Блеск и падение Согдианы

Мустафасафед
В глубокой древности, задолго до Христа, на территории современного Таджикистана располагалось государство Согд или Согдиана. Рельеф местности, влияет на мировоззрение людей её населяющих. Разделительные складки горных хребтов, вынуждали людей, живущих в отделении, формировать своё мнение о мире и о правильной жизни.

Потому горцы всех уголков земли так плохо поддаются стадному инстинкту. "Эффект горца" не столько следствие физической силы, развившейся в условиях разряжённой атмосферы, а скорее результат роста и развития среди ментального разряжения. В условиях без обязательно давящего, обязательно подчиняющего, всегда уравнивающего фактора чужих мнений, запретов и установок.

Согдцы или согдийцы отличились тем, что едва ли не единственные оказали сколько то ощутимый отпор войскам Александра Македонского. Александр, подданные которого были заняты внушением ему мысли об его божественной исключительности и богоподобности, решил, что эти, столь малочисленные, но отважные люди и есть пограничники края Земли и остановил свой бессмысленный поход. Хотел то он завладеть всем миром.

Пока формировалось это решение войска Александра обильно засевали местную демографическую почву своими, словяно-европейскими, насквозь переполненными тестостероном генами. Одни старый дервиш утверждал, что Александр со своими войсками пробыл на Памире почти два года. Поэтому с тех времён, до нынешних голубоглазый памирец, скорее правило, чем исключение.

Александр, со своими не сбывшимися мечтами о мировом господстве ушёл, но воодушевлённые возможностью великих перспектив, согдийцы остались. Только теперь к их не предвзятым мнениям добавился слегка параноидальный захватнических дух и знание о том, что мир гораздо больше чем они о том представляли.

Даже дервишам доподлинно не известно, кто проложил первую тропу Шелкового пути, но зато есть доподлинные сведения о том, какую роль сыграли в истории этого торгового маршрута согдцы. История же самих согдийцев, своей драматичностью, показательна и назидательна как для торговцев, так для политиков, да и для целых народов.
 

***
Блистающее величие и конец государства Согд.

Несвязанный ум, отважное сердце, сила древних героев и авантюризм первопроходцев позволили согдцам проторить торговые дороги через всю беспокойную Азию в самое сердце романтической Европы. Согдийцев было не так много, но их оказалось достаточно для того, чтобы на всём этом протяжённом пути организовать торговые посты, караван-сараи. На этих постах экспедиторы получали всю необходимую для своего бизнеса помощь. Торговали, естественно, шёлковыми тканями и изделиями. Шёлк, совместный продукт тутового дерева, его вредителя-червя и человеческий рук, окрашивался и ткался на специальных станках, создавая магический эффект для непрестанно увядающей женской кожи. Нам то известно, что первым двигателем торговли был голод, вторым женщина, а лишь потом, лишающая сознания, реклама.

Позже именно к согдцам пришло осознание, что не обязательно каждому торговцу прокладывать весь такой протяжённый и крайне опасный путь. Согдцы стали доставлять ценный груз от одной ближайшей торговой точки до другой, где эстафету перехватывали такие же отважные и предприимчивые земляки. После такого нововведения доходы торговцев неимоверно возросли, а риск потерь снизился многократно.

Кто знает, что бы с нами было, если бы не жгучее желание всё улучшать и совершенствовать? Согдийцы выяснили, что европейцам, да и прочим потребителям уже не по нраву одно из ограничений китайских ткачей. Шелковая китайская ткань не могла содержать более четырёх цветов. Это ограничение накладывал ткацкий станок и сам метод, утверждавший, что если так было всегда, значит так и должно быть.

Ближайшие этнические родственники согдцев персы-иранцы уже давно владели техникой многоцветного ткачества шерстяной ткани. У персов были другие станки. Согдийцы успешно переняли эту технику и применили её к шёлковой ткани. Теперь невесомые шёлковые наряды могли принимать все мыслимые цвета. Согдийцы на своей исконной территории и в Иране настроили ткацких и красильных мастерских. Они активно экспериментировали с цветами и оттенками и обогащали этим себя и особенно своих старших организаторов, по тем временам, безмерно.

