Эллис Питерс Хроники брата Кадфаэля

Лана Балашина
        Дочитана серия книг Эллис Питерс «Хроники брата Кадфаэля» - и расставаться не хочется ни мне, ни ей…
        Выяснилось, что мне нравится, когда расследование поручено детективу-монаху. Мне нравились детективы Честертона, с удовольствием читала романы Акунина серии «Пелагия», очень люблю роман Эко «Имя розы». А из прочитанных недавно романов Рут Ренделл мне больше всех понравился второй «Зловещее наследство» – сын священника собирается жениться на девушке, отец которой -убийца. Священник – очень умный, сдержанный, обаятельный человек, а уж его отношению к сыну можно только позавидовать – он провел собственное расследование и  нашел истинного преступника, несмотря на то, что прошло много лет. Все эти романы – совершенно несхожие на первый взгляд! – объединяет неспешность повествования, отсутствие суперменства у главных героев, а зато в наличии – вера, любовь к людям и умение прощать и понимать их слабости, знание психологии.
       Действие романов Эллис Питерс происходит в Англии 12 века, в окрестностях небольшого городка Шрусбери, на границе Англии и Уэльса. Это, кстати, места, где родилась и всю жизнь прожила сама автор – наверное, поэтому так объемны и живописны ее пейзажи. Закрываю глаза и вижу извивающуюся ленту реки, бесконечные зеленые луга, купы деревьев, под которыми располагаются маноры и теснящиеся к ним дома поселян, прямоугольники распаханной земли…Кстати, уже после первого романа я поняла, насколько кинематографично все, что я прочитала. Поискала в сети, так и есть: английский сериал «Брат Кадфаэль», 4 сезона по 4 серии. Часть уже посмотрела – вполне!
         Герои книг – жители городка и окрестных замков – маноров, и монахи Шрусберийской обители Петра и Павла. Один из них – брат Кадфаэль – и выступает в роли детектива. Хотя сама Эллис Питерс так его ни за что не назвала бы - брат Кадфаэль просто не может пройти мимо против несправедливого обвинения или нераскрытого преступления, а острый ум и опыт прожитой жизни помогают ему и его другу шерифу справиться с тайнами и загадками. Все это происходит в 12 веке – ни об анализах крови, ни об отпечатках пальцев еще ничего не известно… Брат Кадфаэль в своих розысках больше  рассчитывает на знание человеческой психологии, свидетельские показания, он умеет разговаривать с людьми и часто может услышать то, на что другие не обратят внимание. То, что он довольно долго прожил в миру, участвовал в Крестовых походах, помогает ему оценивать происходящие события не только взглядом монаха-бенедиктинца, отрекшегося от всего живого, но дает возможность видеть женскую красоту, ценить дружбу и семейные отношения. Ему не дано наблюдать, как растет его сын – но он с удовольствием общается со своим маленьким крестником. Вообще – средневековый монах оказался не суровой, полной предрассудков мрачной личностью, а здравомыслящим, умным и обаятельным человеком, с неистребимым стремлением к справедливости.
        Действие романов разворачивается на интересном историческом фоне. На английский престол претендуют одновременно два сильных соперника – Стефан и Матильда, втягивая в кровавый раздор всю страну. Нередко хозяева соседних маноров, а то и члены одной  семьи  принадлежат разным партиям. Некоторые романы серии напрямую связаны с военными действиями претендентов, и содержат сцены осады, штурма. Один из первых романов серии начинается с расправы, санкционированной Стефаном, над защитниками Шрусбери. Брат Кадфаэль обнаруживает среди казненных защитников тело человека, умершего от удушения… Его чувство внутренней справедливости не позволяет ему оставить молодого человека неопознанным, а преступника – без наказания.
        Брат Кадфаэль – валлиец, а валлийские законы отличались от английских.  Один из романов серии – «Монаший капюшон» - можно было бы назвать «чисто валлийским убийством», он построен на знании Кадфаэлем валлийских законов о наследовании.
       Вообще – мне представлялось, что атмосфера в такие далекие времена в монастырях была более, чем мрачная – а здесь столько света и воздуха. Я люблю английский юмор – и Эллис Питерс мне очень подходит. Мне кажется, она часто улыбалась, когда писала свои истории. Не верится, что ей уже было за 80…
       Конечно, и в ее романах есть место религиозной нетерпимости и мрачным предрассудкам. Но если у Эко это на протяжении всего романа подтверждалось цитатами и многочисленными отсылками к религиозной литературе и философским трактатам – здесь этого совсем нет. Единственный роман серии, интрига которого построена на вопросах веры и теме отступничества и еретичества – это роман «Ученик еретика». Молодой человек, сопровождавший в качестве слуги паломника к святым местам, возвращается в монастырь, чтобы похоронить умершего хозяина. Возникает спор – были ли убеждения умершего правильными. Не вдаваясь в то, о чем я судить не могу – я оказалась согласна с еретиком. Правда, выяснилось, что не так все однозначно… Например, если родился ребенок и умер, не успев принять таинство крещения – лежит ли на нем грех?  Я – мать и знаю, что нет, и убедить меня в противоположном невозможно. А вот в споре было доказано, что таким образом  ученик якобы отрицает необходимость крещения. Наверное, существует исключение, и это – как раз тот случай.
         В одном из романов серии священником местной церкви становится человек, нетерпимый в вопросах веры – и это сущее несчастье для всего города.  В частности, спор о младенцах так задел меня потому, что этот священник отказался прервать службу и крестить новорожденного, а пока служба кончилась, младенец умер. В общем, я как-то не по-христиански не сожалею о его дальнейшей судьбе. 
         Конечно, если вы любите умные  полицейские детективы, или психологические – с элементами триллера, вам не стоит начинать серию. Здесь нет остроумных догадок, нет сложной интриги – признаюсь, в паре-тройке романов серии я догадывалась обо всем на первых же страницах – но мне это совсем не помешало!
          Я провела эту зиму с Эллис Питерс и ее очаровательными провинциальными английскими детективами, и ничуть об этом не жалею.