Цирик

Андрей Прошаков
Фамилию Цирика вспомнили почти сразу, а имя только найдя паспорт.
Вовку и его братьев  дразнили с детства Цириками.
 Семья Цирика, как и сотни других семей из Чувашии, Мордовии. приехали в обезлюдевшие от братоубийственной войны, раскулачки, репрессий и войны 1941-45 года в донские хутора в середине 20 века. Непритязательные и неряшливые в быту, « маленько»  приученные к работе и сильно пьющие (а каких еще могли отправить по разнарядке?)  стали трудиться в животноводстве, так и прижившись в казачьих хуторах…..
Вовчик после школы с  родителями  работал на ферме. Пил, когда не хватало денег, угонял лошадей на заказ. Время шло. Колхозы и совхозы исчезли, здоровье тоже. Уже инвалидом он стал наниматься пасти хозяйский скот. С утра выгнав стадо, к обеду напивался и хозяева своих коров собирали по левадам. Отец умер. Мать (родившая 4 детей) жила у дочери в городе.  Вовчик жил один, хмельно и весело. Самим близким для себя существом считал лошадь  Монголку. Это только по ней можно было определить в степи, где спит пьяный Цирик. В эту зиму к нему приехала мать, к младшему, самому непутевому. Чем она ему могла помочь, придавленная годами и тяжелой работой? Он ее забот то ли не замечал, а может и не нуждался. Пропадал у собутыльников сутками, переложив уход за Монголкой на мать. Последние трое суток он пил у Павлова, компанию им составляла  жена Павлова, которой рожать уже в апреле.
 В хуторе пожар заметили в 3 часа ночи. Павлов успел вытащить только свою беременную, уже сильно обгоревшую жену. Про Цирика он и не вспомнил. Матери сообщили  в 10 часов утра, что сын сгорел. Понимая, что здесь ее больше ничего не держит, но еше не осознавая всю глубину трагедии, спросила: «Кому продать лошадь? За ней некому ухаживать, да и деньги на похороны нужны.» Подошёл работник ритуальных услуг, которого в свою очередь послал участковый. И она пошла к пепелищу.  Ритуальщик тихонько нам сказал: « Все что отыскали от Цирика, поместилось в ведро.»  Над хутором разнесся леденящий крик матери. Стая голубей испугано вспорхнула как от выстрела, наверное поднимая так и непротрезвевшую душу Вовчика к небесам.
Несколько пустующих домов хутора ждут новоселов Павловых…