Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Лиза Кведер
БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ, ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ.
   Казалось бы самое простое и понятное выражение. Ведь каждый из нас фактически утешал плачущего ребенка. И в частности в моем где-то подсознании сложилось, что плачущий человек приходит к Богу (доброму старику с бородой), и тот по-взрослому, по-отечески его утешает. Картинка совершенно чудная, как-то с ней сразу вяжется картинка с возвращением блудного сына и хочется встать на колени рядом, чтобы тоже получить утешение. Это что же каждый, кто плачет, будет получать утешение? Сразу на ум приходит истеричная дамочка, которая так ловко научилась вовремя плакать, что легко манипулирует своим мужем и всеми близкими людьми под угрозой постоянных истерик. Вспоминаются так же особо капризные детки, которые, требуя от родителей купить им какую-либо понравившуюся вещь, устраивают показные истерики с крупными слезами с обиженным видом, а если не помогает, то могут и на пол броситься, ногами подрыгать, побиться.
    Не знаю, как в вас, а во мне вдруг поднялась некая ревность, почему это Бог будет их утешать, когда их слезы и их страдания вовсе не истинные и не такие пронзительные как у некоторых действительно страдающих людей. Да и вообще их страдания фактически нарошешные, чего на них внимания обращать, не надо их утешать, надо к другим обратиться.
   Вам этот мой монолог ничего не напоминает? А не похож ли он на то, как капризничают те самые дамочки, о которых я только что столь небрежно говорила или не походит ли он на то, как вопят капризные детки. Так кто я тогда и подобные мне люди, рассуждающие и считающие возможным диктовать Богу, кого ему утешать, а кого утешать не следует. Разве мы не видимся Ему такими же капризными, скулящими требующими утешать и любить только себя, считающими, что другие не достойны Его любви и утешения. И вообще все ли наши страдания действительно страдания от обстоятельств, а может многие из наших страданий для Бога абсолютно надуманные. И достаточно нам просто отстраниться от нашего любимого состояния: «я бедный, я несчастный, пожалейте меня, у меня отняли любимую игрушку, я больше не могу командовать этими людьми, я больше не главный и денег у меня теперь не то чтобы прожить было не на что, но не завидуют мне больше, не прибывает у меня так, как я хочу»… . И так далее. Так это серьезные страдания для Бога или нет? А для нас? И на каких весах кто будет взвешивать, насколько серьезно наше страдание. А вообще оно как будет оцениваться? Не является ли наше стремление даже здесь оценить, чьи слезы круче и чье страдание больше - фактически проявлением внутреннего соревнования, то есть гордыня наша. Смотрите, как она может извратить даже самое милость Божию в наших мыслях. И не потому ли нам дается встречать людей этих истеричных дамочек и этаких капризных деточек, чтобы мы видели себя, свой образ в глазах Бога.
  И как же часто мы обижаемся, что утешение не бывает моментальным, что не восстанавливается наша гордость, что тут же не происходит отмщение за наши обиды. Дав нам поистерить, Господь посылает нам утешение: смирение, доброту, любовь…
  «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», - поскольку Господь подарит нам добродетели в утешение, подарит нашим душам взросление, мудрость. И может действительно правильно, что Господь утешает каждого, кто плачет, каждого, кому плохо, какими бы несерьезными для нас ни казались причины их слез. Ведь все мы есть дети Божьи. А ведь родители ребенка даже если его слезы совсем по пустяку льются, стараются его утешить.  Родители ребенка, даже уведя его от полюбившегося ему прилавка, даже отказав ему в желанной игрушке, обязательно пытаются как-то успокоить дитя, как-то и на что-то его отвлечь. Так и мы получаем новые заботы, другие проблемы взамен тех, которые мы столь безуспешно, до горьких слез стремились разрешить согласно нашему разумению на пользу себе. И может быть, уже решение новых проблем помогает нам уйти от слез. Но при этом новыми проблемами, новыми задачами нас приучают мудрее относиться к жизни, как и мы учим детей уму-разуму, отвлекая их от прежних игрушек и поручая им новые серьезные для них дела. Вот, уж, действительно, «как наверху, так и внизу».
   Возможно ли, что плачущие будут утешены в ином мире? Разумеется, да. Мы все знаем, что есть такие трагедии, которые человеку не представляется возможным забыть. Однако, попадая в иной мир, мы просматриваем нашу жизнь и вот там уже нам расставляют приоритеты, как они видятся оттуда, сверху. Там мы встречаемся с нашими погибшими, с родными и близкими. Там разрешаются те узлы, которые болью бередили нашу душу весь период нашей земной жизни. И поэтому там, да, плачущие будут утешены. И даже те, чьи слезы нам  здесь кажутся совершенно глупыми и пустыми будут утешены, да, их горести тоже реальны, и тоже стоят слез, каждому дается та тягость, тот урок, который он может вынести. И если мы видим, что кто-то несет заведомо более легкий урок, чем мы, не удивляйтесь и не завидуйте: либо от вас скрыта вся тягость их урока, либо их душа еще мала и слаба и большей тягости не вынесет, вот ей и дается такой малый (по нашему мнению) груз. Не удивляйтесь и не завидуйте. И не возмущайтесь ни их слезам, ни следующему за ними утешению.