За чьи грехи расплачиваются наши дети?

Тамара Алексеева
Сын актера Василия Ливанова сидит в тюрьме за убийство.

«Ты являешь милость тысячам
и за беззаконие отцов воздаешь
в недро детям их после них…»
         Иеремия,глава 32

Я не верю, что сын актера Василия Ливанова, кавалера ордена Британской империи, блестяще сыгравшего Шерлока Холмса -убийца. Я сочувствую горю отца - не приведи бог никому испытать такую трагедию. Пресса устроила настоящую травлю, не гнушаясь никакой ложью, бросила тень на знаменитый род семьи Ливановых.
Но я верю в то, что ни один волос просто так не упадет с головы человека. И вспоминаю другую травлю, учиненную над великим  поэтом и писателем Борисом Пастернаком. Травлю, которая послужила причиной его преждевременной смерти. В которой приняли самое горячее участие и Борис Ливанов, близкий друг Пастернака, отец Василия Ливанова. И сам Василий Ливанов, написавший воспоминания «Невыдуманный Борис Пастернак», в которой вылил на давно умершего поэта целый ушат грязи…
Остается ответить на вопрос - за что Ливановы - отец и сын (при жизни Пастернака Василий был еще школьником)-так его возненавидели?
Мой любимый писатель, Борис Пастернак, за роман «Доктор Живаго» в 1958 году был удостоен Нобелевской премии. За роман он  подвергся нечеловеческим гонениям и от премии вынужден был отказаться. Но это его не спасло.
«Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет» -  писал он в стихотворении «Нобелевская премия». Ах, эта Нобелевская премия! Если бы не она! Как вспоминает подруга Иосифа Бродского, Людмила Штерн, каким «ударом в солнечное сплетение» явилась она для многих « друзей» поэта!(Бродский получил ее в 1987 году)
Травля Пастернака достигла небывалых размеров. Московские писатели обращались к правительству с просьбой «лишить Пастернака гражданства и выслать за границу». Чего боялись коллеги по перу - ну, это понятно. Время было такое - все боялись. Роман-то признан антисоветским. Писатели должны были осудить. А чего боялись самые близкие друзья, вроде актера Бориса Ливанова? Который имел на Пастернака «сильное влияние»? Который - посоветовал лауреату Нобелевской премии, получившую ее «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы» - не писать больше романов. Не стоило, мол, писать шестьсот страниц ради одного стихотворений в конце романа, «которое вбирает весь роман». Иногда очень важно -не что сказал друг, а когда сказал. Когда греешься в лучах славы, или - когда насмерть затравлен. За что так возненавидел писателя самый близкий друг, да так, что эта ненависть, как дурная зараза, пошла по роду?
За оскорбительные слова в адрес его романа Пастернак написал Борису Ливанову гневное письмо. Потом остыл и пришел просить прощение. »Пастернак появился у нас в доме ранним утром. Умолял забыть про письмо, »перешагнуть через него».Но отец был неумолим…»После этого не удивлюсь, если ты начнешь здесь рыдать и падать на колени».В ответ на эти слова Пастернак действительно заплакал и встал на колени. Просил вернуть письмо, потому что если оно останется у нас в доме, Борису захочется его перечитать и тогда он никогда, никогда его не простит… Сцена покаяния происходила в прихожей. Отец попросил маму вернуть письмо, сам же, резко повернувшись, ушел в комнату.»(журнал «Караван» № 12 декабрь 2010 год)
Потрясает эта сцена унижения поэта. Ведь, как писал В. Высоцкий: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Что творческие люди - особо ранимые- знают все. Михаил Булгаков от пренебрежительных слов Сталина сгорел буквально в считанные дни…Пастернак особенно отличался повышенной чувствительностью, он был оголенным нервом, «жил и писал навзрыд».
«Февраль. Достать чернила и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
 Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.»
«Любимая-жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный…»
 Его пощадил даже Сталин. Эту сцену прекрасно описал в «Караване историй» (декабрь №12 2010 год) сам Василий Ливанов. «После ареста любовницы Пастернака Ивинской на очереди был сам поэт. Поскребышев начал докладывать Сталину:
-Приготовленный к печати типографский набор нового стихотворного сборника «врага народа» рассыпан, имеются неоспоримые свидетельства…
Договорить Сталин не дал-начал цитировать:
-«Цвет небесный, синий цвет полюбил я с малых лет. В детстве он мне означал синеву иных начал…»- а после небольшой паузы добавил:- Оставьте его - он небожитель.»
