Аман Кекилов

Айна Кекилова
 
     Жизнь и творчество

(К 100-летию со дня рождения)



История туркменской литературы начиналась со сказок, дестанов и эпосов, которые веками жили в народной памяти и передавались изустно. Наиболее известные творения достигли наших времен и были записаны со слов бахши. Среди них такие известные как Гер-Оглы, Горкут-Ата, Огузнама, Шасенем и Гарип.

В IVIII-XIX веках большое влияние на туркменскую поэзию оказали такие известные поэты как Махтумкули, Андалиб, Зелили, Кемине, Сейди, Мятаджи. До сих пор Махтумкули называют отцом туркменской литературы, Молланепеса – великим лириком, Кемине – основателем сатирической литературы. В двадцатом веке началось глубокое изучение истории туркменской литературы и ее многочисленных памятников, а также развитие современной туркменской литературы.

Аман Кекилов - один из известнейших туркменских ученых и поэтов 20-го века.
9 мая 2012 года будет 100 лет со дня его рождения. 

Выдающийся ученый, талантливый поэт и прозаик, замечательный педагог – все это говорят об Академике Академии наук, народном писателе, лауреате Государственной премии имени Махтумкули Туркменистана – Амане Кекилове.

Родился Аман Кекилов 9 мая 1912 года в ауле Кеши, расположенном под Ашхабадом, в семье бедного крестьянина. Он очень рано потерял родителей и с 1922 года воспитывался в интернате имени Ильбаева в г. Ашхабаде, куда его и Чары Аширова, двоюродного брата, устроил старший брат Шалы Кекилов, который преподавал там после окончания педучилища.
Первые уроки творчества братья получили, еще дома, общаясь с дядей Айдогды-ага, который был большой весельчак, балагур и шахир. Он не мог писать, но знал наизусть множество стихов Махтумкули, Молланепеса, Мятаджи, различные дестаны. Детям очень нравилось подражать его шутливым стихам, и они наперегонки старались что-то сочинить. После, в интернате, братьями продолжали эти поэтические соревнования.
Старший брат, Шалы Кекилов, оказал большое влияние на развитие таланта младших братьев, на их становление. Все трое они были очень дружны. По стопам старшего, Аман  и Чары поступили в педагогический техникум (1925-1929). Сейчас этот техникум носит имя Амана Кекилова.

В 1928 году было опубликовано первое стихотворение Амана Кекилова. С той поры и до конца жизни он совмещал творчество и научно-педагогическую деятельность. Всю жизнь Аман Кекилов стремился служить двум музам, двум увлечениям. Изучал и анализировал творчество писателей прошлого и своих современников. И творил сам – стихи, поэмы, пьесы, романы.

После окончания техникума, некоторое время Аман Кекилов работал ответственным секретарем журнала «Пионер», вокруг которого собрались многие писатели, чьи имена впоследствии стали легендарными, а затем преподавал в том же педагогическом техникуме.

С сентября 1930 года по февраль 1933 – А. Кекилов - слушатель подготовительной группы аспирантуры при Научно-исследовательском институте научной педагогики Наркомпроса ТССР.
В 1933-35 – ответственный секретарь газеты «Колхозчи», потом главный редактор детского сектора Туркменгосиздата.

Эти годы не прошли даром. Опубликовав к тому времени уже несколько стихотворений, Аман Кекилов проявляет большой интерес к творчеству и науке. Одна за другой появляются в печати несколько его рецензий на книги известных литераторов.
В двадцать лет издан первый сборник стихов молодого автора. За ним были изданы еще два: «Вперед» и «Два стихотворения», в которых Аман Кекилов выступил как детский поэт.

Аман Кекилов был одним из тех, кто подружился с первой русской бригадой писателей, проехавшей по Туркменистану в 1930 году. Среди них были: Николай Тихонов, Петр Павленко, Всеволод Иванов, Владимир Луговской, Леонид Леонов, Григорий Санников. Вместе они ходили на литературные вечера, обсуждали различные темы, ездили в Ташауз (ныне Дашогуз) на конференцию писателей велаята. Все это накануне первого съезда писателей Туркменистана в Ашхабаде.

