Puzzle. Глава 9

Истратов Алексей
 - То есть, физически?
 - Нет. На бумаге. - Роберт хмыкнул. - Но это не столь важно... Как вам мсье Пропан?
 - Если честно... Мразь, - сказал как-то смущённо Карл. - И дурак порядочный.
 - Это-то всё зола, - поморщился Паззл. - Мелочь... Вы бы знали, чем он занимается на деле...
  Он встал со стула и медленно подошёл к окну. И он поведал.
  Исаак Пропан, ребёнок фермера из Далласа и актрисы второстепенных ролей, был вообще личностью мрачной. Да, он состоял у верхов ЦРУ и всё такое. Да, он породил этот грандиозный и незаметный проект «Ристалище», заключающийся в захвате ключевых городов отдельно взятой страны, а затем завершающийся полным её разгромом при помощи свержения власти и моментального марша всей армии по государству. Вьетнам благодаря этому плану должен был стать новым штатом Америки. Но не стал. И это главное.
  Пропан стремился вообще свергнуть коммунизм в России и захватить её изнутри, благодаря тому же проекту. Но проект дал сбой, и всё из-за одного человека. Конечно же, из-за Роберта.
  Помимо всего прочего Пропан усердно торговал с пакистанцами, отправляя им оружие и боеприпасы, а полученные тонны опиумного мака он распространял по всему континенту. Никто не знал о его делишках, никто даже не знал о причастности его к взрыву в подвале Северной башни в этом году. Он нагло и безнаказанно торчал на верхушке всей разведки и заправлял некоторыми преступными группировками.
 - … Идеальная комбинация, - говорил Паззл. - Стать полковником в ЦРУ, добиться поста заместителя одного из руководителей, одновременно с этим торгуя смертью по всему континенту. Эгоист он. До мозга костей. Страшный человек. - Он вздохнул.
  На какое-то время он замолчал, разглядывая постепенно очищающееся небо. Потом вдруг сказал:
 - А вот и его молодчики едут.
 - Гарри! Карл! - Передатчик в моем ухе жалко звякнул. - ЦРУ там?
 - Да, Эльдер, там. - Я подошёл к окну. - На Вест-Стрит.
  Здоровый грузовик, тянущий за собой тёмно-синие контейнеры, медленно ехал к башням. Тогда Паззл достал свою рацию и пробормотал что-то по-немецки. Карл тут же оказался рядом с ним, выхватил передатчик и сказал:
 - Зачем?
 - Так надо. Или ты всё ещё марионетка? - подозрительно прищурился Роберт.
  Карл в ответ только фыркнул и неопределённо взмахнул рукой.
  А между тем на улице стальная игла «Джавелин» уже во всю мощь неслась к грузовику. Водитель, видимо, заметил её, и попытался было свернуть. А в следующее мгновение сначала прицеп, а затем и головную часть транспорта объяло огнём. Прицеп страшно разнесло, в щепки, в клочья, а вот кабине повезло больше. Только вот водитель, судя по всему, не спасся. Из кабины выпало горящее тело, которое, бешено извиваясь, и по асфальту каталось мокрому, и просто по улице бегало, но сбить огонь не смогло. В конце концов, водитель упал на землю, потеряв сознание от ожогов и длительной боли.
 - Я им говорил, - извиняющимся голосом сказал Эльдер. - Но они меня не послушали. Я им говорил...
 - Я вам верю. - Паззл уже успел настроиться на нашу частоту. - И будьте благоразумны, не дайте сюда пойти ещё большим группам...
 - Ястреб, это Оса. - Голос оказался до боли знакомым. - У нас внизу СВАТ!
 - Какой ещё сват? - По лицу Роберта я понял, что тот решил подшутить.
 - Не дури, ты знаешь, о ком я! Их тут много, нам нужен хотя бы один человек.
 - Сейчас будет. - Паззл оторвался от рации. - Карл, будь добр, помоги моим ребятам.
  Карл сначала неохотно, потом уже более бодро отошёл к двери кабинета и скрылся за ней. Паззл прокричал ему вслед, чтобы тот спустился на третий этаж. Затем он закрыл дверь и вернулся к месту у окна.
  Какое-то время мы молчали, разглядывая водную гладь недалеко от башни. Потом Паззл наконец сказал:
 - У тебя, как я думаю, есть вопросы ко мне?
 - Да, - ответил я, подумав немного. - Расскажи о себе для начала.
 - О себе... Ну, я не выходец из какого-нибудь мегаполиса, это факт. Провинциал чистой воды... Да, и меня зовут не Роберт... - Паззл как-то горько усмехнулся. - Моё настоящее имя Александр Войцеховски. Я поляк, - смущённо добавил он.
 - Ясно. Как ты оказался у Пропана?