 После  ссоры с Борисом Ливановым Пастернак заболел и в считанные месяцы умер. Видимо, Борис Ливанов был ему особенно дорог, и его мнением он дорожил особо, если за несколько дней до смерти только его позвал попрощаться и помириться. Вернемся к его сыну, Василию. Вернее, к его публикации под названием »Невыдуманный Борис Пастернак». Ясное дело, династия Ливановых, как никто другой, знает «настоящего, реального» поэта. И каков же он? О-о-о, он ужасен. И сам и его творения. О том, что Пастернак «фантастический эгоист», он еще напишет не раз в «Караване». Но здесь «и герой пастернаковского романа не что иное, как последовательное утверждение авторского эгоизма».»От любых укоров совести Пастернак был надежно защищен своим, возведенным в абсолют, эгоизмом».И сын-то у него умер по его вине(через шестнадцать лет после смерти Пастернака) .Как известно , в главном герое романа, докторе Юрии Андреевиче Живаго, Пастернак вывел свой образ. Досталось под орехи и  его возлюбленной, которой он посвятил бессмертные стихи, и которая явилась прообразом главной героини романа - Лары. Оказывается, никакая она не героиня, Василий Ливанов –  то лучше знает, что она всего лишь «прихоть стареющего поэта», »никто из друзей не принимал ее всерьез» и т.д.
Это она  - Ольга Ивинская, расплатившаяся за любовь к Пастернаку восьмью годами лагерей. Это она потеряла под пытками в тюрьме своего неродившегося ребенка. Это она - единственная, кто достойно вела себя на допросах, не опорочив поэта ни единым словом, не отрекаясь от него ни на одну секунду. Но есть что-то гораздо сильнее, чем правда. И имя ему - уязвленное самолюбие. Это оно заставило род Ливановых даже после его смерти чернить его имя. И вся правда раскрывается на двух страницах романа «Доктор Живаго».
Юрий Живаго встречается со своими близкими друзьями. « Между ними шла беседа, одна из тех летних, ленивых, неторопливых бесед, какие заводятся между школьными товарищами, годам дружбы которых потерян счет. Как они обыкновенно ведутся? У кого-нибудь есть достаточный запас слов, его удовлетворяющий. В этом положении был только Юрий Андреевич. Его друзьям не хватало нужных выражений. Они не владели даром речи. В восполнении бедного словаря они, разговаривая, расхаживали по комнате…по нескольку раз повторяя одно и то же («Это, брат, нечестно; вот именно, нечестно; да, да, нечестно»)
Они не осознавали, что этот излишний драматизм их общения совсем не означает горячности и широты характера, но, наоборот, выражает несовершенство, пробел.
Гордон и Дудоров принадлежали к хорошему профессорскому кругу. Они проводили жизнь среди хороших книг, хороших мыслителей, хороших композиторов, хорошей, всегда, вчера и сегодня хорошей, и только хорошей музыки, и они не знали , что бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы. Гордон и Дудоров не знали, что даже упреки, которыми они осыпали Живаго, внушались им не чувством преданности другу и желанием повлиять на него, а только неумением свободно думать…Ему насквозь были ясны пружины их пафоса, шаткость их  участия, механизм их рассуждения. Однако не мог он сказать им: «Дорогие друзья, о как безнадежно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас - это то, что вы живете в одно время со мной и меня знали.»
 Этого было достаточно. Ясное дело, кто был одним из друзей, выведенных Пастернаком. Прославленный актер из родовитой семьи не смог простить и про бедность речи и особенно про то, что «было единственно живым и ярким в друзьях».А разве оно не правда? Прошли годы- и почти никто не помнит- кто такой был Борис Ливанов. Но не перестанут читать и восхищаться непревзойденным романом, его небывалой музыкальностью фраз, ярких образов, поэтичности. В который раз убеждаюсь, что просто так Нобелевские премии не раздаривают.
Страшная вещь -уязвленное самолюбие. Особенно у тщеславных людей. А то, что Василий Ливанов-человек тщеславный, и выше своего носа никого не замечает, видно из его исповеди, опубликованной в нескольких журналах »Каравана историй» за 2010-2011 годы. Кого только, не считая Пастернака, не ужалил он своим заточенным пером! Судя по комментариям в интернете (к этим статьям), не одну меня поразило пренебрежительное, высокомерное отношение актера к людям. И  людям непростым -довольно известным, талантливым, знаменитым. И Тарковскому-то он по морде дал, и трус и предатель Андрон Кончаловский, который тоже боялся получить от него по морде, у него прощение просил(хорошо, что не на коленях, как любят Ливановы).
