ИМХО

Рафаэль Амурович Балгин
Написано в 2012 году.

Лишь поверхностный критический анализ событий 2012.

Как все нерешительно! Смотрю на все с широко раскрытыми глазами, ухмыляясь.

Ситуация напоминает мне о существовавших некогда наивных алаш-ордынцах, в основной массе расстрелянных в первой половине XX века, но воспетых после распада СССР.
А ведь на смену алаш-ордынцам,  пришли агрессивные и бескомпромиссные «революционные силы», а позже их (революционных сил) наследники из числа циников и приспособленцев, которые перекусили хребет не только оппонентам, но и отреклись от режима.

Про нынешние алматинские, аналогичные наивностям алаш-ардынцаев, идеалистические потуги тоже все все понятно. Казахи-интеллигенты и околоинтеллигенты в Алматы, протестующие на митингах, на казахов в форме руку поднимать не станут, даже если кого-то вяжут, лупят или стреляют. Это же "алматинское интеллигентское табу"! Никто ни камня не кинет, не впишется, буйствуя битой или штакетником, за тех, кого вяжут, ни пустую бутылку не кинет в каску ОМОНовцу, не говоря уже о ней же с коктейлем. Все это считается недостойными поступками. Если вспомнить Арона Атабека, то волны противостояния никто за него не поднимал. Т.к. Атабек по факту, подожгли живого мента. Пусть в в контексте противостояния с властьимущими. Факт такой "казни", не смотря на брезгливость к власти, был воспринят  в глубине интеллигентской морали, не иначе как убийство. Даже в ситуации ситуационного справедливого гнева.

Все хотят удержать ситуацию и нормы морали в рамках протеста без насилия. Не потому, что все прониклись идеями Ганди, а потому, что сидеть реально никто не хочет. Никого в ситуации экономической беспомощности не впечатляют робингудовские подвиги "а-ля Арон Атабек" вкупе с итоговой дистрофией и скоропостижной его смертью. Все боятся реально (а не на 15 суток) сеть за результаты своей борьбы, идеями которой на весах собственного благополучия можно пренебречь. Все хотят жить и быть бликими к своим детям, а не кормить лагерных вшей.
 
Есть несколько версий того, почему такая оппозиционная и около оппозиционная позиция относительна пассивна в этом вопросе: 1) она (протестная оппозиция) ждет, когда власть можно будет поднять с пола; 2) она зарабатывает очки на перспективу; 3) она не способна принимать радикальных решений из-за ментальных и морально этических установок; 4) она играет чей-то сценарий, держа нос по-ветру, не представляя себя силой; 5) она неоднократно была куклой в руках намного более умелых интриганов и кукловодов...

Догадок может быть много. Конечно, можно сопоставлять заявления и делать выводы, но в рамках данного мессаджа этого не стоит и начинать.

Гипотетически рассматривая вопрос нарушения очевидного "алматинского интеллигентского табу" можно представить реальные факторы, которые смогут по-настоящему нарушить это ненадежное равновесие (и это следует учесть в том числе и силам правопорядка в случае серьезных оперативных данных, ведь афганский или чеченский вариант не устраивает даже тех, кто находится в состоянии тотальной ненависти к существующему контексту и всем его сторонникам):

Фактор I. Если появится ЖЕСТКАЯ СИЛА (максимально законспирированная, ресурсно обеспеченная и оснащенная, а также иерархически строго организованная), решимость которой превышает ее статичные морально-этические установки многократно, то она сможет начать разрабатывать реальные планы по дистабилизации, деморализации, дескредитации оппонентов и, силовой и организационной победы на протестных площадках с использованием всех имеющихся ресурсов.

Фактор II. Если такую силу снабдить стройной концепцией, позволяющей ей реально ассоциировать себя с инструментом праведной мести, то та же интеллигенция сначала будет подставлена под танки, а после запоет дифирамбы этой силе. Для своего «соучастника» СИЛА впоследствии вовлечет ту интеллигенцию в «расфасовку крошек от властного пирога» и, как следствие в оправдание любой крови и жертв.