 - Мои родители уехали в Америку. Там я быстро привык к новым условиям, кроме того, научился всяким фокусам, меткости и прочему, и зарабатывал этим деньги в более крупных городах. А однажды на улице ко мне подошёл невысокий сутулый человек и попросил показать пару фокусов. Я, конечно, показал. Он был крайне восхищён и попросил показать что-нибудь посложнее. И я ему показал тот самый фокус с револьвером. Тогда он представился и предложил мне пойти в спецслужбы Америки. А мне-то что было... Родители всё равно обо мне забыли, уехали в Чикаго и оставили одного в Техасе. И я согласился. В этот же день я собрал все свои вещи и уехал в чёрном джипе. Так я познакомился с Пропаном....
 - Расскажи подробней о проекте «Ристалище».
  Паззл тяжело вздохнул.
 - Проект «Ристалище» - второй после «Спектра», составленный Пропаном. Несколько агентов максимально приближаются к государственным делам и политике, чтобы подробней узнать некоторые детали о цели. Затем их отправляют в ключевые города государства-противника, где агенты занимаются «мелкими пакостями» - агитация, саботажи и прочее... А потом государство пропускают через армию, и от него ничего не остаётся. Ни истории, ничего. Зато появляется новая территория для нашей страны или стран-союзников. Здорово, правда?!
 - Да уж, - сглотнул я.
 - В этом проекте все было практически идеально. Только вот Пропан не учёл того, что кто-либо из участников проекта мог узнать об устранении их самих после выполнения пунктов плана... Я узнал об этом совершенно случайно. Пропан с кем-то говорил на эту тему, причём он был не в духе. И я узнал о проекте больше, чем нужно было. И я со своим напарником бежал. Дезертировал. Потом я видел, что пытаются привлечь и вас косвенно в этот проект... Вас отправили в Куинён, кажется. Но вы попали в плен. И тогда я пошёл за вами.
 - Сдался?
 - Пришлось, - поморщился Паззл. - А как иначе с вами встретиться? Но штурм тоннелей порвал все мои планы. И я бежал из Вьетнама вообще, решил залечь на дно до поры до времени....
  На некоторое время наступило молчание. Знакомый голос из рации доложил, что отряды SWAT обезврежены. Паззл отдал приказ о начале второй стадии. Мой вопрос о том, что вообще происходит, остался проигнорированным. Тогда я слегка обиделся, отошёл к столу и начал разбирать пистолет от нечего делать. Потом, когда уже очередь дошла до пружины, я не вытерпел и спросил:
 - А какого чёрта ты за нами гонялся? Мешал нам?
  Меня вдруг охватила некоторая злоба, слепая и безвыходная. Я резко вставил пружину обратно и яростно начал собирать пистолет, как вдруг у Паззла прорезался голос:
 - Вас я хотел спасти...
  Я сначала даже не понял. И не поверил. То есть как это — спасти?
 - ...Вас, дураков, марионеток чёртовых! - Под конец голос Александра перешёл в звериный рык. - Вас тупо использовали, как одноразовые тарелки, как служебных собак! Подай то, сделай то, убей тех... Ты знал, что это могло бы способствовать американцам в переброске проекта с Вьетнама на Афганистан? Знал, нет?!
  Я ошарашенно молчал.
 - Конечно, не знал! Мы же думать не научились! Нам только разжёванное и переваренное в уста подавай! Неужели так сложно заметить связь между тем, что происходило во Вьетнаме, и тем, что вы выполняли — или пытались выполнить — в Афганистане? А?.. Видимо, трудно. Ещё бы — почти всю жизнь, не думая... - Паззл махнул рукой и ушёл куда-то вглубь комнаты. Я потрясённо поставил раму на место и убрал пистолет в кобуру.
 - Думай, - донеслось из темноты глубин кабинета. - Может, что-нибудь да придёт в голову...
  Я подумал. А над чем, собственно? Да ни над чем. Поначалу. Сумбур в голове после тирады Паззла был потрясен. Потом, когда всё осело, в голове начали мелькать кое-какие мыслишки. Почему-то я вспомнил те жаркие дни в Триполи, тот момент, когда свинцовая оса лишила жизни Идриса Сирракха. Потом вдруг перед моим взором предстал Пропан со злобной ухмылкой, и я понял.
 - Они перебросили проект в Ливию, да?
 - Браво. - Александр вышел из тьмы в свет. На его плечах были видны лямки от рюкзака. - Вы ещё не разучились думать после долгих лет службы.
 - Эм-м... Но постойте! - В голове всплыла ещё одна вещь. - СССР!
 - Что СССР? - удивился Паззл.
 - Разве не туда перекинули проект? Или... - Я неуверенно потупился.