Но больше всего досталось режиссеру Масленникову, который и привел Василия Ливанова к славе, пригласив на роль Шерлока Холмса. Но выясняется, что господин Масленников-это человек, значащийся в титрах фильмов о Шерлоке Холмсе,» как режиссер».Эти слова ясно говорят о том, что режиссером на самом деле был кто-то другой. Уж не сам ли Василий Ливанов? Нет, все же режиссер-то Масленников. Но – режиссер «плохой». О чем ему не преминул сказать прямо в лицо «любитель правды», который и  на съемках фильма отважно подкалывал режиссера:-«Знаете что- давайте Масленникова домой отпустим? Что он тут сидит-мучается?». Предполагаю, что режиссер был человеком по натуре мягким, ведь именно такие люди - прекрасный объект для травли. »Хорошо, что Масленникова хоть бы хватает ума не отрицать, что в музее Шерлока Холмса в Лондоне висит именно мой портрет в образе великого сыщика»- пишет Василий Ливанов .Да, тщеславные люди обычно отличаются великой неблагодарностью. И легко раздавливая людей незлобных, обычно трепещут перед сильными мира сего. С каким благоговением описывает он Никиту Михалкова. »На Никиту!!! (имеется в виду -повысить голос. Прим авт.) Могу себе представить, что было бы, если бы кто-нибудь осмелился повысить на Михалкова голос…не знаю человека, от которого Никита снес бы подобное. Тем более - от Масленникова». Похоже, Великий сыщик, в упоении от самого себя вовсе не замечает, что, увлекаясь, идет по головам, выставляя себе сплошные пятерки за счет двоек другим. А вот, что- его собственный сын-»слишком раним», это он-«человек без кожи», это его «бог наградил и литературным и художественным даром»-в этом, конечно, Василий Ливанов уверен.
Я бы еще смогла понять, если бы Василий Ливанов был  моложе. Но на старости лет так клеветать на имя великого поэта, чернить его великий роман, его возлюбленную, известных людей.
«Бумеранги возвращаются»- писал о Василии Ливанове  Григорий Кружков (статья »Наизнанку» из книги «Ностальгия обелисков» 2001 год). Он вывел собственное предположение о причине мести Пастернаку со стороны Василия Ливанова. Ведь тот, еще в юности писал: »Мне казалось, что я достоин иметь с Пастернаком собственные дружеские отношения, а не жить отраженным светом родительской любви». «Вот оно в чем дело! Но взрослой дружбы – такой, как, например, с Вячеславом Ивановым, сыном других друзей Пастернака,– не состоялось. Страшная вещь – уязвленное самолюбие. Оно не только озлобляет, но и ослепляет. И обвинитель не замечает, как его упреки в "непомерной гордыне" и "женском тщеславии" Пастернака бумерангом возвращаются к нему самому.
Речь идет не об одном недобросовестном опусе, а о кампании травли вокруг имени Пастернака, не утихнувшей до сих пор. Но исходит она уже не от официоза, а из среды, когда-то близкой поэту, из кругов, до сих пор влиятельных и сплоченных2…
Но предательство всегда обоюдоостро.» Григорий Кружков.
 Статья была написана в 2001 году, трагедия в семье Ливановых произошла в 2009 году.
Я бы посоветовала Василию Ливанову, ради спасения действительно невинного сына, попросить прощение в церкви за Пастернака. Но знаю, он не будет этого делать. Я не хотела предстать в этом деле обвинителем. Через жизни других людей, я прежде всего, пытаюсь понять себя. И если меня задела эта история - я так или иначе имела, имею или буду иметь к ней какое-то отношение. Если кого-либо из читателей она затронет - стоит задуматься. Мы все едины. Мир, в котором мы живем - это не есть что-то раз и навсегда известное. Он волшебный, дивный, полный необъяснимой тайны и такой же - страшный, жестокий, беспощадный. Как корни деревьев в земле, мы все переплетены в нем как единый организм - судьбы отцов, детей, далеких предков. Все способны равно в одинаковой степени - как на величайший подвиг, так и на величайшую низость. И все порой недоумеваем - за что расплачиваются наши дети? За что?