Тот, кто терпит неудачу в большом джихаде, не преу

Иван Муткогло
Тот, кто терпит неудачу в большом джихаде, не преуспеет и в малом.

Слово "джихад" вызывает страшное беспокойство у большинства западных стран, которые, практически, ставят знак равенства между джихадом и насилием. Тем не менее, следует уточнить, что придание этому слову смысла «священной войны» совершенно чуждо Исламу. Такое понятие было введено крестоносцами в оправдание массовых убийств, грабежей городов и поселений того времени. Джихад - это арабское слово емкое по смыслу и имеет несколько значений, главное из которых - бороться, прилагать усилия на верном пути к Аллаху. Для упрощения понимания можно сказать, что существует «большой джихад», который представляет, по сути, борьбу с самим собой, и «малый джихад» включающий в себя борьбу внешнюю. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что самый лучший джихад для кого бы то ни было - это борьба с самим собой во имя Аллаха Великого и Всемогущего. В этом утверждении Пророка имеется ввиду борьба правоверного с мирскими соблазнами, влекущими к грехопадению, с испытаниями, подстерегающими его на жизненном пути. Аллах также говорит в Коране: «Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (сура «аль-Фуркан», аят 52).

В этом кораническом стихе Всевышний завещает мусульманам не поддаваться неверующим, отказываясь от своей религии и призывает бороться для принятия  Корана и осуществления понимания его людьми. Эта сура рожденная в мекканский период являет собой поручение  принять участие в священной борьбе, не имеющей ничего общего с использованием военных средств.

Малый джихад, сошедший на нет за последние 400 лет со сцены бурных политических событий, вдруг вспыхнул вновь в 1980 году и не без помощи, к сожалению, Америки. Пользуясь случаем вторжения Советского Союза в Афганистан, Зия-уль-Хак, военный диктатор Пакистана увидел возможность объявить джихад против советских войск, а точнее коммунизма. Учитывая глобальную конфигурацию того периода истории, у США появился шанс разделить мир между двумя силовыми полюсами, стимулировав мобилизацию сотен тысяч мусульман против того, что Рональд Рейган называл «Империей Зла». Деньги потекли рекой, агенты ЦРУ принялись «окучивать» мусульманский мир вербуя способных участвовать в этом «великом джихаде». Не развивая тему, отмечу  однако, что Бен Ладен с самого начала был одним из таких рекрутов.

Мусульмане на пути к Аллаху, борясь против соблазнов и похотей, могут переносить физические страдания. Это тот «малый джихад», который и подвергается ожесточенной критике. Только по невежеству этот вид джихада, а с ним и ислам, некоторые соотносят  с террором, хотя цель этого джихада, если он ведется по установленному закону, есть возвышение слова Божьего. Поступая так все те, кто взывают к свободе во всем мире, так или иначе освобождаются. Подобно тому, как пацифисты, выбирают свой собственный путь в мире полном хаоса и недоброжелательности. Если бы не существовало такого джихада, то коррупция захватила бы Планету. «… Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный!» (сура «Аль-Хадж», аят 40).

Бог благоволит благочестивым, подвергающимся нападению неверующих и несправедливых. Всевышний создал борьбу между людьми, как средство для подавления лжи. Иначе праведные верующие, не взявшие в руки оружие, будут уничтожены ложью, которая низвергнет культовые сооружения на всей земле. Этот вид джихада, будь он оборонительным или наступательным, является божественным повелением мусульманам, в целях спасения угнетенных и слабых от тирании на том или ином этапе истории мира. 

«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника» (сура «ан-Ниса», аят 75). Праведные должны не щадить жизни во имя спасения немощных мужчин, женщин и детей, молящих Всевышнего, о ниспослании помощи. Они связали себя с Богом с момента, когда приняли веру в спасение свое и всего человечества от всякого греха и беззакония.

Каждый, кто знаком с ранней историей ислама, должен знать, что все те страны, которые первыми стали под знамя Ислама, действительно, были угнетенными. В качестве примера можно напомнить, что когда спутники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) отправились в наступательный джихад против египтян, персов и римлян, население не оказывало абсолютно никакого сопротивления. Вместо этого они принимали Ислам в таком массовом масштабе, что неубедительно утверждать, будто джихад в исламе принес нечто другое, чем избавление от вековой тирании. Таков славный путь мусульманского джихада. Сравним его с жестокими военными походам в остальном мире от крестовых до колониальных. В период утверждения мира и безопасности в мире, современные могущественные страны бомбят мирных жителей Судана, Афганистана, Югославии, Ирака и др., выдавая уничтожение невинных людей за благовидную цель – поддержание мира во всем мире. Но «…им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!». - они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок».  Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого» (сура «аль-Бакара», аят 11-12).

У джихада существуют пределы того, что дозволено, а что нет. Не нарушать пределов означает не убивать женщин и детей. Оно означает также, что старики, больные люди, священники и другие люди, молящиеся в местах поклонения, а также те, кто работают на земле не должны быть атакованы ни при каких обстоятельствах. Соблюдать пределы означает не убивать животных, не сжигать посевы и растительность в целом, не отравлять воды и не разрушать дома монастыри, церкви и синагоги.

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура «аль-Мумтахина», аят 8). Бог не запрещает благочестивым делать добро  неверующим, не воевавшим против мусульман, потому что Бог любит праведных. После прочтения такой выдержки из Корана и понимания того, что разрешено и запрещено в джихаде, правила ведения войн приобретают новый справедливый смысл.

Что же можно сказать о проблеме террористов-смертников, о которой к сожалению, мы слышим все чаще и чаще.  Являются ли они частью джихада на пути Аллаха? Исходя из вышеизложенного, не вдаваясь в подробный анализ, можно сделать вывод, что такие действия не продиктованы религией, притом, что, к сожалению, некоторые мусульмане воспринимаю теракт как добродетель, за которую они будут вознаграждены. Эта концепция далека от истины. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что тот, кто идет на крайние меры будет уничтожен. Теракт, безусловно, крайняя точка зрения на вещи. В правилах ведения войны не существует такого указания в высказываниях Пророка и его сподвижников. К сожалению, сегодня некоторые заблуждающиеся считают, что такие действия  прокладывают путь к возрождению ислама и сулят поворот к славным законам, хотя и вопреки слова Пророка о том, что нельзя быть довольным чьими либо действиями, пока нет уверенности в том, что они ведут к счастливому завершению. Теракт, как оружие возмездия, в принципе не может быть таковым. Самоубийство запрещено в исламе также, как и в любой другой монотеистической религии. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что того, кто убивает сам себя, в любом случае, Аллах предаст геенне огненной.

Это действительно удивительно, что эти люди на самом деле готовы покончить с собой, даже если Бог говорит в Коране: «…Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (сура «ан-Ниса», аят 29). Таким образом, представление о том, что тот, кто совершает самоубийство во имя веры, заслуживает рая, совершенно неправильное. Речь может идти о целях политических или жажде мести, о чем угодно,  но только не о вере.

Отнимать жизнь, которую дал вам Бог это большой грех, такой же, как когда вы берете чужую жизнь, потому что жизнь человека является даром действительно ценным от Всевышнего. «…Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура «аль-Маида», аят 32). Таким образом, любой экстремизм, будь то захват заложников, угон самолетов и установка бомб в общественных местах категорически осуждается в исламе.