 - А, понял. - Паззл улыбнулся. Не ехидно, не злобно — просто, по-дружески. - Нет, в планах Советский Союз не был. Просто там народ требует перемен. Больших, колоссальных. Демократии требуют... Хе. Там свой проект «Ристалище» и свой Исаак Пропан. И вообще — в каждой стране это произойдёт.
 - Что?
 - Свой проект «Ристалище». Только обличье у него будет у каждого своё. В СССР, например, он принял облик августовского путча. В Англии будет, может быть, гражданская война. Небольшая. А на счёт остальных я не знаю...
 - А что же Ливия?
 - Ливия, друг мой, - это нефть. Её источник. Лакомый кусочек чёрного золота, как тот же Оман. Но не только это стало причиной внедрения в страну проекта... Думай.
  Нефть. Каддафи. Сирракх. Пропан. Проект «Ристалище». Всё одной кучей вертелось в голове. Связь. Я искал связь между всем этим. Потом в цепочку вклинилась Америка. Потом — НАТО. Америка — НАТО... Нет, не так. Пропан — проект «Ристалище» - Америка — НАТО — Ливия — Сирракх — Каддафи...
  Ладно. Допустим, цепочка именно такая. Тогда что же дало ей жизнь, так сказать? Проект «Ристалище». Но это не самый главный «реагент». Что-то было первоисточником. Что?
  Вспомнив диалог с Идрисом, в моей голове начало всё более-менее состыковываться. Все эти реформы с улучшением жизни граждан... Оппозиционеры, которые явно не желали всего этого... Это наводило на мысли. Наводило...
  Потом вдруг всплыла политика Америки и пошла параллельно с политикой Ливии. Так, сравнение. И стало не по себе. Совершенно не по себе! Нет, конечно, это всего лишь моё предположение. Лишь бы так и было, лишь бы так и было...
  Или нет?
  Я набрал в грудь воздуха и сказал почти шёпотом:
 - Америка... к-хм, она увидела.... ну, в общем, Америке не нужно было государство, где жизнь лучше, чем рекламируется у них... - Я поглядел на Паззла и понял, что сказал что-то несуразное. - Америка же у нас «пуп Земли», как они сами считают. И жизнь у них, соответственно, должна быть лучше, чем у всех других государство. Но тут объявляется какая-то арабская страна, в которой и люди живут лучше, и ещё она была когда-то под их управлением, и ещё нефти море. Следовательно, Америка не заинтересована в том, что кто-то живёт лучше, чем они. И они попытаются устранить эту оплошность.
 - Бинго. Не совсем корректно, но мысль ты уловил. - Паззл начал мерять кабинет шагами. - Возможно, первоисточником всего будет нефть, но это вряд ли. Первое — Ливия на данный момент достаточно серьёзно государство. Второе — живут там гораздо лучше, чем в Америке. Сие подрывает авторитет второй. Ну, и третье — ядерная программа. То, чего американцы боятся больше всего после Карибского кризиса. Это они поспешили как-нибудь ликвидировать, и в середине восьмидесятых были выдвинуты международные санкции, в «международности» которых я сильно сомневаюсь.
 - Под давлением подписаны, думаешь?
 - Возможно.
 - Кстати, - вдруг опомнился я. - А проект-то когда перебросили?
 - Где-то в семидесятых годах, практически сразу после поражения во Вьетнаме. Так что жди, лет этак через пятнадцать-двадцать Ливия падёт.
 - Думаешь, Ливия станет новым штатом в Америке?
 - А ты сам что по этому поводу думаешь? - усмехнулся Паззл, глядя мне в глаза.
 - Я несколько замялся.
 - Ну... Право, не знаю... - В голове промелькнул момент диалога с Идрисом Сирракхом, и меня словоно молнией ударило. - Может, они просто разрушат там все устоявшиеся идеи, политику, и предоставят всё в руки оппозиции? А сами будут чувствовать себя миротворцами или кем-нибудь в этом роде.
  Александр с интересом посмотрел на меня и задумчиво произнёс:
 - Слушай, а я ведь об этом не подумал... Хм... Действительно, они же с этого ничего не потеряют. - Он примостился рядом со мной. - Можешь ведь думать когда хочешь. У тебя вообще голова хорошо варит. Остался бы в армии, отслужил бы до демобилизации и пошёл бы стихи писать.
  Я густо покраснел.
 - Да ладно, смущается тут. Я читал твои стихи там, во Вьетнаме. Хорошие стихи. Правдивые. - Паззл крякнул, соскользнув с края стола. - Знаешь, ты — талант. Ты мог бы вдохновить людей. Мог бы заставлять их плакать или смеяться. Ты мог бы повести за собой революцию или дать ей начало. А вместо этого продал душу МИ-6 и занимаешься иссушающей душу дрянью. Тебе это надо?
