За понятные и интересные учебники не только биолог

Павел Каравдин
ЗА ПОНЯТНЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ УЧЕБНИКИ НЕ ТОЛЬКО БИОЛОГИИ

Я многие годы пытаюсь бороться с заблуждениями физиков, и глубоко влез в их проблемы. На другие учебники нет у меня ни возможностей, ни времени. Однако, однажды попал мне школьный учебник биологии. Я просмотрел его и кое-что стал понимать. Писать школьные учебники экономически очень выгодно. Тиражи учебников очень большие и ни один роман не может конкурировать по тиражу с учебником. Тот кто заказывает учебник, находит нужного автора. Разумеется им должен быть знающий специалист. Но знать еще мало, нужно еще доступно и понятно изложить для детей. Но для этого нужен особый талант. Вот, к примеру, учебник биологии. Я не сомневаюсь, что его авторы хорошо знают материал, но изложили они его противно. Я написал тогда заметку, но опубликовать  ее нигде не смог, а интернета у меня тогда не было. Сейчас я её опубликую в интернете и прошу читателей, если кто знаком с современными учебниками не только биологии, написать о них, хотя бы мне. Давайте вместе бороться за качество учебников. Пожалейте хотя бы своих детей
 Павел Каравдин 26 февраля 2012

О ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ

Услышал о трудностях школьной биологии. Нашел учебник (В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология» 7 класс М.2001) и стал просматривать. Очень красивый учебник. Много иллюстраций. Но требуется выучить и много новых терминов Я списал несколько со страницы 27. Хитридиомицеты. Зигомицеты. Аскомицеты. Мицелий. Базидиомицеты. Склероций. Я уже на пенсии. Ни одного из этих слов никогда не слыхал и благополучно прожил. Видимо, профессиональным биологам они нужны. Но ведь только единицы из тысяч школьников станут профессиональными биологами. Зачем эти мудреные термины для всех школьников?

Читаю на стр. 81: «Один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, и его гаплоидное ядро сливается с гаплоидным ядром яйцеклетки. Образуется диплоидная клетка, из которой в дальнейшем развивается зародыш. Второй спермий сливается с диплоидным центральным ядром, в результате чего возникает триплоидная клетка с тремя хромосомными наборами. Из них позднее разовьется питательная ткань – эндосперм. Такой способ оплодворения назван двойным оплодотворением; его открыл русский ученый С.Г. Навашин». Очень понятно???!!!

Я знаю про Линнея, Ламарка, Менделя, Мичурина и Лысенко. Знаю про их вклад в биологию. Но пока ничего не слышал про Навашина. Когда он жил, как открыл?

В романах есть действие, за которым интересно следить. Но есть и весьма полезные, но не интересные справочники разного рода. Школьный учебник должен совмещать и то и другое, тогда он будет интересен для школьников. Полезный справочный материал должен совмещаться с драматической историей развития науки. Тогда у школьников появится интерес к учебе. Вместо открытия Навашина рассказать об открытии Менделя. О борьбе Лысенко против генетики, когда генетика и кибернетика считались лженауками.  Тема еще далеко не исчерпана. Опять создана академическая комиссия по борьбе с лженаукой. Инквизиция, комиссия по борьбе с инакомыслием или с лженаукой – эти понятия разве не одного порядка?

Нашей плановой системе нужны были послушные исполнители. Лучшим исполнителем может быть только человек с комплексом умственной неполноценности. Такой комплекс вырабатывается изучением непонятного и неинтересного. Догадываюсь, что учебники отбирают для публикации какие-то комиссии в которых работают люди советской закалки. Отсюда и такие учебники.

И едва ли где-либо будет опубликована моя весьма поверхностная критика школьных учебников. Имею опыт. Те же «комиссары» работают и в СМИ.

20 декабря 2001 г.                П.Каравдин,инженер