ХР Эпоха гоминид Эволюция поведения гоминид

Александр Суворый
ХР. 2.1.15. Эпоха гоминид. Эволюция поведения гоминид.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 1. Эпоха гоминид.

Глава 15. Эволюция поведения гоминид.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Палеогеновый период. Плиоцен.
3 500 000 до н.э.

Земля. Первое межледниковье Плиоцена. Евразия (Россия). Падение крупного метеорита. Северная Америка (Аляска). Похолодание климата. Каспийское море – Балаханское озеро. Каньон Палео-Волги. 3 500 000 до н.э.

Продолжение первого межледниковья Плиоцена (4 100 000-2 500 000 до н.э.). На территории будущей России упал метеорит, оставивший кратер «Эльгыгытгын» диаметром 18 км. Начало похолодания в Патагонии (гляциал Гильберт I, 3 500 000-3 350 000 до н.э.) и продолжение похолодания на Аляске (Северная Америка) (гляциал Гильберт IV-I, 3 950 000-3 350 000 до н.э.). К началу так называемого «балаханского века» на месте Понтического озера-моря образовалось сильно сокращённое в размерах Балаханское озеро (Каспийское море). Уровень Балаханского-Каспийского моря-озера в южной котловине на 500 метров ниже современного уровня, поэтому реки, впадающие в это море, в том числе Палео-Волга, прорезают очень глубокие ущелья и каньоны. Площадь впадины Балаханского-Каспийского моря-озера больше современного Ладожского озера в 6-7 раз. Весь рельеф юго-востока Восточно-Европейской (Русской) равнины в данное время весьма изрезан речными руслами и расчленён трещинами, следами сильных тектонических подвижек. Балаханское-Каспийское море-озеро было пресноводным, о чём свидетельствует фауна остракод, но ложе и берега этой впадины состоят из слоёв гипса, ангидрита и целестина, что, наоборот, свидетельствует о сверхсолёности Балаханского-Каспийского моря-озера. Пресноводная фауна обитает только в лиманах и лагунах, в которые впадают реки, в том числе Палео-Волга. В данное время Палео-Волга и другие реки мощными потоками прорезали свои каньоны глубиной несколько сотен метров, а их дельтовые речные отложения сформировали в глубинах каспийской южной впадины нефтеносную толщу мощностью до 4000 метров.

Южная Европа. Средиземноморье. Апеннинский полуостров. Киты и акулы. 3 500 000 до н.э.

Закончилось заполнение водами Атлантического океана через Гибралтар акватории Средиземного моря. Острова и береговая линия моря приобрели современные границы. На песчаный берег моря вблизи современного итальянского Монте-Аперто, в районе Сиены (Поггьяроне) выбросился кит рода Balaenotus. Он лежал на левом боку, а его правая часть стала объектом воздействия человекообразных приматов. Здесь на костях кита остались следы каменных орудий. Отметины в виде бороздок очень походят на следы, которые обычно остаются на костях при современной обработке туши кита инструментами. Однако строгая параллельность бороздок на костях кита, возможно, является также следствием воздействия акульих зубов. В этой части будущей Италии (в Савоне) будут найдены фрагменты скелета древнего человека (в 1875 году).

Земля. Повсеместно. Австралопитеки. Знаковое и символьное поведение. Саморегулирование и опыт. 3 500 000 до н.э.