  В ответ я смущённо промолчал.
  Тогда Паззл, не услышав ничего в ответ, достал рацию и сказал, чтобы все приступали к третьей стадии.
 - Что за третья стадия? - поинтересовался я.
 - Хороший вопрос... - Паззл лег на стол животом, пошарил рукой в его пустотах и извлёк оттуда пистолет-пулемёт, сильно напоминающий MP-5. - Как тебе?
 - А это, собственно, что?
 - M-4, “Спектр”, - несколько обиженно произнёс Александр. - Итальянское качество. Пятьдесят патронов в магазине.
 - Неплохо, - поджал я губы. - Только куда столько?
  Паззл промолчал. А когда он начал пальбу по окнам, я понял. Только мне показалось это бесполезным — стеклопакет стоит всё-таки. Однако Паззла это, похоже, мало волновало, ибо он знал об этом факте. Опустошив пятидесятипатронный магазин, Александр поставил новый и вновь начал дырявить стёкла, пока они не покрылись сетью трещин и пулевых отверстий. Тогда Паззл отбросил «Спектр» в сторону, схватил за ножки стулик, стоявший неподалёку, и нанёс по стеклам несколько ударов. Стекло послушно надламывалось и сыпалось вниз, а через пару мгновений здоровенный кусок стеклопакета был спущен вниз.
 - Джо, проследи, чтобы на людей не упало, - бросил в передатчик Паззл.
 - Вас понял. - Ещё один до боли знакомый голос...
  Александр посмотрел вниз, что-то пробормотал про себя, потом повернулся ко мне и весело спросил:
 - Что, вспомним молодость, наши яркие вьетнамские годы?
 - Ты что, прыгать предлагаешь? - слабо сказал я.
 - Ну да. - Паззл опять поглядел вниз. - Всего-то метров четыреста до земли. Фигня...
 - Ну тебя к дьяволу...
 - Да не бойся ты, всё схвачено! - Александр махнул рукой. - Пошли.
 - А... А это у тебя парашют за спиной, да?
 - Конечно! Давай.
  Ну, раз так...
  Я встал со стула, размял ноги и, легонько разбежавшись, бросился на Паззла. В последний миг только я подумал: «Что я творю?!..». Но было уже поздно. Улица приняла нас.
 - Кстати, забыл сказать! - Голос Паззла едва был слышен сквозь шум ветра. - Это не парашют у меня!
  И я, как в Триполи, обмяк и напрягся одновременно. Плюс ко всему этому мне захотелось хорошенько треснуть Паззла по шее.
 - Тогда какого чёрта?!..
 - Держись крепче!
 - Что?
 - ДЕРЖИСЬ КРЕПЧЕ!
  Трижды повторять не пришлось, и я изо всех сил вцепился в грудки Паззла.
 - Тот тем временем одной рукой раскрыл рюкзак, снял его перевернул и вытряхнул содержимое. Всё это действо происходило за моей спиной, так что увидеть секрет рюкзака мне не удалось.
  Практически сразу после опустошения рюкзака где-то под нами послышался звон разбитого стекла, и спустя какие-то мгновения между нами с Паззлом оказался уже настоящий рюкзак с парашютом. Он виртуозно, за считанные секунды надел рюкзак, заодно привязав меня к себе, а я молил Бога о помиловании и скрипел зубами от дичайшего страха. В ушах шумели ветер и улица, земля неумолимо приближалась, и мне приходилось только молиться и дивиться ледяной уверенности и выдержке Александра.
  Щёлкнуло кольцо, и с души словно камень упал. Полотно раскрылось сверху, нас тряхнуло, и я немного сполз вниз. До земли оставалось несколько сотен метров.
Мы приземлились недалеко от набережной, у парка Пампхаус. Там Паззл дал мне ключи от машины и несколько указаний:
 - Сядешь на катер, что на пристанях у банка. Там наш человек. Потом переплыви воду, до Эксчейндж Плейс. Там будет машина. Сядешь в неё, доедешь до аэропорта Ньюарк Либерти и направишься в Лондон.
 - А Карл?
 - Он уже на пути туда.
 - А что за секрет в портфеле?
  Паззл улыбнулся:
 - А это наш путь в свободу, друг мой. Нащи детальные копии из мякиша, дёгтя и прочих материалов. Точные копии, с настоящими внутренностями. - Я сморщился. - Так что официально мы с тобой будем мертвы.
 - А что мне дальше то делать? - растерянно спросил я.
 - Заляг на дно на пару месяцев. Лучше езжай в Дерби, сними там домик и отдохни. А потом — жить.
 - Жить? - Я с некоторым сомнением поглядел на Паззла, но он уже удалялся от меня, твёрдо шагая в сторону Парк Роу.