5. 4

Нина Марченко
 Но вот такой важный вопрос, как освоение Сибири, до сих пор не в чести. Мы ведь все понимаем, что Сибирь после переворота 17 года пытались осваивать, заселяя каторжанами. Помню невероятно красивые и богатые земли юга Красноярского края. Почти не заселенные. В командировке с комиссией Госстроя СССР мы встретились с влиятельным человеком. Когда мы говорили о сложностях в строительстве, он прервал нас, сказав, что главное не построить завод, а определить, кто будет на нем работать. Строили зачастую условно осужденные за махинации в строительстве, так называемые «химики», стремящиеся поскорей вернуться в среднюю полосу России. С другой стороны местные жители, тоже мечтали уехать от такого соседства с заключенными. А ведь заселялась Сибирь вполне успешно при царе-батюшке. Людям давали землю, которую другая власть коммунистическая отняла. Так что просто давать землю, сейчас мало. Люди напуганы демократией двадцатого века. К тому же все видят, что те, кто строил коммунизм, живы и ждут реванша. Хотя они теперь якобы антикоммунисты, но стремление грабить беззащитный народ прежнее. А название, конечно, поменяют. И уже оправдание готовится: «как можно этим прирожденным пьяницам доверять власть?».
Рано утром, до рассвета мы выехали из города Минусинска на автомобиле «Волга». Первая остановка была на берегу реки Оя рядом со старинным селом Ермаковское. Было время завтрака, и местные жители нас угостили какой-то исключительной рыбкой, выловленной и приготовленной только что. Дальше нам предстояло ехать по старинной грунтовой дороге, называемой «Оянский тракт». Дорога шла вдоль реки через красивые, очень внушительные горы Саяны, изрезанные ущельями и заросшие дремучим лесом. А на той стороне Саян - похожие на Монголию степи Тувы. Шофер был местный. Рассказывал, что после войны на этот путь уходила неделя. Ездили, правда, на грузовиках. Народу было в то время больше. То там, то здесь проезжали места, где, по словам водителя, раньше были придорожные трактиры. Мы же первый поселок встретили поздним вечером в Туве.
Один раз, когда обедали на берегу, видели туристов, сплавлявшихся по горной речке Ое. Еще была остановка, когда мы оказались рядом с маленьким ручейком, заросшим кустами дикой смородины и под ногами была земляника. А наш доблестный шофер залез на огромную сосну и забросал нас ветками с кедровыми шишками. Мы связали огромные букеты из этих веток, чтобы отвести в Москву родным и близким. Когда добрались до альпийских лугов, шофер набрал себе черемши. Мы ехали целый день. Рассмотреть степь не успели, так как было совсем темно. На следующее утро проснулись в гостинице города Кызыл.