Памяти твоей.. Глава 3

Османова
… 3 …

Когда мне задают вопрос о том, счастлива ли я, то я отвечаю – «Да...» Потому, что счастье – в моём понятии – это миг, когда понимаешь, что в данный момент тебе ничего не нужно! У тебя есть всё! И по тому, насколько много у  тебя было таких моментов, можно судить – счастлива ли сложилась твоя жизнь в целом... Несмотря на то, что во взрослой моей жизни было довольно много негатива,  я считаю себя счастливой. Потому, что стоит мне просто на минутку вспомнить своё детство, как я понимаю – счастья у меня в детстве было так много, что его хватило с лихвой для того, чтобы нейтрализовать всё плохое в моей жизни...
На следующий же день, после приезда, я проснулась очень рано от странных звуков... Ставни были крепко закрыты,  и в большой комнате было темно и прохладно. Я спрыгнула с кровати..Боже, как я обожала эти старинные кровати, с железной сеткой и кучей шариков, которые я потом отвинчивала! А как я любила прыгать на пружинистой сетке и сколько раз, не удержав равновесия, я грохалась на пол, и бедная бабушка каждый раз вбегала в комнату и несмотря на то, что я хохотала, тщательно проверяла все ли кости у меня целы!!! Я тихонечко открыла дверь, ведущую из комнаты на застеклённую, широкую веранду...
Было уже светло, но по утренней прохладе чувствовалось, что ещё рано... Во дворе, около крана, дедушка свежевал барана... Странно, но я почему-то не испугалась, хотя видела это впервые... Бабушка возилась на летней кухне – она готовила что-то очень вкусное – по двору плыл удивительный аромат, раздразнивший мой желудок!
- Доброе утро! – звонко сказала я, и бабушка с дедушкой оглянулись одновременно.
- Проснулась, сердце моё? – спросил дедушка.
- Доброе, доброе. Иди, родная, умойся – сказала бабушка...
Я умылась, вытерла лицо и только повесила полотенце на гвоздик, как меня обдала сзади струя холодной воды. Я завизжала и подпрыгнула на месте! Это дедушка облил меня водой из шланга!
- Ай, киши!!! Азарладарсан ушагы!* – всплеснув руками, сказала бабушка.
- Не заболеет! Пусть привыкает! – сказал со смехом дедушка.
Я увидела, что недалеко от крана стоит ковш с водой и, недолго думая, схватила его и, хохоча и визжа от восторга, плеснула на дедушку.
Водные процедуры разбудили всех, кто спал в доме. По одному стали появляться во дворе мои родители, тёти, дядя... Они сонно смотрели  на  нас и, кроме  родителей, все  улыбались.. Дедушка, подмигнув мне, поманил меня пальцем. Я замотала головой, а он, опустив шланг, сказал шёпотом:
- Иди-иди, сейчас мы их разбудим.
Я подошла к нему, на всякий случай, держа в руках ковш с водой. Дедушка показал мне, как нужно зажимать  шланг и передал его мне. Затем, с таким видом, словно он вообще ни причём, дедушка отошёл от меня к повешенной на специальном крючке туше барана и продолжил своё дело, хитро поглядывая на меня своими изумительно синими глазами. Он заговорщически подмигнул мне, я медленно кивнула – мол, поняла – и зажав пальцем струю воды обдала полусонных своих родных с  ног  до  головы! Но, так как пальцы мои были слишком тонкими и слабыми, то большая часть воды вновь обдала меня саму!
Моё утро теперь начиналось так! И мне это нравилось! Аппетитно и сытно позавтракав, я решила провести экскурсию по нашей улице... Мама слабо пыталась протестовать, но дедушка сказал:
- Вам через пару часов уезжать нужно, да? Вот и славно... Оставьте ребёнка в покое. Это вам не Баку, машины здесь редко проезжают, вся улица – как на ладони и весь город уже знает, что внучка Абусата приехала.
Я вышла за ворота. Дома на нашей улице были построены вплотную друг к другу, в два ряда, один напротив другого. Я посмотрела направо и замерла от красоты открывшегося мне вида – наша улица поднималась вверх, переходя в следующую, та – в другую и так ещё несколько улиц, в конце которой возвышалась гора! На её склоне тонкой ленточкой виднелась Крепость...
Потом я посмотрела налево и увидела, что в этом направлении наша улица  спускается вниз, тоже переходя из одной улицы в другую, а  в конце её сияло море, покрытое синей дымкой и сливавшееся с небом...
