Швербот Электрон
Ш В Е Р Б О Т Э Л Е К Т Р О Н
http://youtu.be/13efoewYpfA древний киноролик про швербот.
Эге! Только в серёдке текста, при описании шверта, сообразил, что правильное название будет с буквой т - швертбот. Да ляд с ней с этой правильностью. Мне больше нравится - швербот.
Когда зафурыкала ЭВМ М-20, то появилось много свободного времени. Ведь существует парадокс - чем лучше работает техника, которую ты обслуживаешь, тем больше у тебя свободного времени. Прыплюсовалаись ещё два фактора: свободный подвал и увлечение Репко /начальник первого отдела/ рыбалкой.
На заре существования ВЦ подвал под отделом кадров /епархия Тараканова/ отзывался гулким эхом пустоты. Это юго-западный угол директорского корпуса. Вот его то я втихаря и прихватизировал.
Репко закупил отличной водостойкой авиационной фанеры и заказал в ОП / опытное производство/ штук 15-20 рыбацких лодок с обрубленными носами /носовые транцы/. Тогда я удивлялся - зачем такое уродство. И только теперича до меня дошло - для крепления удочек! А вот фанеру раздобыл отличнейшую! Все мои попытки в дальнейшем раздобыть подобную провалились. Тогда я умудрился у него выцыганить несколько листов и выписать на ВЦ.
Пока я в одиночестве возился в подвале, все выцешники ехидничали и подначивали, пока не увидели законченный корпус швербота. Вот тогда появились помощники. Наибольшее участие проявлял Тишко. Тем более что отвечал за подвал ВЦ /холодильные агрегаты, кондиционер/.
Ян Комисаров помог с парусом. Он почему то отвечал за затемнение актового зала ФТИНТа и на парус пошли остатки чёрной ткани для штор. Тишко помог с покраской корпуса и вдобавок облагородил чёрній / вот черт - клавиатура переключилась на мову, а я не могу никак перейти на русскую, чтобі избавится от єнтой чёртовой ііііііі/ парус цветнім рісунком. / Ладно, 4-40 можно и поспать/
ыыыыыы - уря! Это напоминает мне анекдот времён М-222. В одном харьковском НИИ минская ЭВМ стояла на 4 этаже, а питающая её генераторная была в подвале. Так чтобы перезапустить зависшую операционную систему приходилось бегать в подвал и выключать на мгновение питание! Так и чичас - выключил нубук, поспал, включил и мова исчезла. Возвратилась русь. А как я перешел на мову - хоть убей, не понимаю! Я ещё зелёный ноутбутчик. Толи дело команды М-20. Досих пор помнятся!
Приходится повторять. Тишко облагородил чёрный парус цветным рисунком. Громадное красное солнце выполняло роль воздушного шара, к которому была прикреплена корзина с двумя гавриками. Насколько помнится, один смотрел в подзорную трубу, а второй снимал кинокамерой.
Тот же Тишко провернул дело с первыми плаваниями: договорился с забегаловкой на пляже Лозовеньковского водохранилища и мы хранили наш парусничек у них во дворике. Как доставили туда, уже не помню. Но с вывозом через проходную проблем явно у меня не было. Выручала дружба с Репкой. Звонок начальника Первого отдела /филиал КГБ в институте/ на проходную решал все мои проблемы.
На Лозовньковском водохранилище наш швербот был, насколько помнится, единственным плавсредством больше автомобильной камеры. Был такой ажиотаж среди пляжной публики, что трудно было сойти на берег. А когда Тишко продемонстрировал оверкиль, то вычерпывать воду сбежался весь пляж. Я этот эпизод хорошо запомнил, потому что заснял на кинокамеру и это кино много лет вызывало бурный восторг во время многочисленных ВЦшных пьянок.
А потом какие то дела отвлекли от ЭЛЕКТРОНА. И одно лето его вывозил Павлюк на рыбацкую базу на Печенежском водохранилище. Тогда ФТНТовского концлагеря ещё не было - на пляже стояло только пара кунгов /будка с военного авто/ для рыбаков.
Откуда такое название? С неба - тогда запустили спутник под таким названием, и был всеобщий галдёж. Лепил швертбот не на глазок, а по чертежам из какой то брошюрки. Шверт - это выдвижной киль у яхочки. При приближении к берегу он убирался из-под днища в швертовый колодец и яхточку можно было свободно вытаскивать на берег.
Яхочка-яхточка, но на ней я катал человек по 10 за раз. Сперва у неё было гафельное вооружение. Так было на исходных чертежах. И самодельный чёрный парус. Но потом я собрал парусную секцию во ФТИНТе, мы разбогатели под эгидой профкома и ЭЛЕКТРОНУ достался заводской парус. Кажется, от ФИНА /заводская гоночная яхта/. Конечно, мачту пришлось заменить под новый парус.
Но в первой харьковской парусной регате он участвовал под чёрным пиратским парусом!
http://youtu.be/Gr-vjyphruc ролик про первую Харьковскую регату.
Электрон был торжественно сожжён на территории харьковского яхтклуба в Старом Салтове в честь спуска АЛИСЫ - крейсерской яхты на 4 спальных места. Ещё тот был костёр. Оказалось, что на высоте метров 6 над костром проходила телефонная пара от яхтклубовского телефона.
Изоляция сгорела, и на следующий день пришлось срочно добывать кусок кабеля. От ЭЛЕКТРОНа оставил только деталь, которая крепила транец к продольному килю. Она носит какое то вполне определённое название - забыл. Но эта деталюха ещё много лет болталась в кормовом отсеке АЛИСЫ.
http://youtu.be/JOYa9QoVno4 ролик про Алису.
9.1.12 Пидпыс.
26.2.2012. Проверено, мин почти нет. Коржов! Я исправляюсь, вумный редактор учит меня грамматике.
27.12.12. Вывесил на You Tube под паролем БОРИС КАЛАШНИК несколько видеороликов на общественной вешалке. Самый старый - за 65 г! Многие кинособытия описаны здесь, в моих мямуарах. Любопытные - смотрите, не жалко.
И там есь коносёмки 70х годов, где Электрон лихо вышивает около ФТИНТовского пляжа.
© Copyright:
Борис Калашник, 2012
Свидетельство о публикации №212022601438