Первый российский театр

Инга Томан
1672 год ознаменован для России двумя событиями: 30 мая родился Петр I, а 17 октября – первый российский театр. События эти взаимосвязаны. После появления на свет долгожданного сына  царь Алексей Михайлович захотел обрадовать  жену чем-нибудь необыкновенным. Но чем? Долго думал царь и наконец решил: это будет театр. В самом деле, почему у всех иноземных государей  есть театры, а у него нет?  Правда, в глубине души Алексея Михайловича оставалось сомнение:  не введет ли он себя и царицу во грех?  Не он ли сам запрещал «бесовские игрища» бродячих актеров-скоморохов? Но нет, то, что он замышляет, не имеет ничего общего с базарным балаганом. В его театре не будет никаких непотребств и соблазнов. Духовник не возражал, и Алексей Михайлович   со спокойной совестью издал указ   о строительстве в подмосковном селе Преображенское   «театральной хоромины». Режиссером-постановщиком  будущего спектакля  был назначен   лютеранский пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид   Грегори.
Выбор царя был не случаен. Пастор был хорошо образован, энергичен, общителен, знал жизнь в Европе и держался твердых моральных принципов. Известно ему было и театральное дело, поскольку вместе с учениками   лютеранской школы  в Немецкой слободе  пастор ставил пьесы на библейские сюжеты.
Грегори родился в Мерзебурге в семье врача. В 1658 году он приехал в Москву и стал учителем   лютеранской школы в Немецкой слободе. Вероятно,  педагогическая деятельность навела его на мысль о пасторском служении. Для получения  богословского образования он уехал в Дрезден. В 1662 году после посвящения в пасторы  он вернулся в Москву, дабы нести   Слово Божие своим соотечественникам. В грамоте саксонского курфюрста, выданной Грегори перед отъездом, говорилось, что он «добровольно подверг себя изгнанию, отказавшись от всего имущества, оставив отчизну, родной дом и всех родных, подверг свою жизнь многим опасностям – и все это для того, чтобы выполнить свой долг перед Богом».
Трудно сказать, обрадовался ли пастор  известию о назначении его  на должность  режиссера-постановщика  царского театра. В случае успеха он мог рассчитывать на немалое вознаграждение, а если дело окончится провалом? В гневе и милости царь был непредсказуем. Впрочем, выбирать не приходилось: царская воля была высшим законом  и для русских, и для  проживавших в России иностранцев.
Итак, Грегори принялся за работу.
Основой для пьесы, которую сочинил пастор для царского театра, стала  библейская история о еврейке Эсфирь, которая была  женой персидского царя Артаксеркса.  Он был жестоким тираном, и любое неосторожное слово могло стоить жизни даже его близким. Однако Эсфирь не побоялась прийти к царю  в неположенное время и заставила его отказаться от решения  истребить ее народ.  Пример Эсфири, ставшей героиней  и для иудеев, и для христиан  разных конфессий, свидетельствовал, что и женщина может войти в историю.
  В течение нескольких месяцев  шли приготовления   к спектаклю, положившему, по сути, начало немецко-русскому культурному сотрудничеству. Текст пьесы на немецком языке, сочиненный Грегори с помощью двух учителей  лютеранской школы, переводили на русский дьяки Посольского приказа; «театральную хоромину»   сооружали русские мастера; декорации рисовали русские живописцы  под руководством немецкого художника  Петера Энглеса; изготовлением костюмов  и организацией «музыкального сопровождения»  занимались также немцы. Щедрое финансирование  осуществлялось, конечно же, из русской казны.
Премьера состоялась  17 октября 1672 года.  Спектакль продолжался 10(!) часов без антрактов. Актерами были ученики церковной школы из Немецкой слободы. Русского языка они не знали, и спектакль шел по-немецки с синхронным переводом.
  Царской семье спектакль очень понравился. Неизвестно, правда, были ли довольны остальные зрители. Ведь они в течение всего действия  должны были стоять, не смея сесть в присутствии царя.  При этом они страшно негодовали на актеров, которое во время спектакля то и дело садились, не обращая  внимания  на государя.
  Отведав «запретный плод», Алексей Михайлович стал заядлым театралом. Вскоре для него были поставлены  еще две пьесы на библейские сюжеты – «Адам и Ева» и «Юдифь», а в 1673  году состоялась  первая в России балетная постановка – «Орфей  и Эвридика».  В том же году в доме Грегори  была создана театральная школа  для подготовки   русских актеров   из числа молодых подьячих. Правда, попали они в нее не по своей воле, а  по царскому указу, и жизнь  в Немецкой слободе   большинству из них была не по нраву.
После смерти Грегори (в 1675 г.)  и Алексея Михайловича (в 1676 г.) театральная жизнь в Москве прервалась. Возобновилась она  спустя  четверть века  при Петре I.
Грегори  был основателем  первого в России театра и режиссером-постановщиком   первой в России пьесы  по европейскому образцу.  Он доказал, что театр  не только развлекает, но и воспитывает людей, делает их возвышеннее и благороднее.
Потомки Грегори  остались жить в России. В 1702 году его сын открыл  в Москве  первую в России частную аптеку, давшую название  нынешнему Аптекарскому переулку. Внук Грегори, получив  медицинское образование в Лейденском университете, вернулся в Россию, где работал врачом в Петербурге, Москве и Астрахани.

Статья была опубликована в газете "Neues Leben" (1996, №32)и "Московской немецкой газете"