.

   На заре существования ВЦ подвал под отделом кадров /епархия Тараканова/ отзывался гулким эхом пустоты. Это юго-западный угол директорского корпуса. Вот его то я втихаря и прихватизировал.

   Репко закупил отличной водостойкой авиационной фанеры и заказал в ОП / опытное производство/ штук 15-20 рыбацких лодок с обрубленными носами /носовые транцы/. Тогда я удивлялся - зачем такое уродство. И только теперича до меня дошло - для крепления удочек! А вот фанеру раздобыл отличнейшую!  Все мои попытки в дальнейшем раздобыть подобную провалились.  Тогда я умудрился у него выцыганить несколько листов и выписать на ВЦ.

  Пока я в одиночестве возился в подвале, все выцешники ехидничали и подначивали, пока не увидели законченный корпус швербота. Вот тогда появились помощники. Наибольшее участие проявлял Тишко. Тем более что отвечал за подвал ВЦ /холодильные агрегаты, кондиционер/.

 Ян Комисаров помог с парусом. Он почему то отвечал за затемнение актового зала ФТИНТа  и на парус пошли остатки чёрной ткани для штор. Тишко помог с покраской корпуса и вдобавок облагородил чёрній / вот черт - клавиатура переключилась на мову, а я не могу никак перейти на русскую, чтобі избавится от єнтой чёртовой ііііііі/  парус цветнім рісунком. / Ладно, 4-40 можно и поспать/

ыыыыыы - уря! Это напоминает мне анекдот времён М-222. В одном харьковском НИИ минская ЭВМ стояла на 4 этаже, а  питающая её генераторная была в подвале. Так чтобы перезапустить зависшую операционную систему приходилось бегать в подвал и выключать на мгновение питание! Так и чичас - выключил нубук, поспал, включил и мова исчезла. Возвратилась русь. А  как я перешел на мову - хоть убей, не понимаю! Я  ещё  зелёный  ноутбутчик.  Толи  дело  команды  М-20.  Досих  пор  помнятся!

   Приходится повторять. Тишко облагородил чёрный парус цветным рисунком. Громадное красное солнце выполняло роль воздушного шара, к которому была прикреплена корзина с двумя гавриками. Насколько помнится, один смотрел в подзорную трубу, а второй снимал кинокамерой.

    Тот же Тишко провернул дело с первыми плаваниями:  договорился с забегаловкой на пляже Лозовеньковского водохранилища и мы хранили наш парусничек у них во дворике. Как доставили туда, уже не помню. Но с вывозом через проходную  проблем явно у меня не было. Выручала дружба с Репкой. Звонок начальника Первого отдела  /филиал КГБ  в  институте/ на проходную решал все мои проблемы.

    На Лозовньковском  водохранилище наш швербот был, насколько помнится, единственным плавсредством больше автомобильной камеры. Был такой ажиотаж среди пляжной публики, что трудно было сойти на берег. А когда Тишко продемонстрировал оверкиль, то вычерпывать воду сбежался весь пляж.  Я этот эпизод хорошо запомнил, потому что заснял на кинокамеру и это кино много лет вызывало бурный восторг во время многочисленных ВЦшных пьянок.

  А потом какие то дела отвлекли от ЭЛЕКТРОНА.  И одно лето его вывозил Павлюк на рыбацкую базу на Печенежском водохранилище. Тогда ФТНТовского концлагеря ещё не было - на пляже стояло только пара кунгов /будка с военного авто/ для рыбаков.

 Откуда  такое  название?  С  неба - тогда  запустили  спутник  под  таким  названием,  и  был  всеобщий  галдёж.  Лепил  швертбот не  на  глазок,  а по чертежам  из  какой то брошюрки.  Шверт  -  это  выдвижной  киль у  яхочки.  При  приближении к  берегу он  убирался  из-под днища  в  швертовый  колодец и  яхточку можно  было  свободно  вытаскивать  на берег.

Яхочка-яхточка,  но  на ней  я  катал  человек  по 10  за  раз.  Сперва  у  неё было  гафельное вооружение.  Так  было  на  исходных  чертежах.  И  самодельный  чёрный  парус.  Но  потом  я  собрал парусную секцию во  ФТИНТе,  мы  разбогатели  под  эгидой  профкома  и  ЭЛЕКТРОНУ  достался заводской  парус.  Кажется,  от ФИНА /заводская  гоночная  яхта/. Конечно,  мачту  пришлось  заменить  под  новый  парус.

Но в первой харьковской  парусной регате он  участвовал  под  чёрным  пиратским  парусом!
http://youtu.be/Gr-vjyphruc ролик про первую Харьковскую регату.

Электрон  был  торжественно  сожжён  на территории харьковского  яхтклуба  в  Старом Салтове  в  честь  спуска АЛИСЫ - крейсерской  яхты  на 4 спальных  места.  Ещё  тот  был  костёр.  Оказалось,  что  на  высоте  метров 6  над  костром  проходила  телефонная  пара  от  яхтклубовского  телефона.

 Изоляция  сгорела,   и на  следующий  день  пришлось  срочно  добывать  кусок  кабеля.  От  ЭЛЕКТРОНа  оставил  только  деталь,  которая  крепила  транец к  продольному  килю.  Она  носит  какое то  вполне  определённое название - забыл.   Но  эта  деталюха  ещё много  лет  болталась  в  кормовом  отсеке  АЛИСЫ.
http://youtu.be/JOYa9QoVno4  ролик про Алису.

9.1.12  Пидпыс.
26.2.2012. Проверено, мин почти нет. Коржов! Я исправляюсь, вумный редактор учит меня грамматике.


27.12.12. Вывесил на You Tube под паролем БОРИС КАЛАШНИК несколько видеороликов на общественной вешалке. Самый старый - за 65 г! Многие кинособытия описаны здесь, в моих мямуарах. Любопытные - смотрите, не жалко.

И там есь коносёмки 70х годов, где Электрон лихо вышивает около ФТИНТовского пляжа.