Клопы

Каллиграф
 
  У нас дома завелись постельные клопы. Жили они в кроватях с пружинистыми сетками, какие были у большинства жителей Советского Союза в 60-ых годах. Мы совсем недавно получили квартиру в новом "хрущевском" доме и две сеточные кровати стояли рядом в нашей узкой спальне и в этих кроватях, прячась в складках металлической конструкций, ютились эти кровососущие. Об источнике их питания я ещё не догадывался. Мне тогда было около трёх лет. Тем не менее, я всё хорошо помню.

  Откуда взялись клопы - я не знаю. Может перелезли к нам через балкон или гости занесли на своей одежде? Мне казалось, что они должны быть у нас и будут всегда, тем более, что существа эти не занимали много места и их не нужно было, как я наивно полагал, кормить. Право на жизнь и жилплощадь считал я, имеет любое создание. Квадратура жилплощади и прописка были настолько актуальными в те времена темами, что уже в те ранние годы я имел о них представление. Подобные темы занимали пятьдесят процентов разговоров среди взрослых людей

  У детей такого возраста фокусное расстояние глаз заметно короче и я наблюдал насекомых, как если бы взрослый смотрел через несильную лупу. Даже сегодня у меня перед глазами их полупрозрачные, гладкие бордовые тельца и как они грузно и вразвалочку бродят по моей простыне и подушке, чтобы скрыться затем за оконечностями матраца, куда они уходили с каждым новым рассветом. Я сумел с ними подружиться, никогда их не трогал и не мешал передвигаться, совсем не догадываясь, что цветом осеннего заката горит в них моя же кровь, так непозволительно изъятая у меня без всякого на то разрешения.

  Однажды я нечаянно раздавил клопа. Он - бедняжка застрял подо-мной, когда во сне мне понадобилось перевернуться на другой бок. Обнаружилось это утром, как только пришло время вставать с постели. Горе мое было неподдельным! Слезы наворачивались на глаза при виде такого ужасного зрелища! Несчастный лежал в луже, как я предполагал, собственной крови, весь расплющенный и только ножки торчали в разные стороны! "Мама! Мама!" - звал я, - "Иди сюда! Он умер!" Мама успокаивала меня, как могла, вычищая простыню. Останки я захоронил в цветочном горшке.

  Всему когда-то приходит конец и в первую очередь младенческим иллюзиям. Вскоре завершился, отпущенный судьбой, срок существования небольшой популяции членистоногих, поселившихся при невыясненных обстоятельствах у нас в квартире - наступил день казни клопов. Родители решили избавиться от паразитов, ошпарив их кипятком.

  Возмущению моему не было предела. Одновременно с водой в двух чайниках во мне кипела солидарность с совершенно, как казалось, невинными существами. Я негодовал и бурно протестовал:
- Что вы делаете? Зачем?! Не надо!

  Громкими окриками и предупредительными телодвижениями меня отгоняли от щедро льющегося кипятка и клубящегося горячего пара. Не имея возможности помешать, оставалось только быть свидетелем происходящего: постели были убраны, кровати сдвинуты. Поочередно под их ножки ставили оцинкованную ванну, в которой обычно купали меня самого и сварившиеся клопы дождем падали вниз, рождая в душе чувство негодования и отчаяния.

  Убитые насекомые были слиты в унитаз, а в заключение за ними спущена вода. Последняя процедура произвела на меня особенно удручающее впечатление, но больше всего поразило отсутствие у родителей какого-либо сожаления за содеянное. То, что во время процедуры они не прослезились, а даже наоборот - довольно улыбались, доконало меня окончательно! После этого в моем сознании затаилась уверенность в бессердечности взрослых людей.

  "Скоро и меня могут облить кипятком и выплеснуть в окошко",.. - стал думать я, - "От всех маленьких существ в квартире стали избавляться - это же ясно!" - хныкал я и продолжал при этом практично размышлять, - "двух чайников на меня не хватит... Придется им кипятить воду в ведре...". Имелось в виду большое, по всей вероятности, 12-литровое ведро, всегда стоявшее на нашей кухне. Я часто забирался в него, куда вмещался весь, без головы, то есть голова у меня , оставалась, но торчала снаружи.

  Почему-то я не делал особой разницы между собой и клопами. По всей видимости, любая жизнь казалась мне равноценной. Тайну моей несомненной приверженности к буддизму в том раннем возрасте нужно, наверное, искать в области генетики. Впоследствии, я как-то прочитал о неком северо-корейском политическом деятеле, находившемся одно время в Советском Союзе под квартирным арестом. Со слов его охранников, он не убивал досаждавших ему комнатных мух, а слегка оглушал их свернутой в трубку газетой преднамеренно рассчитанным ударом, а затем выбрасывал из окна на лужайку. Корейцев как-будто в роду у нас нет...