Был Аман Кекилов и среди участников первого Всесоюзного форума советских писателей в Москве в 1934 году. Этот год стал, пожалуй, самым памятным для молодого автора. Участник первого съезда писателей Туркменистана, он назван в числе тех, кто должен отправиться в Москву, делегатом от Туркмении. Там он  был принят в члены Союза Писателей и получил членский билет за подписью М. Горького. Свои впечатления от съезда много лет спустя писатель описывает в статье «Воспоминания тех лет».

С 1935 года Аман Кекилов – аспирант знаменитого Московского института истории, философии и литературы. Затем он преподает на туркменском отделении ГИТИСа им. Луначарского в Москве.

В эти годы, проведенные в Москве, Аман Кекилов создает семью. Там же в 1937 году у него появляется старшая дочь.

С первого же дня существования Союза Писателей Туркменистана, Аман Кекилов принимает непосредственное участие в подготовке и повышении профессионального мастерства молодых авторов: поэтов, прозаиков, критиков. Стихи Амана Кекилова того времени рассказывают о жизни крестьян: «На хлопковом поле», «Колхозникам», «Вперед», «Обновляются наши села».

Одна из важнейших задач того времени – обучить людей грамоте. Ведь из тысячи читать могли только семеро. И многие произведения Амана Кекилова того времени посвящены этой проблеме. Его поэму «Прошедшие дни», посвященную воспитанию сирот и беспризорников, многие знали наизусть, как и детские сказки «Кувшин и лиса», «Поэт и падишах», «Дети и книга».

В конце 1939 года писатель возвращается в Туркменистан и до 1948 года работает в Ашхабадском государственном педагогическом институте им. Горького.

После страшного землетрясения 1948 года семья Кекилова вместе со многими другими жителями разрушенного Ашхабада переезжает в Чарджоу (Туркменабад). И здесь, Аман Кекилов заведует кафедрой и преподает сначала в учительском институте, а затем в Туркменском Государственном педагогическом институте им. Ленина. 

Судя по отзывам многих его учеников, ставших впоследствии известными в Туркменистане учеными и писателями, педагогами и поэтами, Аман Кекилов–учитель  бескорыстно и щедро отдавал силы и талант воспитанию туркменской молодежи.

Многие его статьи и научные работы, а их у Амана Кекилова около ста, до сих пор привлекают внимание ученых, преподавателей, литераторов. Среди них учебник «Теория литературы», книги «Искусство слова» и «Тайны слова», монография о жизни Молланепеса.

Когда вышел его труд о теории стихосложения, один из коллег пошутил: «Зря вы Аман-ага так подробно все рассказали, теперь каждый ребенок сможет по вашей теории стихи и поэмы слагать». На что ученый ответил: «Если прочитает это человек без Бога в голове, все равно не сложит и двух слов, пусть даже и выучит все наизусть. Если же эта книга хоть немного поможет талантливому человеку, я буду счастлив и буду знать, что жил не зря».

Жизнь и творчество Молланепеса, описанные в книге «Великий лирик», стали темой его докторской работы. Ученый не только скрупулезно изучил стихи поэта, но и постарался собрать мельчайшие сведения о жизни Молланепеса. Он побывал в родном селе Молланепеса, беседовал с земляками поэта.
Однако эта сторона творчества Амана Кекилова, известна, хоть и немалому, но все же ограниченному кругу лиц, в основном ученым филологам. Народную славу Кекилову принесла его поэзия. Поэт яркого и истинно народного дарования, создавший прекрасные детские сказки, стихи и поэмы, вершины своего творчества достиг в романе «Любовь».

