Дундич

Вера Миреева
Одно из наиболее светлых воспоминаний моего прошлого – детский туберкулёзный   санаторий, что под Ялтой.
Память о нём воскрешает пожелтевшая, с оторванным уголком, фо­тография довоенных лет: на фоне стройного кипариса — три наголо остриженных девочки от восьми до десяти лет. В середине – самая  маленькая, улыбающаяся, c отпоровшимся подолом ситцевого платьица, я — Дундич. Рядом со мной мои самые близкие подруги – Лиза Зверькова и Гутя Киселёва.
Санаторий находился возле моря. Один небольшой двухэтажный светлый корпус, с длинной верандой, широким двором и выкрашенными в зелёный цвет скамейка­ми и лежаками, с квадратной площадкой под высокими магнолиями и эвкалиптами. Территория санатория была обнесена забором, из-за которого доносился шум морского прибоя, запах водорослей, нагретого жарким солнцем песка и терпко-солёной воды.
Во дворе санатория была много цветов: стройных, на тонких стеблях касмей, красных и ало-багряных гладиолусов, нежных, с загнутыми лепестками лилий, мохнатых сиреневых астр, ярких, словно маленькие огоньки, настурций, пурпурных и рдяных роз… Они росли на ромбовидных и круглых клумбах, по краям которых лежали в форме низких барьерчиков се­рые и зелёно-синие круг­лые камни с гладкой поверхностью, отполирован­ной морской волной. Аллея, что вела в сто­ловую, полыхала ярко-розовым цветом олеандр и крупного махрового шиповника.
Кругом необычайная чистота, свежий морской воздух.
И  доброжелательность, – доброжелатель­ность    во всём, начиная от сторожа, сухонького ста­ричка, постоянно сидевше­го у ворот санатория, у проходной будки, до проворных и ласковых нянь, чистоплотных и вежливых санитарок, добрых и искусных поваров, и, конечно же, до тактичных, серьезных, хорошо знающих детскую психологию и своё дело врачей.
Каждый  ребенок,   попадавший в санаторий, оказывался в атмосфере искренней заботы и ласки; ни единого грубого замечания или окрика, – всё объяснялось добрым внушительным, словом. И даже горькие лекарства, которое принимали дети, не казалась им таковыми, а девочки, рьяно защищающие свои косички дома, спокойно расставались здесь с ними: нужно, так нужно! Лечение детей в сана­тории было поставлено таким образом, что каж­дый ребёнок убеждался в его необходимости, потому что оно было не­навязчивым, хотя и вполне целенаправленным. И несмотря на то, что здесь жили больные дети, они чувствовали себя полно­ценными и старались в каждом удобном случае проявить свою активность. К их услугам была и спортивная площадка, и библиотека со множеством интересных книг, удобные качалки и гамаки; и массовик, умело организо­вывавший досуг детей. Но особенной признательностью и любовью пользовался музыкальный ру­ководитель, игравший чудесные песня на баяне, например, «Эх, в гавани, в далекой гавани», а также бодрые марши и задорные мелодии по утрам во время зарядки, или вечерами возле костра.
Мы любили ходить к морю, на солнечный пляж, где купались в отведённое нам время, играть в мяч и принимать воздуш­ные ванны в тени темно-зелёных туй. Ну а если кому-то всё же станови­лось грустно, он мог написать (или ему помогали) письмо домой и собственноручно опустить его в синий почтовый ящик, прибитый к не­большому столбику возле проходной, куда ежеднев­но подъезжала машина, на кузове которой было написано «Почта».
Но больше всего нас увлекала художественная самодеятельность, бла­годаря которой многие из нас обрели уверенность в своих силах, убедились в том, что могут быть полезными и нужными.
Руководила ею врач Галина Александровна, пожилая полная женщина, очень энергичная, предприимчивая и неутомимая. Несмотря на свою комплекцию она была отличным постановщиком танцев, организатором занимательных игр, уме­лым аккомпаниатором на рояле. Эти вечера ждали все с большим нетерпе­нием: душевное, внимательное   отношение         к каждому ребёнку позволяло открыть ему свой талант, проявить имеющие­ся у него возможности, выложиться, как говорит­ся, во всём.
И какие это были вечера! К ним готовились загодя, продумывая и обсуждая каждую деталь. На этих вечерах дети с упоением исполняли танцы народов мира, чи­тали стихи и басни, пели хором или вокалом, пред­ставляли небольшие пьесы я миниатюры.
Я очень любила петь. Когда я училась в первом классе, наш учитель пения Петр Николаевич, прек­расно владевший скрипкой», разучил с нами песню о герое-югославе Дун­диче: «Дундич – брат мой незнакомый, к нам в страну решил бежать. Он друзей оставил дома, к нам приехал воевать». Эту песню в классе мы пели хором, а здесь, в санатории, я рискнула спеть её одна. 
Галина Александровна, прослушав моё пение, одобрила его. И я, под­бадриваемая ею и оглядываясь на неё, вышла на сцену, к большому роялю... Первые аккорды вступления, сделанные Галиной Александровной, наполнили мою душу чем-то торжественным, возвы­шенным и создали необходимость рассказать о Дундиче всем, кто находился в зале. И вот сначала робко, а потом всё смелей и смелей зазвучал мой голос. Мелодия рвалась ввысь, повествуя о героическом подвиге легендарного Дундича, который, увы! был убит на поле брани. Мой голос задрожал, и на глазах выступили слёзы, когда я  произносила слова песни: «Дундич! Дундич! Что с тобой? Почему ползёшь с седла? Или душно перед боем? Или пуля грудь нашла?»
Кончилась песня, и в зале раздались громкие рукоплескания. А Галина Александровна вышла из-за рояля и поцеловала меня в обе щёки. А я, этакая маленькая девулька, в сером ситцевом платье-форме санатория, в брезентовых белых тапочках с голубым ободком, едва достававшая стриженой макушкой до крышки рояля, разрыдалась от нахлынувших на меня дотоле неизведанных чувств...
«Дундич! Дундич!  – кричали дети. – Спой ещё раз!» Но я не могла выполнить их просьбы и убежала за кулисы, где ещё долго всхлипывала, вытирая глаза мокрым кулачком.
А Галина Александровна, обратясь к слушателям, объяснила, что сейчас я петь не могу, так как очень     волнуюсь, но непременно спою потом и не раз. И действительно, песню «Дундич» я пела затем неоднократно, меня вызывали «на бис», и я уже не пряталась за кулисы, хотя, разумеется, всякий раз волновалась.
Именно с тех пор меня и стали называть «Дундич», и я стала откликаться на это имя, отнюдь не приписывая себе заслуги героя. Ребята лечившиеся со мной, просто перенесли название песни на меня, и я не противилась  этому, лишь гордилась тем, что моя песня им понравилась.
И вот пришло время моего возвращения домой. Ребята, прощаясь со мной, сообщали дру другу: «Наш Дундич уезжает!»
«До свидания, Дундич!» – кричали они, когда довоенная полуторка увозила меня навсегда от ворот   санатория.
Прошли годы. И хотя я не стала профессиональной певицей, я по-прежнему люблю петь и с глубоким чувством благодарности вспоминаю детский туберкулёзньй санаторий, подаривший мне здоровье, щедрую доброту, веру в свои собственные силы, которая живет во мне всю мою нелёгкую жизнь.


(Впервые опубликовано 10 декабря 1993 года в газете "Перекоп", Красноперекопск, АР Крым)

Автор - Вера Михайлова (Миреева) на фото в центре