Увеличение способности разнообразно действовать вызвало у человекообразных приматов и человекоподобных гоминид увеличение способности к знаковому и символическому (ритуальному) поведению. Начало процесса накопления естественных поведенческих знаков и символов – языка символического (ритуального) поведения. Возникновение способности создавать образы (подражать, «обезьянничать», передразнивать, копировать, воображать) стало началом создания символьных знаковых обозначений, то есть будущего человеческого языка общения. Возникновение второго уровня разумного поведения – уровня саморегулирования. К поведению индивидуума, основанному на физико-химических процессах в клетках и органах организма (генетических инстинктах, безусловных рефлексах) добавилось поведение индивидуума, основанное на самоощущении во взаимодействии с окружающей средой. Начало формирования первых сложносоставных условно-безусловных рефлексов системы человеческого мышления и общения (3 500 000-3 200 000 до н.э.). Человекообразные приматы и человекоподобные гоминиды начали методом проб и ошибок искать и обеспечивать себе естественный комфорт, удобства, сытость, удовлетворение своих естественных инстинктивных потребностей. Начало эры развития индивидуального опыта в истории человечества (3 500 000-1 500 000 до н.э.). Такое развитие способностей человекообразных приматов и человекоподобных гоминид требовало от них максимального напряжения усилий и развития мозга. При этом способность к созданию символьных знаковых обозначений (звуковых и поведенческих сигналов, знаков и символов) неразрывна с развитием способности планирования поведения. Человекообразные приматы и человекоподобные гоминиды-охотники научились издавать звуки, которыми отпугивали хищников, приманивали жертву или выражали свои чувства и ощущения. Так же, как, например, гиббоны, человекообразные приматы и человекоподобные гоминиды научились издавать разнообразные звуки с разной высотой тона в пределах нескольких октав и даже петь, подобно птицам, с разнообразными мелодиями. Одновременно все приматы и гоминиды постоянно подвергаются сильному воздействию хищников, и у них развивается чувствительность слуховых систем к низким частотам. «Барабанная дробь», издаваемая ударами ладоней или кулаков в грудь или по стволу дерева, возможно, является первым осознанным сигналом-символом в истории человечества (3 500 000-1 500 000 до н.э.). Такими сигналами, например, человекообразные обезьяны сообщают сородичам о месте с обильной пищей.

Африка. Австралопитеки. Гаремная община первобытных гоминид. Родительские отцовско-материнские инстинкты. 3 500 000 до н.э.

Продолжение превращения зоологических объединений гоминид в первобытное стадо – общину первобытных гоминид. У австралопитеков, живущих в условиях саванной лесостепи (невысокая пищевая продуктивность, повышенная опасность существования), складывается жёсткая структура отцовско-материнских гаремных семей-родов (например, как у шимпанзе, обитающих в саванне), в которой создаются условия закрепления за сильными самцами самок. При этом осуществляется обмен или захват чужих самок. Внутрисемейные и межсемейные половые отношения упорядочиваются, возникает запрет на внутрисемейные неупорядоченные половые отношения (аналог экзогамии). Скорее всего, это связано с высокой смертностью новорождённых при внутрисемейных неупорядоченных половых отношениях (эндогамный промискуитет) и реализацией инстинкта самосохранения своих и только своих детёнышей в условиях смертельной опасности обитания на открытых и малопродуктивных территориях. При этом преимущественное положение в отцовско-материнской гаремной семье-роде австралопитеков наследуется по материнской линии (матрилинейность), что весьма характерно для человекообразных приматов. Возникновение и развитие одного из основных благоприобретённых условных отцовско-материнских инстинктов – инстинкта сохранения, охранения и преимущественного жизнеобеспечения («проталкивания по блату», покровительства) своего и только своего потомства (3 500 000 до н.э. – настоящее время). Возможно, соединение у кочевых саванных австралопитеков экзогамии с матрилинейностью, стало истоком формирования в дальнейшем системы отношений доминирования дуально-родового «матриархата».

Земля. Поведение гоминид. Условно-инстинктивное развитие поведения. 3 500 000 до н.э.

Непосредственно над первоосновой развития поведения, центры которого находятся в подкорке и глубинных слоях головного мозга и центральной нервной системы организма гоминид, располагаются нервные центры сложносоставных условных рефлексов и инстинктов или зоны дрессуры. Эти условные рефлексы и инстинкты не является врождёнными или наследованными. Они являются результатом жизненной практики, дрессировки, индивидуального опыта. При этом всякий условный рефлекс и инстинкт возникает на основе безусловного рефлекса или инстинктивной, наследственной рефлекторной реакции организма. Дрессура практически не создает новых рефлексов у обучаемой особи, она лишь комбинирует врожденные рефлексы и создаёт новые условные связи между врожденными рефлексами в соответствии с условиями окружающей среды обитания. Таким образом, поведение гоминид развивается на основе поведения всех предыдущих поколений человекообразных обезьян (приматов) и всякое поведение является ничем иным, как наследственным поведением, видоизменённым дрессурой (воспитанием) и условиями окружающей среды, в которых оно проявляется. Кроме этого, если врождённые безусловные инстинкты служат средством приспособления организма гоминид к условиям среды и являются относительно постоянными, закрепленными, устойчивыми, то сложносоставные условные рефлексы и инстинкты являются более гибкой, тонкой и совершенной системой приспособления этих инстинктов к индивидуальным, личным условиям существования данной особи гоминид. Такова биология происхождения индивидов, индивидуального или личного опыта гоминид.