Фактор III. Если на фоне публичных и никчемных акций, некая радикальная СИЛА, сформированная из идейных высоко квалифицированных наемников (по типу латышских стрелков, матросиков Льва Троцкого, бойцов красных бригад или радикальных джихадистов или наемников из ВАГНЕРА), будет вести скрытую детальную проработку плана разрушения всех степеней защиты, включая и региональные договоренности, с последующей молниеносной ее реализацией, то очевидная «ограниченные» и «чрезмерно самоуверенные» для местных силовых структур станут последними эпитетами в их истории.

Фактор IV. Если в организации радикальных действий РЕШИВШАЯСЯ СИЛА сможет избежать предлагаемые ей «колеи» по вариантам развития событий, а заставит всех играть по ее правилам. В этом случае она останется вне конкуренции и станет недосягаемой, задавая свой тон, ритм и динамику. И тогда, один ее член будет стоить сотни любых подготовленных спецназовцев. 

Фактор V. Пассивная оппозиционная деятельность без радикальных проявлений будет негативно легендирована или разоблачена. А на этой волне появятся жертвы и названы широкие слои виновных с обеих сторон, находящихся в «заговоре».

Пятый фактор наиболее страшен для всех сторон. Если рассматривать акции протеста возле Дворца Ленина (который ныне называется дворцом Республики), то очевидно, что они подготовлены и спланированы по всем принципам обеспечения колец безопасности.
Во-первых, никаких коммуникационных и важных объектов (по факту лишь кинотеатр, концертный дворец, офисные площади, едва заселяемая гостиница, учебные площади для мажоров) в округе нет.

Неужели это место для проведения протестных акций было выбрано случайно? Вероятно, так могут думать только глупцы. Акции возле Дворца Ленина превентивно спланированы. Ведь все понимают, что любой даже контролируемый и обусловленный митинг может выйти из-под контроля. Тогда списывать на то, что кто-то виноват уже поздно будет. Конечно, перекресток возле памятника Абая не то, что микрорайоновские задворки. Но, до центральной улицы Фурманова и того же горакимата с резиденцией президента вкупе далеко.

Стоит отметить, что никто на перекрытие улиц не пошел и даже не призывал. Неужели наивные недоработки? Или все-таки понимание, что в этом случае срок будет гораздо серьезнее, чем 15 суток?

Во-вторых, как можно настойчиво публиковать объявления о датах и контексте событий, не предполагая реакции «оппонентов» - полицейских и их «соседей» (наверное, все помнят, что так в МВД СССР именовались «люди в штатском»). В контексте такой наивной «непродуманности» возникает также версия о предоставлении времени для перегруппировки силовиков и преднамеренном предоставлении возможности промониторить «новые лица», которых в итоге можно будет поставить на негласный учет. Что это такое? Халатность? Наивные надежды на романтический успех в политической борьбе? Или сценарий?

Что-то уж много сомнений. И как так этим оппозиционным силам можно было дважды попасть в «колею»? Понятно, руководствуясь принципом – «Один раз – случайность, второй раз – совпадение, третий раз – закономерность», можно успокаивать себя совпадениями. Однако на фоне всех внутренних и региональных событий стоит делать иные выводы.

Любая сила, намеревающаяся противопоставить себя режиму по версии 2012 года, безусловно, маркерует себя в формате «на опережение», чтобы с ней как минимум – считались, а как максимум – боялись. А все заведомо проигранные акции – в лучшем случае наивность и пустая демагогия, а в худшем – предательство.

Что в данном случае опережение? Это – креативный подход в нейтрализации всех степеней и колец защиты противника и на перспективу расчет возможных ходов. Размышлять о схемах публично не стану. Все возможности в случае адекватного ресурсного обеспечения для этого безгранично доступны и очевидны.

Их следует просто складывать в нужный момент в соответствующую сюжету комбинацию. Небольшому квалифицированному штату креативщиков с индульгенцией и финансовым обеспечением их амбиций не представляет особого труда «нарисовать», как поменять власть, развести союзников и расстроить планы региональных структур. Для этого ныне даже не обязательно создавать устойчивые и институализированные шарашки.  А о проведении дестабилизирующей многомерной акции способны думать даже одиночки.