Переход количества в качество в те времена ещё не был определён, но уже работал. В один прекрасный (или трагичный) день в столице Поднебесной Пекине появился богатый купец из Коканда. Он быстро стал влиятельным лицом на пекинских рынках и взял себе китайское имя Кан Сюань. Он носил китайскую одежду и заводил себе знакомых среди влиятельных столичных людей.

Со временем он сумел добиться невозможного для иностранцев - проникнуть сначала во внешний, а потом и во внутренний Запретный дворец. Ещё бы он же контролировал, практически весь шелковый тракт и с каждого аванпоста к нему поступала заслуженная дань. Ещё бы, ведь он всегда сообщал самые свежие сведения об обстановке на всём протяжении маршрута, он всегда улаживал все трения с китайским бюракратическим механизмом, он всегда давал помощь и подъемные своим землякам-работникам. И к нему отдачей, с запада на восток непрерывным звонким потоком шёл извечный эквивалент влияния.

Он бросил, переданный через все аванпосты клич: "все мужчины-согдцы, кто хочет выбиться из нищеты, стать состоятельным и сказочно разбогатеть, включайтесь в общее торговое дело." Вскоре весь путь от нынешних Голландии до Шанхая был наполнен людьми с непривычно плоскими квадратными затылками, с азиатским оттенком кожи, при европейском разрезе глаз.

Кан Сюань, у которого во всех его пекинских домах закончились места где можно было положить деньги, созрел на то чтобы одаривать ближайших к императору министров. Известно, что люди состоятельные и влиятельные наиболее подвержены пороку, который в народе именуется «взятка». Чиновниками подношения всегда назывались «подарок, услуга, дань уважения, признак почтения перед заслугами» и другими, усыпляющими совесть названиями, которые дают возможность побыть хоть ещё немного в состоянии предбожественной иллюзии.

Когда большинство подданных императора Сяо Яня были подкуплены, Кан Сюань решил, что император больше не нужен и организовал дворцовый переворот. Лишь благодаря нелепой случайности императору удалось избежать гибели и скрыться. В провинциях он собрал силы из своих сторонников ополчения и после кровопролитных боёв отбил дворец и столицу. Надо ли говорить о том, что он жестоко расправился с пекинскими согдийцами, которых тогда наводнили китайскую столицу. Император издал также указ: всех людей с признаками торговца-согдийца убивать безо всяких сомнений.

Почти всё мужское население Согда было безжалостно вырезано и великое древнее государство прекратило своё существование. Караваны с шёлком, водимые другими отчаянным безумцами  ещё продолжали ходить небезопасными маршрутами и сопровождали их правопреемники согдцев таджики, взявшие себе самоназвание от «хранитель, оберегатель». Кому, как не им было знать все сложности и нюансы совсем нешёлкового пути шёлкового бизнеса.

Мой вывод таков: нация или большая группа людей, действующих целеноправленно и воедино, всегда сумеет вписаться в систему и имеет шанс эту систему одолеть.

Зачем это надо мне? Зачем  вам это всё рассказываю? Я вижу мытарства безропотных и порядочных таджиков в России. Я видел как спел перед президентскими выборами таджик Толиб Курбанхани. В его зове я слышу: Путин пощади моих земляков – это ответ на повсеместные репрессии таджиков в России.

Покуда люди, надрывая горло, кричат о необходимости стабильности о предотвращении растягивания России в стороны, Россия растягивается на клочки, причём людьми, которые ни слова по-русски не разумеют. Те же китайцы, которые едва не сдались когда-то под торговой экспансией согдийцев, теперь заполонят и вытеснят всё некитайское с территории, которую давно считают своей.

Вам дано лишь  сделать выводы из историй, определить своих правильных друзей и врагов и жить согласно выводам. А мне, дервишу, дано лишь сообщить о том, что я услышал и о своих озарениях.