Роман в стихах, которому было отдано двадцать лет жизни, стал первым романом на туркменском языке. В романе описывается жизнь и становление первой туркменской интеллигенции, представителем которой был и сам автор. На фоне событий и судьбы всего народа разворачивается непростая жизнь людей. Художественное воплощение получили в романе традиционные в народе уважение к старшим, честь имени, верность слову, Любовь с большой буквы. Трудная судьба, высокие нравственные ценности, психологические размышления героев романа притягивают читателя. Роман – не просто описание жизни, это глубокая психологическая проникновенность образов. Непростые годы военной жизни, становление туркменского села. И через весь роман яркой нитью прослеживается тема Любви. Заканчивается роман в разрушенном землетрясением Ашхабаде.


Тех бедствий и той разрухи
Не описать перу,
Дрожит оно, когда в руки
Я снова его беру.
Свидетель и очевидец,
Пишу я эту главу,
Словно разгул стихии
Вижу вновь наяву.


Никогда еще и никем больше не было так ярко, так пронзительно описано разрушительное действие стихии и мужество людей.


Спал Ашхабад предутренним,
Спал безмятежным сном,
Секунды его последние
Отсчитывал метроном.
Казалось это зубчатое
Стучит колесо судьбы…
Стихийные силы землю
Вдруг подняли на дыбы.


Беда, которая обрушилась на людей, которую пережила вместе с ашхабадцами также и семья Амана Кекилова, стала заключительным аккордом романа.


Хотя все шаталось, падало,
Кирпичную пылю клубя,
Те, что спастись успели,
Пришли наконец в себя.
В земле погребенным заживо
Спешили они помочь.
Начавшимися пожарами
Теперь озарилась ночь.


Но Любовь побеждает стихию. Надежда на то, что жизнь продолжается и надо жить дальше – вот с чем остается читатель после того, как дочитана последняя строчка.


Поддерживая друг друга,
Касаясь плечом плеча,
Уходят они по грудам
Битого кирпича.
За их спиною предместья
Разрушенные горят…
В саду, в безопасном месте
Оставил их Акмурад.
Спешил, несмотря на раны,
Спешил он спасти других…
Герои мои! Пора нам,
Простившись, покинуть их.


Роман вызвал много откликов, как восторженных оценок, так и упреков в традиционности художественных средств и формальном совпадении строфы романа со строфой «Евгения Онегина». Однако попытка использовать опыт русского классического стихотворного романа для создания картины жизни и нравов современного туркменского общества более чем удалась. И сегодня, более чем через 50 лет после создания, роман «Любовь» занимает достойное место в туркменской литературе и дорог нескольким поколениям туркмен.

Другое крупное произведение Амана Кекилова - роман «Рассеянные тучи» увидел свет уже после смерти писателя, в 1978 году.

Много лет Аман Кекилов возглавлял Комитет солидарности стран Азии и Африки. Кроме того, он был членом правления Союза Писателей Туркменистана, членом Академии наук Туркменистана.

Аман Кекилов был автором текста первого Государственного Гимна Туркменистана.
Его имя по праву стоит среди основоположников современной туркменской поэзии. 

За великие достижения в развитии науки и литературы Аман Кекилов был награжден двумя орденами «Знак Почета», медалями СССР. 
В 1967 году ему было присвоено звание Народного писателя Туркменистана, в 1972 году – заслуженного деятеля науки Туркменистана.

Тринадцатого декабря 1974 года сердце писателя не справилось с болезнью. Но до последних дней он удивлял своей трудоспособностью, готовностью к творчеству, к новым поискам. Никто не думал, что его сердце вот так внезапно остановит свой ход.

Творческое и научное наследие Амана Кекилова велико и незабвенно. До сих пор им гордятся как простые туркменистанцы, начиная от школьников и студентов, так и ученые, артисты, писатели. Его стихи читают наизусть и в городах, и в селах, его сказки знают дети.

Его имя носит улица в Ашхабаде, столице Туркменистана и Педагогический техникум г. Ашгабата.

Бюст Аману Кекилову установлен в числе великих поэтов, писателей и музыкантов на Аллее Славы, открытой в Ашхабаде в 2010 году.



Написано на основе опубликованных материалов