Я закрываю глаза и, вновь и вновь, перед мысленным взором вижу эту красоту... Улица наша была вымощена булыжником, о который я нередко разбивала колени, локти. А больнее всего было, когда об  эти камни ударялись пальцы ног. Но нередко, охваченная азартом игры – я была сумасшедшим, неугомонным ребёнком – эти раны замечались лишь вечером, когда дедушка держал шланг, а я мылась  под  тёплой  струёй воды, тщательно соскребая с себя грязь. Затем, переодевшись во всё чистое, я, буквально валясь с ног от усталости, садилась за  стол  и  бабушка  ставила  передо  мной какое-нибудь безумно  вкусное  блюдо. Поев, я  забиралась на колени к дедушке и просила его рассказать мне  сказку... 
Боже мой!!! Почему ты не дал им ещё немного времени, когда я уже повзрослела? Я бы записывала все сказки, все прибаутки и шутки моего дедушки.. Сейчас многое открывается для меня в другом свете, становится намного яснее... Он был уникальным человеком.. Я благодарна судьбе за столь щедрый подарок, который она сделала мне в самом начале жизненного пути... Потому,  что только  благодаря им -  моим   родным и  любимым  дедушке  и  бабушке -  я выросла в атмосфере любви, тепла и нежности. И твёрдо  уверена в одном:  я пронесу это тепло, этот свет через всю свою жизнь,  и постараюсь, со временем,  стать для своих внуков, хоть немного,  похожей на них, на моих обожаемых дедушку и бабушку.
Состоявшееся в день приезда знакомство с кузинами и кузенами принесло мне славу. Ангельская внешность бакиночки совершенно не соответствовала характеру... Я никогда не провоцировала драки, но, если уж случалось, то дралась как бешеная... Что-то тёмное неожиданно поднималось внутри меня, застилая всё перед глазами и я, не задумываясь, молча и яростно, вцеплялась в противника. Но никогда не дралась с теми, кто младше и слабее. Это был какой-то кодекс чести...
 Очень скоро по нашей улице и прилегающих к ней паре улочек пошла слава, что из Баку приехала какая-то бешеная. Сама, правда, никого не трогает, но если её задеть, то, не разбираясь, лезет в драку. Это не соответствовало  местным правилам – там приветствовались словесные перепалки, которые так и заканчивались. В редком случае девчонки могли вцепиться друг другу в волосы, но их тут же разнимали... Это всё было не по мне. Через  короткое время после моего приезда, произошло то, после чего ко мне никто не лез вообще.Этот случай расставил все точки над «i»...
А началось всё с того, что дядя дал мне денег на семечки. На майдане – площади – жила старушка,  которую  звали Айбикя. Её семечки славились на весь город. Кроме  того, что  они  у  неё  всегда  были  горячие, она и  продавала   их  дешевле. За  десять копеек у  неё  можно было  купить полный, граненый стакан отборных, блестящих,  будто  покрытых  глянцем, семечек..В тот день я возвращалась с полным кульком семечек и проходила мимо группы мальчишек. Предводителем группы хулиганистых мальчишек был Ильгар – чумазый, чёрный как уголёк, вечно грязный и вонючий. Он отделился от группы и развязной походкой направился ко мне, напевая, специально гнусавя и корча рожи, песенку:
Бакылы гызы, аглама,
Уреюви даглама!
Конфет верим – йэ,
Адыны мяня – дэ!**
Эта песня преследовала меня повсюду, где бы я ни появлялась, если там был Ильгар. Слова, вроде безобидные, но сама манера исполнения, да ещё под хихиканье его дружков выводила меня из себя.До того вечера я просто игнорировала его. Но в тот раз что-то во мне замкнуло... Я подошла к нему почти вплотную – он был на голову выше меня и старше на год... Не отводя взгляда от его лица, я швырнула ему в лицо кулёк, полный горячих семечек, от чего он растерялся. Мгновенно воспользовавшись ситуацией, я, не  произнося ни слова,  вцепилась одной рукой ему в жёсткие, выгоревшие на солнце, волосы, а другой – схватила за горло и стала сжимать. Откуда у меня были такие познания в области драки – понятия не имею... Ильгар стал задыхаться, на глазах появились слёзы, смех замер на губах мальчишек. Один из них сделал, было, шаг в нашу сторону, но я процедила сквозь зубы:
- Придушу...