  На следующее утро после дезинсекции я проснулся, как всегда рано и горестно глядел на совершенно пустующую, если не считать меня и спавших рядом родителей, простыню. Никто не прохаживался по ней, не разгуливал своей сытой и беспечной походкой. Мои крошечных приятелей не стало... Было грустно и одиноко. Обернувшись, я взглянул на равнодушные во сне лица. Они показались мне ещё более жестокими и безразличными к чужой боли.

  Я решил уйти от них в лес - туда где живут всякие разумные животные, которых я мог наблюдать в мультфильмах, показываемых по нашему черно-белому телевизору марки "Рекорд". Клопов там (не в телевизоре, а в передачах) не было, но я был уверен, что они непременно там водятся. Иначе, откуда они взялись? Русский лес, так часто фигурирующий в советских мультипликационных фильмах, снятых ещё в 50-х и 60-х годах прошлого века, казался мне уютным и надежным пристанищем. Густые с мощными, как щупальца гигантского спрута, корнями и вместительными дуплами, деревья, красочный набор постоянно прописанных зверей, всякие съедобные грибы и много-много сладких ягод! Однако, наличие волка меня сильно беспокоило. "Он не посмеет меня съесть! Я ему так и скажу! Есть же для этого зайчата! Меня ещё раздевать надо, а вот они - голенькие!" - логично размышлял я.

  Свое предательское отношение к зайчатам я объяснял себе тем, что волку всё равно надо что-то есть - при мне или без меня. Парадоксальный цинизм при моем гуманном отношении к клопам! Ещё я надеялся на защиту добродушного медведя, который, как правило в этих самых мультфильмах неоднократно спасает мирного зайца или утку от алчного взгляда всегда голодного волка. Несмотря на то, что в природе медведь - безжалостный хищник, могущий объесть человека живьем, в сказках у него сложилось прочное положительное реноме.

  Я перестал смотреть родителям в глаза, неохотно отвечал на их вопросы. Мне щупали лоб, измеряли температуру, расспрашивали - не болит ли где? Стояла зима. Каждый день приходилось приглядываться: висит ли по-прежнему мое пальто на вешалке - а то, родители, учуяв что-то, уберут его и тогда придется шагать налегке!

  Я как-бы невзначай спросил отца, в какую сторону от нашего подъезда нужно идти, чтобы добраться до леса? Отец уклончиво отвечал, что поблизости лесов нет, а дойти до ближайшего пешком невозможно. "Неправду говорит", - решил я, - "Видимо о чем-то догадывается. Этого ведь, не может быть! Лес должен быть где-то рядом. Потому, что кошки и собаки пришли в город именно оттуда. А если бы лес был далеко, то им пришлось бы ехать на поезде! А кто их впустит в поезд без билетов?!"

  С балкона мне хорошо было видно пологое возвышение рельефа нашей местности, дугой окаймляющее город. Я был почти уверен, что за ним начинается лес. У возвышения была своя скромная вершина под названием "Шишка". Шишка эта в 1978 году в результате внезапного оползня обрушилась, смяв под собой пищеблок вместе с находившимися там людьми, что осталось совершенно неведомо для тогдашней нашей общественности.

  В советских средствах массовой информации того периода о катастрофах, трагедиях и стихийных бедствиях внутри страны сообщать не было принято. Благополучие первого в мире социалистического государства и его народа не должно было подвергаться никаким сомнениям. Единственное исключение составляли землетрясения и то потому, что их регистрировали за рубежом, но и в этих случаях, как-правило, обходились дежурной фразой: "Жертв и разрушений нет". Точка!

  Конец истории с моим побегом из дома я представил себе заранее. Родители в конце концов меня разыщут и будут уговаривать вернуться домой. Это при том, что совсем я считал, что они собираются меня ошпарить! Явное противоречие, ускользнувшее от моего внимания и нуждающееся теперь в психоаналитическом подходе. Я поставлю им условие - наберу полные карманы клопов и выпущу их в нашей спальне! И никто, слышите! Никто не смеет их трогать и обливать из кипящего чайника! Родители со слезами на глазах согласятся и я вернусь с ними.

  В лес, конечно, я не пошел и о об убитых насекомых вскоре позабыл и даже со временем превратился в опытного специалиста по борьбе с мухами и комарами, досаждающими людям везде и повсюду. Вот, например, как убить комара, не оставив при этом пятнышка на белом потолке? Нужно быстрым, натренированным движением поймать его в спичечную коробку и поместить на что-либо горячее - например на чайник. Через 3-4 минуты  обнаруживается безжизненное тело. Чисто и стерильно! Также с успехом можно действовать пылесосом.

