За мамой. Из цикла рассказов про Ваську. Начало

Юрий Хозяинов
Васька не хотел плакать, но слезы текли в три ручья, заливая глаза.
Как? Как она могла? Как она могла сказать ему такое? - сотрясаясь от рыданий, думал малыш. Сказать ему вот так просто, что его мама… умерла?
- Что? - переспросил Вася. - Что вы сказали?
- Я сказала, - менторским тоном повторила учителка, - что твоя мама умерла! Иди домой. Приедет твой отец и все тебе расскажет.
- НЕТ!
- Что нет? - удивилась учительница.
- А то - нет! - упрямо сдвинув брови, сказал мальчик. - Нет! Не могла моя мама умереть, она не может умереть!
- Ну почему?
- Да потому, что это Моя мама!!!
Васька как попало спихнул все с парты в портфель и, опустив голову, чтоб не видеть сочувствующих, а больше равнодушно-любопытных взглядов одноклассников, выбежал из класса. Пока шел домой, немного успокоился. Папка придет, он расскажет. Правда, после отъезда супруги в Тюмень тот и носу в доме не показывал, выходя на связь с сыном только по телефону.
За Васькой как бы присматривала соседка, но и той было некогда, за своими бы уследить. И вот Васька, впервые в жизни ощутив свободу, перестал ходить в школу. Сначала он боялся - одевался, брал портфель и шел по направлению к школе. А потом, поняв, что до него никому нет дела, он перестал имитировать интерес к знаниям и предавался самому любимому своему делу - лыжам. Лишь когда становилось совсем темно, приходил домой, съедал принесенный соседкой ужин, врал, что в школе все хорошо и что он получил по арифметике "5" или по русскому "4".
Сегодня после двухнедельного перерыва Васька поплелся в школу. И не то чтобы ему хотелось - сегодня должна была вернуться Мама из командировки. А она, так сказать, обратится к первоисточнику - к учительнице то есть, со всеми вытекающими.
Он разделся в гардеробной и пошел играть с товарищами. Все было, как обычно. Неужели проскочит? - с замиранием сердца подумал Васька. Не проскочило. В коридоре к нему подошла завуч.
- Васильев! - Строгим голосом сказала она. - Ты почему не ходил в школу?
- Так это я болел! - честно глядя в глаза завучу, соврал Вася. - Простыл, наверное…
- А справка где?
- Какая справка?
- Тебе должны были дать в поликлинике, что ты можешь ходить в школу.
- Так я ведь и раньше болел, и справок не приносил…
- Твоя мама приносила. Так почему ты в школу не ходил?
Васька чувствовал, как его уши наливаются краской. Он наклонил голову, как упрямый бычок, и молчал.
- Тебе скучно в школе?
- Ага, - кивнул Васька, - скучно…
Раздался звонок на урок.
- Пока иди. Скажи Алефтине Тимофеевне, что я разрешила, а потом мы с тобой поговорим.
Алефтина Тимофеевна была учительницей их 3-го "б", слыла строгой, но справедливой, поэтому наказание было неотвратимо. "Только бы не в детский дом", - подумал Васька. Детским домом его пугали всегда, мол, будешь неслухом - отдадим. А еще пугали детской колонией.
Уроки начались как обычно, но минут через 15 прозвучал какой-то необычный, очень тревожный звонок. Все учителя мигом собрались у завуча. Там они узнали, что при заходе на посадку в аэропорту Ханты-Мансийска, города, где родился и жил Васька, взорвался пассажирский самолет Ан-24. Все пассажиры погибли. Среди погибших оказалась и мама Васьки.
Алефтине Тимофеевне предстояло сообщить эту страшную новость своему ученику. Она вернулась в класс какая-то застывшая. Села за кафедру, долго смотрела в окно. Начинала плакать, кусала руку, чтобы не рыдать в голос. Класс её такой никогда не видел и сидел, притихнув. Никто еще ничего не знал, никто ничего не понимал. Наконец, она взяла себя в руки и сказала хриплым от слез голосом.
- Васенька, подойди ко мне.
К Ваське так никто никогда не обращался, поэтому он остался сидеть за партой.
- Васильев! - повторила учитель. - Я тебя приглашаю! Подойди и сядь - вот сюда!
Вот тогда и состоялся тот неприятный разговор.
"Фигня какая, - думал Васька, - перепутали, наверное, с кем-нибудь".
- Ну и фамилия, - насмехался, бывало, отец. - Иметь фамилию Васильев - все равно, что не иметь никакой фамилии. Таких, как вы, по Союзу - как котят нетопленных!
Ему было хорошо, у него была редкая и красивая фамилия - Залесский. Васька не понимал, почему у него и у мамы одна фамилия, а у отца другая, но с расспросами не приставал - себе дороже.
Однажды ночью Васька проснулся от тихого шёпота родителей. Мама говорила: "Ну не хочешь оформить брак со мной - ну хотя бы запиши сына на свою фамилию! Вон как Вася изводится".
- Ты дура или я что не понимаю? Зачем парню жизнь ломать? Я-то вон как намучился! Сейчас он русский, как все, а потом - еврей? И куда потом?
Васька слышал, как отец обнял маму и начал целовать.
- Ну не плачь, не плачь дуреха! Он подрастет и все поймет! Он еще мне благодарен будет..
Васька слушал, крайне разобидевшись на отца. "Я и так все понимаю, - думал он. - Отец от меня отказывается. Ну почему?"
(Продолжение следует)