Мальчишка остановился, как вкопанный... Ильгар уже хрипел и слёзы круглыми горошинами катились из глаз. Я чуть освободила хватку и, глядя в его расширенные от ужаса глаза, сказала:
- А теперь запомни, как нужно правильно петь эту песню:
Бакылы гызы, улатма,
Уряйляри даглама!
Сяня бир бахсам мян,
Гёзлерими чыхардарсан сян!***
- Запомнил?
Ильгар утвердительно кивнул. Я медленно разжала пальцы на его горле и выпустила волосы, при этом, брезгливо вытерла руку об стену дома – клок его волос застрял у меня между пальцами... За всей этой сценой, молча, наблюдали мальчишки постарше... И я помню до сих пор отчётливо одно ощущение, определение которому я нашла гораздо позже...Это  было  ощущение такого  потрясающего чувства удовлетворения и  я  точно знала - больше  никто и  никогда из  этой  компании  и  близко ко мне  не  подойдёт. Кому  охота  связываться  с  ненормальной,  бросающейся  в  драку  без  единого звука, не  предупреждая  и  не  задумываясь о  физическом превосходстве  противника?
Слухи об этом случае разнеслись мгновенно, так же, как и новый вариант стишка. К слову сказать, писательский дар у меня, видимо, проявился очень рано. Я рифмовала слова на ходу, придумывала прозвища. Например, жил недалеко от нас мальчишка, которого звали Даш-Дямир. Я тут же окрестила его – Железобетон. Девочку, которую звали Багдагюль, я просто не переваривала. Было в ней что-то такое очень неприятное, она мне сразу не понравилась. Мать её была такой же омерзительной тёткой и звала свою дочь всегда полным именем, нараспев:
- Багдаааагюль, ааай Багдааагююль!!!
Услышав как-то в очередной раз, как разрывается её мамаша, я фыркнула:
- Йох бир, афтафада су!****
Так что, перерифмованное стихотворение было, наверное, первым писательским опытом, принесшим мне не славу, не  меньшую,  чем одержанная победа....
Ильгару было очень тяжело признать своё поражение и после этого случая, он  попытался взять реванш... Но сделал только хуже – он окончательно поте¬рял уважение в глазах своих дружков...
Одной из любимых наших игр была «Свадьба». В  первую  очередь выбирали жениха и невесту, девочки тайно приносили из дома какой-нибудь красивый платок, который легко превращался в фату! Собрав один конец веером, завязывали его в узелок, затем, этот торчащий хвостик превращали в подобие короны, а фата, благодаря узлу, очень твёрдо держалась на макушке. Кстати, придумала этот метод я! До  этого  платки  обвязывали разными  методами,  но  "фата"  постоянно  сползала.
«Невестой» быть считалось почётным, потому что некрасивые девочки не удостаивались  этой  чести. А мне совершенно не нравилась эта роль, потому что, соответственно статусу, «невеста» сначала должна была сидеть с опущенной головой в уголке «дома», куда приходили с песнями, танцами, «хончой»****  «родственники  жениха». Все  волокли из  дома  кто что мог! Ребята,  втихаря,  брали  косынки и  шали;  подносы, в  которые собирали  конфеты  и фрукты, всякие  безделушки, пустые баночки от духов, кремов, старые косметички.  В общем, всё, до чего только руки доходили и за что, потом, нередко получали. Все, кроме меня. Потому, что у меня был такой дедушка!!! Моя «хонча» всегда была самой красивой и богатой! Небольшой, но яркий поднос всегда был переполнен конфетами, фруктами, бусами, яркими кусочками материалов, которых у бабушки была уйма…
А дедушка  сам делал мне «фату», когда ребятам удавалось уговорить меня стать «невестой». Не обращая внимания на недовольство бабушки, он брал самый красивый, яркий, большой платок-кялагаи и  делал из него фату, и не такую, какую придумала я, а почти настоящую! Дедушка   особым образом оборачивал кялагаи  вокруг моей головы. Для  того, чтобы «фата» твёрдо держалась и не скользила, он закреплял её с помощью собственноручно сплетённых им из разноцветных проволок обручей... Надевал мне на шею свои чётки из настоящего янтаря, а сплетённых им колец и браслетов у меня было несметное количество! Нарядив меня и отправив в дальнюю комнату, он чинно усаживался во дворе и с совершенно серьёзным видом принимал «сватов». Делегация, состоявшая, как минимум,  из пятнадцати человек с шумом и