  Рассказ мой был бы не полным, если не вот какой случай. Недавно в импровизированном устройстве, через которое мы фильтруем воду, я обнаружил целую колонию не то жучков, не то паучков, поселившихся, казалось бы, в самом неподходящем месте. Откуда они взялись? Чем питаются из водопроводной воды?! Пробивной характер некоторых насекомых просто поражает! Для примера я могу привести ещё несколько случаев.

  Как-то я решил вырастить огородное растение под названием хрен ради его листьев, которые используются в народной медицине и кулинарии. Купив поздней осенью на рынке отрезок корня, я поместил его в герметичный полиэтиленовый пакетик с песком и положил в холодильник. Как только пришла весна, я посадил корешок в горшке на открытом, продуваемом ветрами, балконе и через некоторое время появились первые ростки, которые стали быстро превращаться в широкие и толстые листья.

  Каково же было мое удивление, когда я неожиданно обнаружил над ними целый рой постоянно кружащихся мелких белесоватых мух, отогнать которых было совершенно невозможно. Они реагировали на любое мое движение, но тут же возвращались обратно. Я так и не смог с ними справиться. По описанию в справочнике удалось определить, что это - мушка - белокрылка - типичный вредитель сельскохозяйственных культур и комнатных растений. Как в промышленной зоне они могли появиться и найти мою посадку? Ведь, до этого эти мушки поблизости не водились!

  Вскоре на нижней стороне листьев появились прочно прикрепленные мельчайшие коричневые шарики - отложенные яйца. Это невозможно было выковыривать без того, чтобы не разрушить целостность листа. Так предполагаемое мной лечебное средство пришло в негодность. Мой небольшой труд пропал зря.
 
  Прочитав где-то, что ядра абрикосовых косточек могут заменить дорогостоящий миндаль при изготовлении тортов и различных настоек, я - большой охотник до сладкого и тонких напитков, решил накопить их горстку, предварительно высушив и положив в бумажном кульке в картонную коробку. Саму коробку я поместил в книжный шкаф на самую высокую его полку за плотно закрытой дверцей. Через несколько месяцев, достав кулечек и развернув его, я остолбенел. Внутри на почти уже съеденных ядрышках колыхалась подвижная масса из мириад мельчайших организмов такого же цвета как и сам продукт. Не знаю, приобрела ли колония этот цвет после приема пищи или же с самого начала была таковой, но мне пришлось всё выбросить.

  Как эти едоки смогли найти мой припас и откуда прибыли, остается только догадываться. Ничего подобного я раньше не встречал. Ещё можно указать на широко распространенную плодовую мушку-дрозофилу, незамедлительно появляющуюся там, где бродят фрукты. Что интересно, это может произойти даже зимой при наглухо закрытых окнах и дверях!

  Итак, я решил вывести копошащуюся тварь из нашего фильтрующего устройства, но внеочередная промывка наполнителя под проточной водой, чему у нас служит обычная битая морская ракушка, просто насыпанная в воронку с вставленным в её устье куском капроновой сетки, ничего не дала. Тогда мне захотелось рассмотреть этих незваных гостей поближе, чтобы выяснить, паучки это или насекомые?

  Как известно, у пауков четыре пары ног, а у насекомых - три. Иначе говоря, я решил заняться исследованием. Существа эти были довольно мелкими и невооруженным глазом их трудно было рассмотреть. Достав из своего арсенала самую сильную лупу и с грустью подумав о том, что во мне может умер выдающийся энтомолог, я приблизился к экземпляру, гулявшему по столу и тут же отшатнулся.

  Я и не мог предполагать, что в воде, которую мы пьем, живет такое невообразимое! На меня смотрели чудовищно огромные глаза, занимавшие почти половину тела полупрозрачного уродливого создания и причем, смотрели с такой наглостью и вызывающим ко мне пренебрежением, что так и не выяснив к какому классу принадлежит данный вид, я решил принять безотлагательные меры. Замысел возник спонтанно. Хотя метод довольно простой и древний, но догадался я только сейчас. Высыпав ракушку в тазик, я насыпал туда соли и пустил горячую воду. Всё! Конец!

  Как же, я думал потом, должно было мне поступить, если придерживаться тех самых околобуддистских принципов, присущих мне в моем далеком детстве? И придумал! Нужно было отнести воронку во двор и высыпать всё её содержимое под дерево, перепоручив судьбу членистоногих самой природе, а потом добыть ещё ракушек и не поленившись, отстучать новую порцию, но было уже поздно...