гамом – кто играл на воображаемых зурне и барабане;  кто «сигналил»,«обгоняя» другого "водителя"крутя  в  руках  крышку  от  кастрюли  или  колесо  от  велосипеда; кто кричал на «ребёнка», которого пришлось взять с собой «на свадьбу» –  врывалась к нам во двор... Кроме дедушки,  их встречали «родственники невесты»» – мои близкие подружки, которые стояли позади дедушки,  преисполненные  гордости -  ведь пока "невесту" не  забрали,  "девичья" сторона  чувствовала  себя  хозяйкой  положения.... Гвалт стоял невообразимый! И мой дедушка принимал в этом самое живое участие! Он сидел  за  столом,  на  котором  стояли  вазы  с  фруктами, орешками   и сладостями. И первым делом дедушка угощал «сватов»,  щедро  одаривая  их  фруктами,  орехами,  сладостями.. Затем, дедушка «посылал» кого-то из «родственников»  за  «невестой. Пока  меня  торжественно выводили из  комнаты, дедушка разговаривал  с «родственниками  жениха». Он, с  совершенно  серьёзным  видом, говорил о том,  что для  стороны "жениха"  великая честь «породниться» с нами, Что я  - «невеста» всем на зависть. И умна, и красива, и хозяйственна... Когда меня -  под  улюлюканье и  "музыку"   «забирали», дедушка напутствовал меня словами:
- Аллаха эманят! Озювю инчитмяйя гойма! Джанларын аларам хамысынын!***
С невообразимым шумом меня «забирали»  из «отчего дома»... Боже мой, какой же защищённой я себя чувствовала!!! Как искренне  я  верила,  что  дедушка никогда  и  никому  не  даст  в  меня  обиду,  что  в любое время  двери  этого,  самого  родного на  свете  дома,  который  по-настоящему  был  для  меня  отцовским, будут открыты…
Роль невесты мне нравилась до этого момента, потому, что потом я всю свадьбу должна была, скромно опустив  голову, сидеть на отведённом мне месте. И только два раза мне разрешено было танцевать – когда раздавали "шабаш" – это было  в разгаре «торжества». И в конце «свадьбы» – когда меня «забирали» родственники жениха... Эту игру мы играли где-то до десяти-двенадцати лет... Потом подрастало новое поколение...
И вот однажды роль «жениха» по жребию досталась Ильгару... Как назло, я была в тот день «невестой». Обычно,  после  того,  как «жених  и  невеста»  танцевали последний  танец, поровну делились  и съедались все вкусности,  каждый  забирал  свои вещи и  «свадьба» заканчивались.
 Но в тот день Ильгар предложил продолжить... Их дом был построен так, что сразу от дверей шёл навес, под которым, обычно, горела тусклая лампочка. А в тот день лампочка не горела. Но никто не обратил на это внимания... Пройдя чинно со мной под руку в дверь, Ильгар резко запер её за собой, и мы оказались в кромешной тьме. Ребята, оставшиеся на улице, стали барабанить в дверь, но засов был крепко заперт... Я услышала гнусавый голос Ильгара:
- Ну, что? Бакылы гызы**, боишься?
Я нащупала в темноте за спиной полено – тогда во многих домах были ещё дровяные печи... Через несколько мгновений раздался оглушительный крик – освоившись в темноте, я  -  молча, не  издавая  ни  единого звука -  лупила Ильгара поленом изо всех сил! На его вопли прибежала из дома Улдуз – старшая сестра Ильгара. Мгновенно оценив ситуацию, она схватила братца за ухо, открыла дверь и в назидание остальным, спустив с него штаны, надавала ему по тощей заднице...
Это был мой окончательный триумф и его позор... Целую неделю Ильгар не выходил на улицу и ещё долго после этого ребята, завидев его, начинали улюлюкать...
*************************


** Простудишь ребёнка!
; Бакиночка, не плачь, не разрывай своё сердце. Конфетку я дам тебе, ты имя своё скажи мне.
;  Бакиночка, реветь не заставляй, сердца не разрывай. Если я на тебя посмотрю ещё раз, то ты выколешь мне глаза.
; Даш-дямир -   Камень-железо, дословный перевод этих слов.
;; Багда- Гюль -  Цветок в саду.
***  Нет ещё, вода в афтафе! Афтафа – кувшин для подмывания.
**** Хонча – подносы  с  подарками для  невесты
;    Храни тебя Аллах! Не позволяй обижать себя! Убью любого!!!
;;Шабаш -   Деньги, которые по обычаю бросают гости на свадьбе, их в дан¬ном случае заменяли конфетные обёртки, крышки от бутылок.
;Бакылы  гызы Бакинка.
**Тахт – что-то  наподобие дивана